Средства финансирования проекта.




ЛЕКЦИЯ.

СМЕТА И БЮДЖЕТ ПРОЕКТА.

1. ФОМИРОВАНИЕ СМЕТЫПРОЕТА. ЗАТРАТЫ.РАЗРАБОТКА СМЕТЫ.

В управлении финансами проекта ключевую роль играют следующие основные понятия:

Смета проекта – документ, содержащий список затрат проекта, полученных на основе объемов работ проекта, требуемых ресурсов и цен, структурированный по статьям.

Бюджет проекта – документ, совмещающий плановые доходы и расходы проекта и их взаимосвязь во времени.

Основное отличие бюджета от сметы – наличие в бюджете не только расходной, но и доходной части, а также разбивка по времени.

Смета содержит предположения о стоимости проекта и необходимых средствах для его реализации и оформляется в виде четкого структурированного документа, отвечающего на вопросы: сколько и на что будут израсходованы денежные средства в ходе выполнения проекта.

Смета имеет двойное значение: это документ, который определяет стоимость проекта; это инструмент контроля и анализа затрат средств и ресурсов на проект.

Назначение смет. На основе смет определяют объем капиталовложений, в которые входят затраты на приобретение технологического, энергетического, подъемнотранспортного и прочего оборудования, приборов, инструмента и производственного инвентаря, необходимых для функционирования предприятия; на строительные работы; монтажные работы; на осуществление технического и авторского осмотра; на разработку проектной документации и прочее.

В смете учитываются все статьи затрат на выполнение работы, а именно:

● материалы и комплектующие (в том числе, и на расходные материалы);

● закупаемое оборудование, транспорт;

● арендные платежи (площади, оборудование, транспорт);

● затраты на лизинг (покупка, взятие в аренду, лизинг);

● стоимость труда персонала (включая страховые взносы);

● затраты на обучение и стажировки;

● затраты на проведение мероприятий (конференции, выставки, семинары и т.д.) и иные представительские расходы;

● командировочные расходы;

● затраты на логистику.

 

Смета самым тесным образом связана с другими процессами планирования. В частности, невозможно разработать корректную смету, не имея информации о необходимых ресурсах и без календарного плана. В проектных сметах затраты структурируют или по работам, или по статьям затрат. В последнем случае выделяют:

● прямые затраты (расходы);

● косвенные затраты;

● общие и административные накладные расходы.

Прямые затраты – расходы, непосредственно связанные с производством продукции, работ проекта. Прямые расходы включают:

● затраты на оплату труда;

● затраты на материалы и оборудование;

● иные расходы, связанные с выполнением работ.

Именно на прямые расходы могут непосредственно влиять менеджер проекта и его команда. Влияние команды проекта на другие расходы ограниченно.

Косвенные затраты – расходы, сопровождающие, сопутствующие основному производству, но не связанные с ним напрямую, не входящие в стоимость труда и материалов. Данные расходы не могут быть привязаны к какой-то конкретной работе, конкретному результату. Они относятся ко всему проекту в целом. Это затраты на:

● содержание и эксплуатацию основных средств;

● управление, организацию, обслуживание производства;

● командировки;

● обучение работников.

 

Общие и административные накладные расходы (постоянные расходы) – затраты, не связанные с каким-то конкретным проектом. Они относятся к расходам компании, но при этом имеют весьма отдаленное отношение к проекту. К общим и административным расходам обычно относятся расходы на содержание аппарата управления, поддерживающих подразделений (бухгалтерия, секретариат, охрана и др.).

Все затраты в проекте могут быть подразделены на три вида:

1) обязательства;

2) бюджетные затраты;

Фактические затраты.

Обязательства – это плановые, будущие затраты, которые возникают при заключении договоров, контрактов, заказе каких-либо товаров или услуг. Обычно это происходит заранее согласно плану проекта. Счета, выставляемые поставщиками, подлежат обязательной оплате.

Бюджетные затраты представляют собой сметную стоимость работ, распределенную во времени. Это график расходов проекта. Иногда его называют планом затрат. Он содержит информацию о величине и сроках планируемых расходов проекта при производстве работ.

