Эпоха Возрождения (Ренессанс) - период культурного и идейного развития европейских стран. Все страны Европы прошли через этот период, но для каждой страны из-за неравномерности социально-экономического развития существуют свои исторические рамки Возрождения.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
Термин «Возрождение» начал применяться еще в XVI в. по отношению к изобразительному искусству. Автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.) итальянский художник Д. Вазари писал о «возрождении» искусства в Италии после долгих лет упадка в период Средневековья. Позже понятие «Возрождение» приобрело более широкий смысл.
Эпоха Возрождения - это конец Средневековья и начало новой эры, начало перехода от феодального средневекового общества к буржуазному, когда устои феодального общественного уклада жизни были расшатаны, а буржуазно-капиталистические отношения еще не сложились со всей их торгашеской моралью и бездушным лицемерием. Уже в недрах феодализма в вольных городах существовали крупные ремесленные цехи, ставшие основой мануфактурного производства Нового времени, здесь начал складываться класс буржуазии. С особой последовательностью и силой она проявилась в итальянских городах, которые уже на рубеже XIV - XV вв. вступили на путь капиталистического развития, в нидерландских городах, а также в некоторых прирейнских и южно-германских городах XV в. Здесь в условиях не полностью сложившихся капиталистических отношений развивалось сильное и свободное городское общество. Его развитие шло в постоянной борьбе, которая частично была торговой конкуренцией и частично - борьбой за политическую власть. Однако круг распространения культуры Возрождения был гораздо шире и охватывал территории Франции, Испании, Англии, Чехии, Польши, где новые тенденции проявились с разной силой и в специфических формах.
|
Это также период формирования наций, так как именно в это время королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства. Из объединений, являвшихся государствами только в географическом отношении, формируются крупные монархии, основанные на общности исторической судьбы, на национальностях.
Это было время небывалого развития торговли между странами, время великих географических открытий, в это время были заложены основы современной науки, в частности естествознания с его основополагающими открытиями и изобретениями. Переломным моментом для этого процесса стало изобретение книгопечатания.в различных формах оно пропитывало и увековечивало Возрождение. Высокого уровня достигла литература, получившая с изобретением книгопечатания невиданные ранее возможности распространения. Возрождённые античные рукописи, вновь изданные или переведённые, могли пересекать границы пространства и времени как никогда раньше. Появилась возможность размножить на бумаге любой вид знания и любые достижения науки, что значительно облегчало обучение. Без книгопечатания классическое образование бло доступно только узкому кругу учёных, а научные открытия были бы известны малому количеству людей.
|
Основоположниками гуманизма в Италии считаются Петрарка и Боккаччо — поэты, ученые и знатоки древности. То центральное место, которое в системе средневекового схоластического образования занимали логика и философия Аристотеля, теперь начинают занимать риторика и Цицерон. Изучение риторики должно было, по мысли гуманистов, дать ключ к духовному складу античности; овладение языком и стилем древних рассматривалось как овладение их мышлением и мировоззрением и важнейший этап в освобождении личности. Латинский язык, бывший и ранее языком науки и литературы, очищается в эпоху Возрождения от средневековой порчи и восстанавливается в своей классической чистоте. Греческий, знание которого было потеряно в средневековой Европе, становится предметом ревностного изучения. Сочинения древних разыскиваются, переписываются, издаются. В XV в. почти полностью был собран дошедший до нас состав памятников античной литературы
Изучение гуманистами трудов античных авторов воспитало привычку к мышлению, к исследовательской, наблюдательской, изучающей работе ума. И новые научные труды вырастали из лучшего понимания ценностей древности и одновременно превосходили их.
Изучение Античности наложило свой отпечаток на религиозные воззрения и нравы. Хотя многие гуманисты были набожны, слепой догматизм умер. Канцлер Флорентийской республики КалуччоСалутатти заявлял, что Священное Писание - не что иное, как поэзия. Однако всегда существовали опасения, что изучение древних авторов вступает в конфликт со службой Христу, а глубокое погружение в античную философию могло вообще подорвать веру в Христа. Неслучайно Святая инквизиция наиболее масштабно развернула свою деятельность именно в эпоху Возрождения.
|
Любовь знати к богатству и блеску, пышность кардинальских дворцов и самого Ватикана были вызывающими. Церковные должности многими прелатами рассматривались как удобная кормушка и доступ к политической воасти. Сам Рим в глазах некоторых, превратиля в настоящий библейский Вавилон, где царили коррупция, безверие и распущенность. Это привело к расколу в лоне церкви, к появлению реформистских движений.
