1. Основные модели управления.
2. Дерево решений.
3. Методы прогнозирования управленческих решений.
- 1 -
Модель – формализованное описание процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.
Создание модели связано с потерей части информации. Это позволяет абстрагироваться от второстепенных элементов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязи. Известные величины, вводимые в модель в готовом виде, называются экзогенными; величины, которые получаются в рамках модели при решении поставленной задачи, называются эндогенными. Связь модели с объективной действительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, является его условным воспроизведением, с другой – служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями.
Типы моделей:
Физическая модель – это уменьшенное или увеличенное описание объекта или системы.
Пример: макет строительного объекта делается в миниатюре при конкурсах для выбора лучшего варианта. Авто, авиационные предприятия также изготавливают физически уменьшенные копии для определения такой характеристики как аэродинамическое сопротивление.
Аналоговая модель – это исследуемый объект, который не похож на реальный, но ведет себя тождественно.
Математическая модель – используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события.
Теоретические основы экономико-математических методов как нового научного направления были заложены русскими учеными: А.В Канторовичем (метод линейного программирования) и Новожиловым. Импульсом послужило планирование в СССР (план ГОЭЛРО, межотраслевой баланс 1923-1925 гг). С 60-х годов математические методы используются для решения задач оптимизации планов, формирования цен, распределения ресурсов, составления моделей межотраслевого баланса, программно-целевого планирования и т.д.
|
Построение модели осуществляется поэтапно в следующей последовательности:
1. постановка задачи – от правильности ее диагностики зависит способность модели обеспечить правильное решение управленческой проблемы;
2. конструирование модели – осуществляется на основе информации соответствующей поставленной задаче при условии, что затраты на ее построение не превысят все расходы на задачу, требующую решения;
3. проверка модели на достоверность – т.е. степень соответствия ее реальному миру, наличие всех релевантных (относящихся к делу) переменных, путем теоретического и (или) экспериментального анализа;
4. практическое применение модели – только тогда является успешным, когда она принята и понята. Многие модели не используются руководителями из-за непонимания того, как она функционирует, каковы ее возможности и ограничения;
5. корректировка модели – с целью введения дополнительных данных и факторов модели модифицируют в соответствии с определенными изменениями, т.к. это влияет на критерии принятия решений.
Основные модели управления.
Существует большое количество моделей для разрешения проблем. Наиболее известные и распространенные:
I. Теория игр – основана на способности прогнозировать действия конкурентов в ответ на принятые решения. Создателями этой теории являются военные при разработке стратегии – учет действий противника. Применяется редко, т.к. точность прогноза реакции конкурентов невысока.
|
II. Модели теории очередей (или оптимального обслуживания) дают возможность определить оптимальное число каналов обслуживания, которые необходимо иметь.
III. Модели управления запасами – используются для определения времени поставок и количества ресурсов, а также определения массы готовой продукции на складах. Цель моделирования – сведение к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, а именно: снижение затрат на размещение заказов, их хранение и потери, связанные с недостаточным уровнем запасов (простои); при избытке запасов увеличиваются расходы на хранение, перегрузку, страхование, уплату налогов и т.п., а также увеличивание оборотных средств, что ведет к снижению рентабельности.
IV. Модель линейного программирования – применяется для решения следующих производственных проблем:
- планирование ассортимента изделий;
- определение оптимального технологического маршрута изготовления изделий;
- календарное планирование производства;
- составления оптимального графика отгрузки продукции и т.п.
V. Имитационное моделирование – дает возможность определить как поведет себя система или объект в ответ на определенные изменения или события. Имитация используется в ситуациях очень сложных, с большим количеством переменных.
VI. Экономический анализ – вбирает в себя почти все методы оценки затрат и экономических выгод, а также относительной рентабельности предприятия.
|
Типичная экономическая модель основанная на анализе безубыточности, т.е. методе принятия решений с определением точки, когда общий доход = суммарным затратам. Эта точка называется точкой безубыточности или порог рентабельности Р=0.
При этом учитываются три показателя:
1.продажная цена единицы продукции: Ц;
2.переменные издержки единицы продукции (расходы, относимые непосредственно на производство): Ипер;
3.общие постоянные издержки: ОПИ. ОПИ
Тбез= ---------------------
Ц - Ипер
- 2 –
Прогнозирование – это метод планирования, основанный на использовании прошлого опыта и текущего предположения с целью определения будущего. На основе составленных прогнозов принимаются решения. Прогнозы бывают очень сложными и для того, чтобы их составить специалистам приходится тщательно изучать все аспекты прогнозируемого события:
- характер рынка;
- отношения с чиновниками;
- подъездные пути и т.д.
Выделяют основные разновидности прогнозов, которые способствуют достижению цели предприятием:
1) экономические прогнозы – составляются с целью предсказать состояние экономики конкретного предприятия;
2) прогнозы развития технологии – какие из технологий станут наиболее перспективными, какие изменения могут произойти и принесут ли они выгоду;
3) прогнозы развития конкуренции – используются для предсказания поведения конкурентов в будущем в ответ на определенные действия;
4) маркетинговые прогнозы – исследования рынка с целью выбора рыночной стратегии и учета влияния различных факторов на спрос и заказы клиентов в будущем;
5) социальные прогнозы – предсказывают изменения состояния общества и социальные приоритеты людей. Эти прогнозы необходимо учитывать в управлении применительно к мотивации работника.
Прогнозы можно составлять различными методами:
1. Неформальные методы составления прогнозов
1) На основе вербальной информации, получаемой в устной форме из разных источников (радио, ТВ и др.). Информация поступает о состоянии внешней среды и используется для достижения целей, но такая информация зачастую неточной, устаревшей.
2) В виде письменной информации, ее источники – газеты, журналы, отчеты и т.п. Она легко доступна, но также бывает поверхностной, нечеткой, устаревшей.
3) Промышленный шпионаж – наиболее успешный способ сбора данных о действиях конкурентов.
2. Количественные методы – основаны на статистических данных, выражающих определенную достоверную информацию:
1) Анализ временных рядов – выявление тенденций роста или спада в прошлом или продление их в будущем. Может производиться с написанием графиков и таблиц. Является типичным для социального планирования.
1. В 11 пятилетие доходы на душу населения изменились следующим образом:
1986 план | Реальный доход на душу населения | ||||||
В % к 80 г. | |||||||
В % к предыдущему | 101,9 | 102,9 | 102,8 |
2. Фирма занимается реализацией спиртных напитков, в том числе шампанского, объем предновогодней продажи которого с каждым годом растет. Проведя анализ отчетных данных за предшествующие 5 лет можно составить прогноз: каким будет объем продаж в наступающий праздничный период и соответственно заключать договора на поставку шампанского.
года показатели | ||||||
Количество проданных бутылок | ||||||
% роста | 114,7 | 89,5 | 135,4 | 120,3 | ||
% к 1993 г. | 114,7 | 95,8 | 129,6 |
2) Каузальное (причинно-следственное) моделирование – это наиболее сложный метод из применяемых, используется для прогнозирования демографических изменений уровня доходов населения и т.п. При этом исследуется зависимость переменных факторов с другими множественными переменными. Эта зависимость в статистике называется корреляцией. Она показывает тесноту связи между показателями, не находящимися в функциональной зависимости. Самым сложным из каузального моделирования являются экономические модели по прогнозированию динамики экономики. Они включают огромное число уравнений, которые решаются с помощью мощных компьютеров. Разработка данных моделей – очень дорогостоящий процесс, поэтому не по силам даже крупным предприятиям.
3. Качественные методы – используются когда количественные методы либо слишком сложны, недостаточны или очень дорогие, тогда прибегают помощи эспертов:
1) Мнения жюри – составляется усредненная оценка незаинтересованных сторонних специалистов, где могут использоваться такие разновидности как коллективный блокнот, мозговой штурм, атака и т.д.;
2) Совокупное мнение сбытовиков; т.к. торговые агенты хорошо ориентируются конъектуре рынка, то зачастую их интуитивные прогнозы дают более точный результат, чем количественные методы;
3) Модель ожидания потребителя – составляется на основе результатов опросов и интервью клиентов организации;
4) метод экспертных оценок – это независимая экспертиза, с помощью которой эксперты заполняют специальные опросники по рассматриваемой проблеме, а затем каждый эксперт сравнивает свой прогноз с другими, делает поправки, пока все эксперты не придут к единому мнению; делается это анонимно.
Наиболее распространенными методами прогнозирования в управление является: платежная матрица и дерево решений.
Платёжная матрица – метод статистической теории решений, представляет собой таблицу, дающую возможность оценить в деньгах следствия альтернативных стратегий в сочетании с конкретными обстоятельствами. При применении решения руководителю приходится учитывать вероятность события, которая варьирует от 0 до 1. Она определяется руководителем исходя из фактических данных прошлых периодов или интуиции, опыта. Вероятность прямо влияет на определение ожидаемого значения, которое определяется как сумма произведений возможных результатов на соответствующие вероятности.
Пример 1: Предприятие решило вложить денежные средства в акции 4-х предприятий, ожидая, что сумма дивидендов с учётом вероятности дохода по каждому из предприятий составит:
Р Доход | |
Пример 2: Коммерческий агент должен принять решение по организации рабочего дня: необходимо заключит сделку в другом городе на сумму 3 000 долл. К потребителю можно добраться поездом, затратив на поездку 8 час., а можно лететь самолётом. При использовании самолёта есть вероятность попасть в туман, и тогда придётся с потребителем договариваться по телефону, что приведёт к уменьшению заказа на 500 долл.; зато сможет обеспечить полный объём сделок при обычном режиме на сумму в 1,5 тыс. долл.
Туман (0,1) | Ясно (0,9) | ||
1 поезд | 3 000 | 3 000 | |
2 самолёт | доп. сд. Обычный объём сд. | 1 500 | 3 000 1 500 |
1)
2)
если р=0,5 1) = 3000
2) = 3250
Вывод: лететь самолётом наиболее выгодно.
«Дерево решений» – это метод выбора наилучшего варианта действия.
«Дерево решений» – это схематичное представление проблемы принятия решений по различным направлениям с учётом финансовых результатов. Этот метод является удобным для более сложных ситуаций, когда результаты одного решения действуют на последующие решения.
Пример: Предприятие выпускает дорожные велосипеды и получает прибыль Пр = 10 млн. в месяц. Исследования рынка показали, что появился D (спрос) на спортивные велосипеды. Для их выпуска предприятие должно понести затраты, что приведёт к получению прибыли (Пр.). Перед руководителем встаёт вопрос: надо ли переходить на спортивные велосипеды; продолжать ли выпуск дорожных велосипедов; увеличить их выпуск?
Наиболее вероятным является II вариант (стабильно). Изучив все варианты с помощью дерева решений, руководитель приходит к выводу, что наращивание производства обоих видов велосипедов – наиболее оптимальное решение.