Фактические затраты показывают реальный отток денежной наличности в проекте. Отчет о фактических затратах содержит информацию о реальных расходах проекта.

Таким образом, смета – это документ, в котором содержится структурированная информация о том, сколько денег и на что будет истрачено в проекте.

Распределение обязанностей при составлении сметы происходит следующим образом: руководитель проекта ответственный за составление общей сметы проекта, специалист, ответственный за определенный раздел проекта является ответственным за соответствующий раздел сметы. Смета проекта утверждается у директора предприятия.

Порядок составления сметы выглядит следующим образом:

1. Ответственный за раздел проекта расписывает те ресурсы, которые ему для выполнения это работы в заданный срок необходимы.

2. Это же лицо производит оценку этих ресурсов через звонки поставщикам, анализ прайс-листов, коммерческих предложений, проектов договоров и т.д.

3. Происходит заполнение формы сметы.

4. Свою часть сметы Ответственный за раздел передает Руководителю проекта.

5. Руководитель проекта сводит отдельные сметы в единую форму, проверят, дополняет, корректирует и утверждает у Директора.

После утверждения у Директора смета передается в финансовое подразделение.

Дальнейшая деятельность менеджера определенного раздела проекта и всего проекта заключается в учете фактических затрат в ходе проекта; выявлении отклонений и своевременном выполнении корректирующих воздействий; архивировании фактической информации о стоимостных параметрах проекта.

Правильное определение сметной стоимости проекта имеет большое значение. От того, как точно смета отражает уровень необходимых затрат, зависит оценка экономичности проекта, планирование капиталовложений и финансирование. Точность сметы зависит от точности определения комплекса работ, связанных с проектом. Сметы составляют в процессе проектирования на основе графических материалов, спецификаций к ним и пояснительных записок. Потом определяют затраты, связанные с реализацией проекта. На основе сметной стоимости проекта определяют договорные цены и составляют контракты (договоры) между заказчиками и подрядчиками, генеральным подрядчиком и субподрядчиками. Показатели сметной стоимости применяют для оценки вариантов организации работ, выбора наиболее экономически целесообразный, а также для сравнения вариантов организации работ, выбора конструктивных и планируемых решений, оборудования и материалов. На основе сметы и календарного плана составляют бюджет проекта и ведут учет затрат, готовят отчетность и оценивают деятельность заказчика и подрядчика. Поэтому сметная стоимость должна не только покрывать затраты, но и обеспечивать получение запланированной прибыли. Сравнение сметной стоимости работ и фактических затрат – основа для выявления источников прибыли и причин убыточности работ. Но в любом случае, смета дает только прогноз конечной стоимости проекта, и поэтому остаточная стоимость становится известной только тогда, когда финансирование проекта будет завершено. Все затраты по проекту, которые должны быть отображены в смете проекта, можно учитывать к одной из таких категорий:

- основные затраты, связанные с инвестиционным проектом; резервные фонды на случай увеличения затрат;

- затраты, связанные с созданием начального оборотного капитала;

- проценты по принятым на период реализации проекта обязательствам.

Методы определения сметной стоимости. Для определения сметной стоимости проекта и отдельных его этапов применяют ресурсный и базисно-компенсационный методы. Базисно-компенсационный метод сводится к упорядочению сметной документации при помощи существующих сметных норм. Стоимость проекта и отдельных его этапов при этом формируется с учетом фактических затрат и окончательно может быть определена только после завершения проекта. Ресурсный метод определения стоимости состоит в калькуляции в текущих или прогнозируемых ценах и тарифах элементов затрат (ресурсов), необходимых для реализации проекта. Себестоимость (будущие затраты на производство) калькулируют на основе выраженных в натуральных измерителях потребностей в оборудовании, материалах, изделиях и конструкциях, данных об их местонахождении и способы доставки, затраты энергоносителей на технологические цели, время эксплуатации оборудования и машин, их состава, затрат труда работников. Для определения потребности в ресурсах используют сведения ведомости потребности в материалах, которые составляют во время проектирования; данные о затратах труда работников и о времени использования оборудования, машин и механизмов; производственные нормы затрат материалов; сборники ресурсных сметных норм. Ресурсы, на основании которых определяют стоимость соответствующих работ, обсчитывают по проекту вообще или по его части. После этого оценивают итоговые (суммарные) ресурсные показатели. С этой целью рекомендуется предварительно составить локальную ресурсную ведомость, где отражают объем ресурсов по каждому виду работ, связанному с проектом.

2. БЮДЖЕТ ПРОЕКТА.

После оформления и утверждения Сметы проекта формируется Бюджет проекта. Помимо вопросов, сколько и на что будет израсходовано в проекте денег, менеджера проекта решает вопрос, когда они должны быть и могут быть истрачены. Ответ на этот вопрос дает разработка бюджета проекта. Бюджетирование – планирование стоимости. Его результат – бюджет или план затрат, т.е. ответ на вопросы: когда, сколько и на что будут расходоваться денежные средства.

Как уже было отмечено, принципиальными отличиями бюджета от сметы является наличие в бюджете доходной части и распределение затрат по времени. Бюджет – это график будущих расходов и доходов. В случае, когда проект не предусматривает фазы получения прибыли, доходная часть бюджета не разрабатывается. Если доходная часть предусмотрена, она разрабатывается на основе данных маркетологов о планируемых объемах продаж продукта проекта и о прогнозных ценах. Если же разрабатывается бюджет затрат, то при наличии корректных смет процесс превращения сметы в бюджет становится технической функцией. Смета – документ, который отвечает на вопросы, сколько и за что предстоит заплатить в проекте. Бюджет к этим вопросам добавляет ответ на вопрос, когда это будет.

Ответственный за составление бюджета проекта – руководитель финансовой службы. Руководитель финансовой службы определяет источники финансирования проекта, подготавливает Бюджет проекта и совместно с руководителем проекта утверждает его у Директора. Подобно календарному плану, план затрат или бюджет будет отслеживаться и контролироваться менеджером в ходе проекта. После получения данных о фактических затратах при выполнении работ менеджеру потребуется сравнить их с плановыми. Разработать точный, полный и реальный бюджет с первой попытки практически невозможно. Бюджет уточняется и корректируется по ходу проекта.

В бюджете отражаются оцененные результаты скорректированного календарного плана и стратегии реализации проекта. Бюджет инвестиционного проекта необходимо составлять так, чтобы все его компоненты можно легко анализировать и проверять. Общий бюджет отражает затраты средств на проект по годам на протяжении всего периода его реализации. При этом бюджет первого года с поквартальным и помесячным распределением определяют с большой степенью точности, а бюджеты следующих лет могут изменяться со сменой цен. На общем бюджете базируются планы отдельных исполнителей. Бюджет проекта, как и смета, имеет двойное значение: это план действий, а также инструмент для управления и контроля. Правильно сложенный бюджет проекта направлен на развязывание двух основных заданий: обеспечение такой динамики инвестиций, что будет содействовать реализации проекта соответственно ко временным и финансовым ограничениям; уменьшение объема затрат и снижение степени риска проекта за счет соответствующей структуры инвестиций и максимальных налоговых льгот.

Порядок планирования затрат проекта. Исходной информацией для планирования затрат является сметная документация проекта и его календарный план. Перед планированием затрат выполняют такие работы: на основе календарного плана составляют перечень работ, которые необходимо выполнять в каждый временной период (год, квартал, месяц); со сметной документации определяют стоимость этих работ; рассчитывают себестоимость работ по статьям затрат (сырье и материалы, оборудование, заработная плата, накладные затраты). При составлении бюджета проекта затраты планируют от общего к конкретному. Кроме перечня основных затрат бюджет проекта должен иметь дополнительный календарь, степень точности которого зависит от характерных признак проекта, объемов капиталовложения, а также специфических требований, предложенных организациями – кредиторами. В календаре информация делится по разным периодам (месяц, квартал, полугодие, год) и может быть составлен как для проекта в целом, так и отдельных его компонентов. Составляющие календаря проекта: календарь затрат (включая даты платежей); условия платежей, в основном для основных категорий затрат; критические моменты реализации проекта и средства снижения, связанных с ним рисков. Календарь реализации проекта имеет три уровня.

Основные задания бюджетного контроля Получение точных оценок затрат, их распределение во времени, подтверждение затрат, своевременность отчетности о затратах, выявление ошибочных затрат, подготовка отчета о финансовом состоянии проекта, прогноз затрат. Контроль над затратами финансовых средств осуществляет специальная группа контроля при руководителе проекта. Контроль над затратами направлен на определение отклонений от плана, поэтому бюджетный контроль проекта сконцентрирован на выполнении начального бюджета и выявлении отклонений от него, а не на поиск экономии затрат. Планы и бюджеты составляют на год вперед, но контроль их выполнения осуществляют регулярно. Бюджетный контроль предусматривает детальный анализ информации о выполнении и состоянии работ по проекту. Осуществляют контроль в такой последовательности: определяют объемы выполненных работ и их сметную стоимость; сравнивают сметную стоимость выполненных и запланированных работ; определяют остатки сметной стоимости и фактические затраты на выполненные работы; сравнивают фактические затраты со сметной стоимостью выполненных работ; определяют экономию или затраты финансовых средств.

Подготовка отчетности о затратах. Во время бюджетного контроля данные о затратах проекта берут с бухгалтерских счетов. Затраты на проект связаны с перечислением средств на оплату материалов, оборудования, работ и услуг. Затраты, которые приходятся на отчетный период, называют текущими. Различают еще и производственные затраты, связанные с процессом производства, и непроизводственные (выбытие основных фондов, списание не затребованной дебиторской задолженности и т. д.). Выбирая счета контроля над затратами на проект необходимо учитывать связь между проектом и бухгалтерским учетом. Информацию бухгалтерских счетов используют с целью подготовки внутренней отчетности для ежедневного планирования, мониторинга, контроля и стратегического планирования, а также внешней отчетности для собственников и прочих внешних организаций. Отчет о состоянии дел проекта по данным бухгалтерского учета – основное средство контроля стоимости проекта. Для разных пользователей, которые берут участие в реализации проекта, готовят отчеты с разной степенью детализации и по разным статьям. Внешние отчеты имеют специальную форму и предусматривают специфическую процедуру обсчета, их подготовка связана с принятой системой бухгалтерского учета.

Система бюджетного контроля. Постоянное сравнение фактических результатов с запланированными дает возможность руководителю проекта оценить результативность реализации проекта и выявить степень его соответствия начальному плану. Если в результате бюджетного контроля выявлено, что бюджет выполняется и отклонений нет, то работы выполняются соответственно плана. Если фактические показатели бюджета не соответствуют плановым, необходимо выявить причины и источник отклонений. Если бюджет реальный, то вероятная причина его невыполнения – недостаточный уровень контроля. В этом случае необходимо скорректировать выполнение работ, приведя их в соответствие календарному плану и бюджету. В случае смены общей ситуации (например, смены цен) или выявления ошибок, допущенных во время планирования и выполнения работ, реализовать запланированный бюджет невозможно, его необходимо пересмотреть и привести в соответствие к обстоятельствам. Значит, бюджетный контроль состоит в сравнении фактических затрат с прогнозируемыми, а последнего прогноза – с начальным бюджетом. На основании такого сравнения определяют параметры, к которым должен быть приведен начальный бюджет, чтобы соответствовать изменчивым обстоятельствам.

Смена календарного плана и бюджета. Если реальное состояние дел имеет отклонения от плана, необходимо составить новый календарный план и внести изменения к бюджету. Работа над календарным планом и бюджетом длится весь период реализации проекта. Ожидаемые изменения стоимости оборудования, материалов и заработной платы необходимо рассчитывать при прогнозировании стоимости будущих работ. Без учета этих изменений календарные планы и бюджеты будут становиться все более неэффективными. Одновременно прогнозируемые оценки продолжительности и стоимости работ можно проверить только после выполнения работ. В реальном проекте его продолжительность реализации и стоимость всегда взаимосвязаны. В процессе реализации проекта задержки влияют на стоимость, а проблемы бюджета могут повлиять на регулирование календарного плана. Проблемы интеграции информации о стоимости и календарного плана связаны с тем, что на практике их разрабатывают разные группы исполнителей с разной степенью детализации. Поэтому самый простой способ определения связи между длительностью реализации проекта и его стоимостью состоит в определении элементов затрат, связанных с работами проекта.

СРЕДСТВА ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА.

Различают такие Средства финансирования проекта:

- акционерные инвестиции (внесение средств, оборудования, технологий);

- финансирование с государственных источников (непосредственно за счет инвестиционных программ через прямое субсидирование на платных и бесплатных условиях);

- лизинговое финансирование (на основе долгосрочной аренды имущества со сбережением права собственности за арендодателем);

- ипотека (залог недвижимого имущества с целью получения денежного займа);

- долговое финансирование (за счет кредитов банков и долговых обязательств юридических и физических лиц). Каждая из этих форм имеет определенные преимущества и недостатки, поэтому правильно оценить последствия применения разных средств финансирования можно только после сравнения альтернативных вариантов.

Источники финансирования проектов:

- собственные финансовые средства (прибыль, амортизационные отчисления, средства, которые выплачивают страховые компании как возмещение), а также другие виды активов (основные фонды, земельные участки и т. п.) и привлеченные средства (средства от продажи акций, благотворительные и прочие внесения, средства, которые выделяют по уровню холдинговые или акционерные компании, промышленно-финансовые группы на бесплатной и льготной основе);

- ассигнования с государственного, региональных и местных бюджетов, фонда поддержки предпринимательства, предоставленные на бесплатной основе;

- иностранные инвестиции, предоставленные в форме финансового или прочего участия в уставном капитале общих предприятий, а также в форме прямых денежных внесений международных организаций и финансовых учреждений, государств, предприятий и организаций разных форм собственности;

- разные формы заемных средств, в частности кредиты, предоставленные государством на обратной основе; кредиты иностранных инвесторов; облигационные кредиты; кредиты банков, инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов; вексели и т. д.

Отдельные банки предоставляют специальную услугу – анализируют предложенный проект, доводят его до уровня, который дает возможность успешно организовывать его финансирование, проводят переговоры с целью выявления возможных кредиторов и передают заказчику (на коммерческих условиях) сформированный вариант проекта с конкретными рекомендациями. В этом случае кредиторы имеют дополнительную гарантию жизнеспособности проекта.

Бюджетное финансирование. Централизованные инвестиции, которые финансируются с государственного, регионального и местного бюджетов, концентрируются на приоритетных направлениях развития экономики. Перечень инвестиционных проектов, которые осуществляются за счет государственных инвестиций, формируют в строгом соответствии целям и приоритетам инвестиционной политики. Централизованные инвестиции с бюджета в производственную сферу выделяются, как правило, на платной и обратной основе, в порядке, которое определяет правительство. Долгосрочные кредиты, в том числе и льготные, которые предоставляются предприятиям для реализации инвестиционных проектов, должны быть возвращены в установленном порядке.

Акционерное финансирование. Одной из распространенных форм финансирования проектов является получение финансовых ресурсов через выпуск акций и облигаций. Акционерный капитал, который базируется на эмиссии акций, может иметь форму денежных внесений, техники и технологии, а также услуг, документации, имущественных прав, прав пользования ресурсами и т. д. Предпочтение акционерной формы финансирования состоит в том, что основной объем необходимых ресурсов поступает на начало или во время реализации проекта. Эта форма дает возможность перенести расчеты с инвесторами на поздние сроки, когда повышается способность проекта генерировать прибыли. Одновременно проекты финансируются через выпуск как акций, так и долговых обязательств.

Долговое финансирование. Источниками долгового финансирования проектов являются долгосрочные кредиты в коммерческих банках, кредиты в государственных учреждениях, ипотечные займы, частное размещение долговых обязательств, в частности, в случае осуществления проектов на действующих предприятиях. Варианты финансирования проекта нужно выбирать с учетом возможности погашения кредита и выплаты процентной ставки. На успешность реализации проекта влияет правильный выбор источников кредитования, которыми могут быть международные финансовые организации, специализированные кредитные агентства, коммерческие банки, финансовые, инвестиционные и лизинговые компании, сбербанки, богатые частные лица. Чаще всего основным источником кредитов являются коммерческие банки. В кредитовании берут участие и финансовые организации. Банковские учреждения анализируют варианты проекта, организовывают финансирование проекта, выполняют функции финансового консультанта, разрабатывают схемы распределения рисков, осуществляют связь с прочими кредиторами. Долговые обязательства – эта одна из форм привлечения средств для наращивания собственного капитала, то есть обязательства предприятия вернуть кредитору определенную сумму средств через фиксированный период времени с соглашенной премией в виде части прибыли от проекта. Другими словами, это заем. Следует отметить, что этот способ привлечения средств связан с определенным риском. Поэтому даже повышенная процентная ставка не делает их финансово привлекательными. Для того, чтобы условия финансирования были наиболее приемлемыми, к долговым обязательствам добавляют ценные бумаги должника – гаранты, облигации с фиксированной процентной ставкой, конвертированные и субординарные конвертированные облигации.

Альтернативы финансирования. Финансирование проектов в виде кредитов целесообразнее для привлечения инвестиций в эффективно действующие предприятия. От таких предприятий не требуют повышенной платы за кредит из-за незначительного риска; кроме того, у них есть материальное обеспечение кредита, так как они имеют активы. При создании новых предприятий, реализации новых инвестиционных проектов самый лучший источник финансирования - акционерный капитал. Для таких проектов получение кредита связано с большим риском, поскольку создает введение жесткой системы платежей с целью обеспечения возвращения основного долга и процентов. Придерживание сроков оплаты может оказаться для новых предприятий тяжелым из-за медленного увеличения суммы прибыли. Проблемы с ликвидностью в первые годы функционирования объекта в такой ситуации могут оказаться не развязанными даже для перспективных проектов, способных в будущем обеспечить получение значительной прибыли. В мировой практике основной формой привлечения средств для инвестирования является расширение для акционерного капитала, а также ссуды и выпуск облигаций. Предпочтение этой формы состоит в том, что прибыль на акцию зависит от результата деятельности предприятия, а выпуск акций в отрытую продажу повышает их ликвидность; при помощи акций капитал привлекается на неопределенный срок и без обязательств возврата; ПАО имеет больше возможностей для привлечения капитала, чем АО. Однако существуют определенные проблемы: увеличение количества акционеров затрудняет управление предприятием, а выпуск акций приводит к раздроблению прибыли между большим количеством участников; открытая продажа акций может привести к потери контроля над собственностью. Основное отличие между собственными и привлеченными финансовыми ресурсами состоит в том, что в случае привлечения последних проценты по кредитам отчисляются от оплаты налогов, то есть включаются в валовые затраты, в то время как дивиденды выплачиваются из прибыли, которая остается в распоряжении предприятия. Это обстоятельство является источником дополнительной выгоды для предприятия.

Лизинговое финансирование. Если предприятие не имеет свободных средств, чтобы купить оборудование, оно может обратиться в лизинговую компанию. Вместо займа финансовых средств предприятие может взять оборудование или прочие производственные активы в аренду. Такое финансирование называется лизинговым. По договору лизинговая компания полностью оплачивает производителю (или собственнику) стоимость оборудования и сдает его в аренду с правом выкупа в конце аренды. Таким образом, предприятие получает долгосрочную ссуду от лизинговой фирмы, которую постепенно оплачивает в результате отнесения платежей по лизингу на себестоимость продукции. Лизинг дает возможность предприятию получить оборудование и начать его эксплуатацию, не извлекая средства из оборота.

Ипотека – это ссуда под заставу недвижимости. Ипотека является одним из важных источников финансирования проектов в странах с рыночной экономикой. Объектом заставы могут быть строения, сооружения, дома, земля и прочие виды недвижимости, которые пребывают в собственности предприятий и физических лиц. Для финансирования проектов применяют такие формы ипотечных ссуд: стандартную – оплата долга и выплата процентов равными частями; с ростом платежей – на начальном этапе увеличение внесений с определенным постоянным темпом, а дальше выплата их постоянными суммами; со сменной суммой выплаты – выплата в льготный период только процентов без увеличения основной суммы долга; с заставным счетом – открытие специального счета, на который должник вносит определенные денежные средства для подстраховки выплаты внесений на этапе реализации проекта.

В последние годы развитые страны мира широко применяют проектное финансирование как один из видов долгового. Такое финансирование состоит в том, что банк-кредитор анализирует предложенный инвестиционный проект, доводит его до уровня, что дает возможность организовывать его успешное финансирование, ведет переговоры с кредиторами, передает на коммерческих условиях заказчику сформированный вариант с конкретными выводами и предложениями. В этом случае инвесторы имеют существенную гарантию жизнеспособности и эффективности проекта. Отделы проектного финансирования входят в состав многих ведущих банковских учреждений.

Финансирование с полным регрессом на заемщика Самая распространенная форма проектного финансирования. Предпочтение отдается из-за быстроты и простоты получения средств, необходимых для финансирования проекта. Стоимость этой формы ниже, чем стоимость двух последних. Применяют эту форму в таких случаях:

- для финансирования малоприбыльных или некоммерческих проектов, заказчики которых имеют возможность оплатить кредиты за счет прочих прибылей заемщика, например проектов, которые имеют социальную направленность;

- когда средства предоставляются в форме экспортного кредита; много специализированных агентств по предоставлению таких кредитов имеют возможность брать на себя риски проектов без дополнительных гарантий третьих сторон;

Регресс – это требование о возмещении предоставленной в долг суммы.

- для проектов с недостаточно надежными гарантиями, даже если они и покрывают все риски;

- для небольших проектов, очень чувствительных к незначительному увеличению затрат.

В случае Финансирования без регресса на поставщика Кредитор не имеет от него никаких гарантий и берет на себя почти все риски, связанные с реализацией проекта. Такая форма финансирования имеет высокую стоимость для заемщика, поскольку кредитор надеется получить соответствующую компенсацию за высокую степень риска. Без регресса на поставщика финансируются высоко прибыльные проекты, которые дают в результате реализации конкурентоспособную продукцию. Для того, чтобы кредиторы рискнули вложить средства в такой проект, необходимы такие условия:

- применение хорошо отработанной технологии, которая дает возможность выпускать конкурентоспособную продукцию;

- возможность оценки рисков строительства, выхода на проектную мощность, а также связанных с функционированием проекта;

- возможность оценки рынка продукции, которая должна быть реализована, чтобы заранее определить ценовые риски;

- надежные договоренности с поставщиками сырья, комплектующих деталей, энергоносителей и определенные цены на эти ресурсы.

Сейчас быстро распространяется проектное Финансирование с ограниченным регрессом на поставщика. В этом случае при финансировании проекта оценивают все связанные с его реализацией риски, которые распределяются между участниками проекта таким образом, чтобы каждый мог взять на себя риски, которые зависят от него. К преимуществам этой формы относится его умеренная цена и максимальное распределение рисков по проекту для поставщика. При этом заинтересованные в реализации проекта стороны берут на себя конкретные коммерческие обязательства.

Контроль за соблюдением условий финансирования осуществляют путем регулярных ревизий по таким аспектам: фактические затраты; поток реальных денег; финансовое состояние проекта и компании, которая реализует проект; отчетность; управление финансами; ошибочные затраты. Эффективность работы руководителя проекта оценивают преимущественно по тому, как он организовывает контроль над затратами на проект.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: