Алгоритм описания микропрепарата




Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра патологической анатомии и судебной медицины

Методические рекомендации для практических занятий

Тема: Стромально-сосудистые диспротеинозы: мукоидное набухание, фибриноидное набухание (фибриноид), гиалиноз. Амилои­доз. Стромально-сосудистые липидозы: общее ожирение (тучность), истощение (кахексия).

Дисциплина РА-1 22209 «Патологическая анатомия-1»

Специальность 5В130100 - Общая медицина

Объем учебных часов: 2

Курс: 2

 

 

Составитель асс. Костылева О.А.

Караганда 2014г.

· Тема Стромально-сосудистые диспротеинозы: мукоидное набухание, фибриноидное набухание (фибриноид), гиалиноз. Амилои­доз. Стромально-сосудистые липидозы: общее ожирение (тучность), истощение (кахексия).

· Цель: уметь давать определение стромально-сосудистых дистрофий, называть их виды, различать стромально-сосудистые диспротеинозы и липидозы на основании их макро-микроскопической и ультраструктурной характеристики, оценивать функциональное значение стромально-сосудистых дистрофий и их исходы, объяснять механизмы развития стромально-сосудистых дистрофий в различных органах при действии различных причин.

· Задачи обучения: научить определять причины и патогенез стромально-сосудистых дистрофий, определять макро-и микроскопическую характеристику стромально-сосудистых белковых и жировых дистрофий.

· Основные вопросы темы:

1. Стромально-сосудистые дистрофии: характеристика понятия

2. Принципы классификации стромально-сосудистых дистрофий

3. Причины и морфогенез белковых стромально-сосудистых дистрофий

4. Морфологическая характеристика белковых стромально-сосудистых дистрофий

5. Значение и исходы различных видов стромально-сосудистых диспротеинозов

6. Причины и морфогенез жировых стромально-сосудистых дистрофий

7. Морфологическая характеристика стромально-сосудистых липидозов

8. Значение и исходы различных видов стромально-сосудистых липидозов

9. Значение и исходы различных видов стромально-сосудистых липидозов

 

Методы обучения и преподавания: микроскопия и зарисовка микропрепаратов, описание макропрепаратов, работа с тематической презентацией.

Микроскопия и зарисовка микропрепаратов, описание макропрепаратов

1. Диагностируйте амилоидоз по микропрепарату №87 «Амилоидоз почки», окраска Конго-рот. Под малым увеличением рассмотрите структуру почки, найдите отложения амилоида красно-кирпичного цвета, зарисуйте и опишите микропрепарат по приведенному ниже алгоритму

2. Диагностируйте гиалиноз по микропрепарату №88 «Гиалиноз сосудов почки». Рассмотрите структуру почки, под малым увеличением найдите сосуды с отложением гиалина темно-розового цвета, зарисуйте и опишите микропрепарат по приведенному ниже алгоритму

3. Диагностируйте атеросклероз аорты по макропрепарату. Отметьте особенности вида интимы аорты, наличие в ней атеросклеротических бляшек, опишите макропрепарат по приведенному ниже алгоритму

4. Диагностируйте амилоидный нефроз по одноимённому макропрепарату. Обратите внимание на цвет поверхности почки, ее размеры; опишите макропрепарат по приведенному ниже алгоритму

 

Алгоритм описания макропрепарата

1. какой орган или его часть представлены

2. размеры

3. консистенция

4. состояние поверхности (цвет, гладкость, наличие инородных тел, кровоизлияний, ран и т. п.)

5. состояние поверхности разреза (цвет, гладкость, наличие инородных тел, кровоизлияний, ран и т. п.)

6. состояние полостей

7. распространенность процесса

8. Заключение о патологическом процессе

Алгоритм описания микропрепарата

1. ткань какого органа представлена

2. изменение структуры

3. распространенность процесса

4. метод окраски

5. Заключение о патологическом процессе

 

Работа с тематической презентацией: основные вопросы темы разбираются с использованием заранее подготовленной преподавателем кафедры презентации, выполненной в программе Microsoft Power Point. Тематическая презентация представляет собой набор слайдов с макро- и микропрепаратами по теме занятия, слайды лишены обозначений и наименований. Студенты самостоятельно диагностируют патологические процессы, представленные в презентации, указывают на главные морфологические признаки заболевания, объясняют теоретические аспекты данной патологии.

