Цели и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «Психологическое сопровождение дополнительного образования»: реализация психолого-педагогических компетенций в области психологического сопровождения дополнительного образования; повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса.
Задачи:
· ознакомить с методами, обеспечивающими создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся.
· познакомить обучающихся с особенностями создания психологически комфортной и безопасной образовательной среды в организации;
· обучить проведению психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;
· сформировать навыки проведения коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;
· познакомить студентов с основами взаимодействия психолога с педагогическими работниками с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;
· обучить методам создания во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка.
·
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Психологическое сопровождение дополнительного образования» относится к дисциплинам по выбору студента учебного плана.
Для изучения учебной дисциплины необходимы знания, умения и владения, формируемые следующими дисциплинами:
1. Общая педагогика.
|
2. Педагогическая психология.
3. Психология развития.
4. Психотехнологии развития личности.
5. Психолого-педагогическая диагностика.
6. Психологическая служба в образовании.
Перечень учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
1. Психологическое консультирование.
2. Психологическое сопровождение личности педагога.
3. Психология управления.
Результаты освоения дисциплины
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:
· ОПК-11 (готовность применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов);
· ПК-27 (способность эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей);
· ПСК-1 (способность проектировать в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; анализировать выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизиологическими особенностями);
· ПСК-2 (готовность использовать методы психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности; способность создавать благоприятные условия для развития творческих возможностей субъектов образовательной среды);
· ПСК-3 (способность разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности администрации образовательной организации, педагогов, родителей (законных представителей) по психологическим вопросам обучения, воспитания и развития обучающихся).
|
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен:
Знать:
З1. механизмы и принципы психологического сопровождения дополнительного образования.
З2. возрастные особенности субъектов образовательного процесса
Уметь:
У1. проектировать в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся.
У2. организовывать профессиональное взаимодействие психолога с родителями и сотрудниками по вопросам реализации программ дополнительного образования;
У3. анализировать особенности образовательной среды учреждения дополнительного образования.
Владеть:
В1. навыками консультации педагогов, преподавателей и других работников профессиональных образовательных организаций.
В2. навыками разработки и реализации системы мероприятий по психологическому сопровождению дополнительного образования
В3. навыками составления профессиограмм и индивидуальных профессиональных маршрутов обучающихся.
4. Структура и содержание дисциплины
Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зач. ед. (72 час.), семестр изучения – 7, распределение по видам работ представлено в табл. № 1.
Таблица 1. Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
Вид работы | Форма обучения |
очная | |
Семестр изучения | |
7 сем. | |
Кол-во часов | |
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | |
Контактная работа, в том числе: | |
Лекции | |
Практические занятия | |
Самостоятельная работа студента | |
Промежуточная аттестация, в том числе: | |
Зачет | 7 сем. |
|
*Распределение трудоемкости по видам контактной работы для заочной формы обучения (при наличии) корректируется в соответствии с учебным планом заочной формы обучения.
4.2 Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2. Тематический план дисциплины
Наименование разделов и тем дисциплины (модуля) | Сем. | Всего, час. | Вид контактной работы, час. | СРС | ||
Лекции | Практ. занятия | Лаб. работы | ||||
1. Концепции психолого-педагогического сопровождения | - | - | ||||
2. Реализация деятельности психолога в дополнительном образовании детей | - | |||||
3. Психосоциальная работа | - | |||||
4. Психологическое консультирование | - | |||||
5. Диагностические методики в помощь практикующему психологу дополнительного образования | - | |||||
6. Игры и упражнения для работы с учебными группами | - |
*Распределение часов по разделам (темам) дисциплины для заочной формы обучения осуществляется научно-педагогическим работником, ведущим дисциплину.
Содержание разделов (тем) дисциплин