Однако эра вольных городских коммун была кратковременной, их смнили тирании. Торговое соперничество городов со временем превратилось в кровавое соперничество. Уже во второй половине XVI века наступает феодально-католическая реакция. Гуманистические светлые идеалы эпохи Возрождения сменяются настроениями пессимизма и тревоги, усилившимися индивидуалистическими тенденциями. Ряд итальянских государств переживает политический и экономический упадок, они теряют самостоятельность, происходит социальное закрепощение и обнищание народных масс, обостряются классовые противоречия.
Восприятие мира становится более сложным, сильнее осознается зависимость человека от окружающей среды, развиваются представления об изменчивости жизни, утрачиваются идеалы гармонии и целостности мироздания. В таком сложном мире работали художники Возрождения, воплощая в искусстве тот идеал, о котором мечтали и вторжество которого верили, завершая в искусстве то, что в жизни оставалось неосуществимым.
Ранний Ренессанс
Ранний Ренессанс. Основные тенденции развития
История Возрождения постоянно свидетельствует о переходном характере эпохи. Встреча культурных тенденций уходящего Средневековья и нарождающегося Нового времени насыщает Ренессанс противоречиями и порождает странные, но почти типические для того времени фигуры: церковный иерарх - поклонник языческой античности; серьёзнейший учёный - маг и алхимик; жестокий и вероломный тиран - щедрый и тонкий меценат.
Гуманитарное знание Ренессанс начинается с переводческой деятельности. Возвращаются к жизни греческие и восточные учения, излагающие магию и теургию, пользовавшиеся огромной популярностью в этот период. Среди наиболее известных сочинений по магии были "Корпус Герметикум", "Халдейские оракулы". Возрастал также интерес к Каббале - магической доктрине средневекового происхождения, но имевшей древние корни.
Переводились и произведения иного плана. Например, в 1488 году во Флоренции выходит первое печатное издание Гомера. В средневековой Европе его знали исключительно по цитатам латинских писателей и Аристотеля, к тому же поэтическую славу Гомера полностью затмевала слава Вергилия.
Средневековье также мало интересовалось диалогами Платона (за исключением "Менона", "Федона" и "Тимея"). В 15 в. все диалоги были переведены Леонардо Бруни на латинский язык и получили большое признание. В 15 в. в Западной Европе распространяется греческий язык.
Индивидуализм и антропоцентризм В Раннем Ренессансе (1320-1500) на первый план в культуре выдвигается свободная человеческая индивидуальность, мыслимая телесно, объёмно и трёхмерно, а не аскетически-символически, как она мыслилась в Средние века. Человек обновляется в артистически-эстетической самоудовлетворённости, в наслаждении красивой жизнью, о трагической напряжённости которой ему пока ещё не хочется думать. Для подлинного представителя Ренессанса всякий морализм представлялся наивным и даже смешным, возрожденческий человек исходил, прежде всего, из беззаботно-привольного мироощущения, и весь Ренессанс есть борьба между этой беззаботностью и постоянным поиском подлинного более основательного фундамента человеческого поведения.
Руководитель "платоновской академии" во Флоренции гуманист МарсилиоФичино (1433-1499) пытался создать обоснование возрожденческого индивидуализма на основе переосмысления философской традиции, полагая, что сочинения Гермеса, Орфея, Зороастра, Пифагора, Платона легко согласуются с христианской доктриной. Фичино разрабатывал теорию "платонической любви", сближая её с концепцией христианской любви.
Другой известный гуманист Лоренцо Вала (1407-1457) в своём труде "Об истинном и ложном благе" выступил с критикой аскетизма, пытаясь возобновить эпикурейскую традицию на христианской основе. Он использовал широко трактуемое понятие наслаждения: от чувственного до райского.
Видным деятелем Итальянского Возрождения был Пико деллаМирандола (1463-1494). Он в основном изучал философию Аристотеля, а не Платона, стремясь к объединению взглядов Христа, Платона, Аристотеля, Мухаммеда, Орфея и Каббалы в собственном учении о личностной активности человека. Его главная идея - тезис о творении человеком самого себя.
Эстетическое мировидение Традиционно считается, что период Возрождения начинается 26 апреля 1335 г. Именно в этот день Франческо Петрарка в письме к другу выразил свой восторг от созерцания природы с высоты горы Вентоза близ Авиньона.
Ренессанс превратил священную таинственность мира в эстетически самодовлеющую конкретность, которой любуются, но не молятся, и религиозный смысл которой трактуется уже аллегорически: не как уже изначально недоступный и недостижимый, а напротив - так, как он понятен человеку.
в. произвёл подлинную революцию в умах. Именно в период Раннего Возрождения художественная предметность была окончательно оторвана от священной истории, получая самодовлеющее значение. Не только в изобразительное искусство, но и в религиозную литературу проникает чувственность и панибратство. Так для писателя Раннего Ренессанса Джованни Коломбини (1304-1367) мученица св. Мария Египетская становится прекрасной дамой, Христос - "капитаном", а святые - "баронами и слугами".
Изобразительное искусство Возрождения Ярчайшим очагом ренессансной культуры стала Италия. На рубеже 13 и 14 столетий в Италии появляются ранние, но мощные ростки новой культуры: поэт Данте Алигьери выступает как создатель итальянского литературного языка, а живописец Джотто ли Бондоне - как зачинатель реалистического изобразительного искусства. Подлинное начало Ренессанса в изобразительном искусстве пришлось на 1420-е гг.: исходная веха периода раннего
Возрождения, когда совершенно независимо друг от друга во Флоренции и Нидерландах творили Ф. Брунеллески, Донателло и Мазаччо; Р. Кампен и братья Ван Эйк, чьи работы буквально взорвали мирное течение художественной жизни. Общий пафос реализма и гуманизма, отличающий их от средневековых предшественников, как итальянцев, так и нидерландцев, не отменяет глубоких различий между ними: в Италии новый взгляд художника на мир совпадал со страстью к исследованию природы, на Севере он окрашен мистическим чувством родства всех земных вещей, сотворённых Богом.
Художественная история Европы с середины 15 в. характеризуется прочным утверждением новых принципов искусства - и в Италии, и в Нидерландах, и в Германии они постепенно обретали устойчивость и даже жёсткость, образуя собственную традицию. Но пора отнюдь не миновала - в средней и северной Италии П. делла Франческа, А. Мантенья, А. да Мессина и Д. Беллини разными путями добивались живописного воплощения световоздушной среды. В орбиту нового европейского искусства входила школа Германии, специфическая черта которой - публицистичность - нашла выражение в зарождающейся там технике резцовой гравюры на дереве и металле.
Ведущими художественными школами в искусстве Итальянского Ренессанса в 14 в. были сиенская и флорентийская, в 15 в. - флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская. Центром художественной культуры выступает город Сиена.
Огромную роль в становлении живописи Раннего Ренессанса сыграло учение о перспективе. Благодаря перспективисткому восприятию возникает интерес к структурно-математическим построениям, к эстетике красоты, основанной на математически упорядоченной чувственности.
Сюжеты искусства Ренессанса также брались из Библии. И вот эти-то возвышенные сюжеты Ренессанс обычно трактует в плоскости самой обычной психологии, физиологии и быта. Например, очень распространённым сюжетом живописи была Богородица с младенцем.
Литература Раннего Ренессанса - стили и жанры В эпоху Возрождения определяющий литературу образ мира кардинально меняется: человек соотносится уже не с абсолютированным природно-социальным бытием, не с трансцендентным абсолютом, но с самим собой, со своей сущностью и индивидуальной инициативой. Индивидуализм осознаётся, хотя ещё и в традиционных формах.
Культура Возрождения высоко ценила литературу, и занятия литературой зачастую ставила выше всех других форм человеческой деятельности. Петрарка даже объявил поэзию особым путём к истине. Стиль - вот то главное, что отличает поэзию, по мнению писателей Возрождения, от прочих искусств и наук. Петрарка выделял три стиля: торжественный, умеренный и смиренный. Всё остальное вообще не относится к искусству речи, будучи просто плебейским словоизлиянием.
Стихотворения Петрарки представляют собой аллегории отвлечённых истин: теологических, философских, моральных, астрономических. К обретению этих истин стремятся многие. Главная же забота поэта - стиль.
Одной из специфических черт литературы периода раннего Возрождения стало широкое распространение новеллы. В жанре новеллы впервые было осуществлено соединение гуманистической культуры с непосредственной смеховой культурой народных масс. Ренессансная новелла получила наибольшее развитие в Италии.
Во Франции подобную роль сыграл роман. В Англии - в драме, в Испании - в драме и романе, а также в повестях о заморских странах и путешествиях.
в. стал веком недолгого взлёта ренессансного рыцарского романа. Военная монополия рыцарства была сломлена на полях Столетней войны, и в то же самое время по всей Европе возникают новые рыцарские ордена. 15 в. рисует картину грандиозного рыцарского карнавала, черпающего свою энергию уже не столько из реальной традиции быта, сколько из традиции куртуазного романа.
Архитектура Ренессанса.
Архитектура ренессанса является периодом развития архитектуры в Европе с начала пятнадцатого века и до начала семнадцатого. В основу данного течения легла духовная и материальная культура античной Греции и Рима. Этот период явился переломным в истории архитектуры, особенно, если речь идет о предшествующей готике, которая черпала вдохновение в собственном толковании классики.
Ренессанс в архитектуре характеризуется симметрией
Соблюдение пропорций, геометрия и порядок составных частей. Сложность средневековых зданий сменила упорядоченностью колонн и притолок. Несимметричные очертания сменились арками, полусферами куполов и нишами. Ренессанс архитектура становится ордерной.
Архитектура ренессанса прибегает к современным строительным материалам и техникам, развивается архитектурная лексика. Появился персональный стиль архитекторов вместо бытовавшей анонимности ремесленников.
В Италии готика так никогда и не прижилась, поскольку считалась стилем чужеродным. Но другое дело ренессанс архитектура. Два молодых человека, проиграв важный для них конкурс на лучший проект бронзового барельефа, отправились в Рим для изучения его развалин. Впоследствии эти люди стали главными фигурами Раннего Возрождения в Италии: Филиппо Брунеллески и Донателло.
Ренессанс в архитектуре характеризуется плоскостью стены, которая обрамлена профилированными элементами, арками, кругами медальонов и куполами. Каркас здания отличается центрическим замкнутым пространством, которое уравновешивается симметричной композицией. Брунеллески возродил классическую античную традицию в архитектуре, взяв за основу приемы древних и создав собственный художественный язык, который был более женственным, чем древнеримские образцы.
Архитектура ренессанса очень легка и изящна. Все детали отличаются точностью, совершенными пропорциями. Это позволяет воспринимать и читать здания даже неподготовленному зрителю.
Ренессанс архитектура основана на универсальных приемах построения пространства, которые могли применяться для решения любых художественных задач любого стиля. Ренессанс в архитектуре отличается украшением внутренних помещений фресками. Такой декор оптически расширяет пространство, придавая ему динамичность и легкость. Окна делались большими с широкими откосами, что очень меняло интерьер, заливая его солнечным светом.
Живопись Ренессанса
Проторенессанс - 1300-е годы. В это время происходит перестройка нравов в живописи. Религиозная тематика отходит на задний план, а светская приобретает все большую популярность. Картина занимает место иконы. Людей изображают более реалистично, для художников становятся важными мимика, жесты. Появляется новый жанр изобразительного искусства – портрет. Представителями этого времени являются Джотто, ПьетроЛоренцетти, ПьетроКаваллини.
Ранее Возрождение – 1400-е годы. Расцвет нерелигиозной живописи. Даже лики на иконах становятся более живыми – они обретают человеческие черты лица. Художники более ранних периодов пытались рисовать пейзажи, но они служили лишь дополнением, фоном к основному изображению. В период Раннего Возрождения пейзаж становится самостоятельным жанров. Продолжает развиваться и портрет. Ученые открывают закон линейной перспективы, на этой основе строят свои картины и художники. На их полотнах можно видеть правильное трехмерное пространство. Яркие представители этого периода Мазаччо, Пьеро Делла Франческо, Джованни Беллини, АндреаМантенья.
Высокое Возрождение – Золотой Век. Кругозор художников становится еще шире - их интересы простираются в пространство Космоса, они рассматривают человека, как центр мироздания.
В это время появляются «титаны» Возрождения – Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Тициан, Рафаэль Санти и другие. Это люди, чьи интересы не ограничивались живописью. Их познания простирались гораздо дальше. Самым ярким представителем был Леонардо Да Винчи, который был не только великим живописцем, но и ученым, скульптором, драматургом. Он создал фантастические техники в живописи, например «смуффато» - иллюзию дымки, которая использовалась при создании знаменитой «Джоконды».
Позднее Возрождение - угасание эпохи Ренессанса (середина 1500-х конец 1600-х). Это время связано с переменами, религиозным кризисом. Расцвет заканчивается, линии на полотнах становятся более нервными, уходит индивидуализм. Образом картин все чаще становится толпа. Талантливые работы того времени принадлежат перу Паоло Веронезе, ЯкопоТиноретто.
Италия подарила миру самых талантливых художников эпохи Возрождения, о них в истории живописи встречается больше всего упоминаний. Между тем в других странах в этот период живопись также развивалась, и оказала влияние на развитие этого искусства. Живопись других стран в этот период называют Северным Возрождением.