· Литература

Основная:

1. Патологическая анатомия: Учебник / А.И.Струков, В.В.Серов. – М.: Литтера, 2014. – 880с.:ил. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).

2. Патологическая анатомия: Учебник / А.И.Струков, В.В.Серов. – М.: Литтера, 2010. – 848с.:ил. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).

Дополнительная:

1. Патологическая анатомия. Курс лекций. Учеб. пособие/ под ред. В.В. Серова, М.А. Пальцева. – М.: Медицина, 1998. – 640с: ил.

2. Пальцев М.А., Пауков В.С., Улумбеков Э.Г. Патология: Руководство – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.- 959с.

3. Пальцев М.А. Патология: Учебник (в 2-х томах)/ М.А.Пальцев, В.С.Пауков. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2010. – 1000с.

4. Патологическая анатомия: атлас/ ред. О.В. Зайратьянц. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 960с.:ил.

5. Тусупбекова М.М. Морфологический атлас общепатологических процессов. – Алматы, 2012. – 164с.

 

Контроль (вопросы, образцы тестов, образцы задач и пр.)

I. Вопросы, ситуационые задачи

1. Сосудисто-стромальные дистрофии: определение, характеристика.

2. Причины и морфогенетические механизмы развития сосудисто-стромальных дистрофий

3. Принципы классификации сосудисто-стромальных дистрофий

4. Системная прогрессирующая дезорганизация соединительной ткани как следствие ее деструкции: причины, виды, морфогенез, исходы и функциональное значение.

5. Мукоидное набухание: макроскопическая, микроскопическая и ультраструктурная характеристика.

6. Фибриноидное набухание: макроскопическая, микроскопическая и ультраструктурная характеристика.

7. Гиалиноз: макроскопическая, микроскопическая и ультраструктурная характеристика.

8. Сосудисто-стромальные липидозы: причины, виды, морфогенез, исходы и функциональное значение.

9. Макроскопическая, микроскопическая и ультраструктурная характеристика различных тканей и органов при ожирении.

10. Макроскопическая, микроскопическая и ультраструктурная характеристика сосудов при атеросклерозе.

Ситуационные задачи

№1. Больной страдал ревматическим пороком митрального клапана. Смерть наступила от хронической сердечно-сосудистой недостаточности. На вскрытии створки клапана утолщены, сращены, непрозрачны, плотные, молочно-белого цвета. А) Вследствие какой дистрофии створки клапана имеют такой вид? Б) В результате каких последовательных изменений (стадий процесса) в клапанном эндокарде развилась эта дистрофия? В) В чем сущность этих изменений в каждой из этих стадий? Г) На какой стадии процесс был обратим?

№2. Больной страдал гипертонической болезнью и умер от инфаркта миокарда. При микроскопическом исследовании во многих органах обнаружены изменения артериол: стенки их утолщены, просвет сужен, интима представлена гомогенными массами розового цвета. На вскрытии также отмечено уменьшение размеров поек, поверхность их мелкозернистая. А) Какая дистрофия развилась в стенках сосудов? Б) В исходе какого процесса она развилась? В) С чем связаны уменьшение размеров и гранулярность поверхности почек? Г) Как называется процесс, развившийся в почках?

№3. Больная (кондитер) обратилась к врачу по поводу избыточного веса и одышки при ходьбе, отеков на ногах. После курса лечения (диета, физические упражнения) вес снизился, одышка исчезла. А) Каков механизм развития тучности у больной? Б) Как при этом было изменено сердце? В) С чем были связаны признаки сердечной недостаточности (одышка)?

№4.На вскрытии умершего от инфаркта миокарда обнаружены изменения интимы аорты и отходящих от нее крупных ветвей. Интима неровная, в ней видны плотные, суживающие просвет сосуда белесовато-желтые бляшки и желтые пятна. А) Какой процесс развился в аорте и артериях? Б) Какой окраской следует пользоваться при микроскопическом исследовании для установления сущности процесса?

 

II.Критериальное оценивание работы студента по тематической презентации (критерии оценки – см. силлабус по дисциплине «Патологическая анатомия 1» 2-14-2015 г, «Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся» от 28.08.2014 г., Приложение 1)

 

III.В конце занятия преподаватель проверяет и оценивает оформление тетрадей с практическими работами: правильность зарисовки и описания микропрепаратов, описания макропрепаратов, точность выводов о патологическом процессе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: