Тема: «Развитие связной речи. Методика подготовки и написания изложений».




Пр.з.

Ф.И.О. студентки: Умрихина Виктория Радиковна

Тема: «Развитие связной речи. Методика подготовки и написания изложений».

Погружение в проблему. Связная речь – это, с одной стороны, определенный результат коммуникации, с другой – процесс (речевая деятельность) – Т.А. Ладыженская. Связная речь предполагает наличие определенной внутренней (смысловой) и внешней (языковой), структурной связи ее частей – А. В. Текучев.

Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением, языковым оформлением высказываний (при выполнении специальных упражнений, при подготовке изложений и сочинений).

Необходимо формирование следующих умений:

· анализировать тему, уточнять ее границы;

· определять основную мысль;

· составлять план;

· систематизировать подобранный материал;

· правильно отбирать языковые средства.

Изложение – вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного).

Требования к тексту: он должен быть доступным, соответствовать уровню развития учащихся, обладать познавательным и воспитательным потенциалом, удовлетворять требованиям литературного языка.

Задание 1.: Пользуясь учебником (ами) по методике русского языка, представить основные виды изложений (ссылка: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева…):

· по цели: (подготовительные) и проверочные (контрольные);

· по месту оформления работы: классные и домашние;

· по форме словесного выражения устные и письменные; и др.

 

Погружение в проблему. Этапы работы над обучающим изложением (5-9 классы):

1.Вступительное слово об авторе и произведении (при необходимости).

2.Чтение текста учителем или прослушивание записи текста.

3.Определение темы и основной мысли текста.

4.Анализ содержания (ответы на вопросы), словарная работа, анализ языковых особенностей.

5.Повторное чтение или прослушивание.

Задание 2. Назвать упражнения, которые можно использовать для подготовки учащихся к изложению (не менее 3-х, возможно использование учебника по русскому (ссылка):

Исключение:

• выделить главное (существенное) и детали (подробности);

• убрать детали;

• пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;

• пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;

• объединить существенное;

• составить новый текст.

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

 

 

Обобщение:

• вычленить единичные факты;

• подобрать языковые средства их обобщённой передачи;

• составить новый текст.

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

 

Упрощение:

• заменить сложное предложение простым;

• заменить предложение или его часть указательным местоимением;

• объединить два или три предложения в одно;

• разбить сложное предложение на сокращённые простые;

• перевести прямую речь в косвенную.

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

……………………………………………………………………………

 

Задание 3. Докажите или опровергните следующую точку зрения: Можно ли считать свободный и творческий диктанты как переходные формы к изложению и сочинению?

Свободный диктант – это вид диктанта, который готовит учащихся к сжатому изложению. Цель диктанта - отработка грамматических навыков построения словосочетаний и предложений. Учитель читает текст целиком, а затем по частям. Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.

Творческий диктант – это диктант, в процессе выполнения которого производятся переделка текста, изменение его. Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения или вводят в текст вводные слова и предложения. К таким диктантам относится и запись текста от определенного лица. Этот вид работы также является важной частью подготовки к сжатому изложению.

Ответ на вопрос:

На мой взгляд, свободный и творческие диктанты можно считать как переходные формы к изложению и сочинению, т.к. в процессе написания этих диктантов, обучающиеся учатся записывать главную мысль текста, расширяют словарный запас, отрабатывают орфографические навыки, формируют умение опускать «ненужное» в тексте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: