ИЗМ, 3 семестр, 2 курс (исполнители)




Семинар № 1-2

Творчество Ф. Листа и проблема программности

.

1. Программная музыка: история возникновения, определение понятия, типы

программности.

2. Лист о программной музыке, её претворение в творчестве композитора.

3. Программная симфоническая поэма: особенности жанра, особенности

формообразования, монотематизм. Симфонические поэмы «Тассо»,

«Прелюды», «Прометей».

4. Влияние принципов поэмности на классические жанры. Симфония

«Фауст». Соната h-moll.

5. Различное претворение принципов программности в фортепианной

музыке:

а) программные этюды;

б) программный вальс – «Мефисто-вальс»;

в) цикл «Годы странствий».

6. Жанр рапсодии, особенности её национального содержания.

7. Вокальное творчество:

а) хоровая музыка светская и духовная;

б) камерно-вокальная лирика (жанр песни и романса).

 

 

Семинар № 3-4

Р. Вагнер – реформатор жанра оперы

 

1. Причины, побудившие Вагнера реформировать жанр.

2. Новаторские черты опер 40-х годов Х1Х века. «Летучий голландец»,

«Тангейзер», «Лоэнгрин»:

а) источники сюжетов, их содержательная направленность;

б) конфликт – ведущий принцип образно-музыкального развития;

в) приёмы симфонизации музыкальной драматургии, функции

лейтмотивов;

г) роль сольных характеристик (ария, песня, рассказ) в раскрытии образов

героев, типы вокальных партий;

в) ансамблевые сцены – центры образно-музыкального развития

содержания;

д) приёмы динамизации хоровых сцен.

3. Типы оперных увертюр (увертюра, вступление), их отличительные черты.

4. Принципы оперной реформы Вагнера.

5. Реформаторские произведения:

а/Лирико-психологическая драма «Тристан и Изольда».

. б/Тетралогия «Кольцо нибелунга»:

- «Золото Рейна» - сказочно-фантастическая драма;

- «Валькирия» - лирическая драма;

- «Зигфрид» - героическая эпопея;

- «Закат богов» - трагедия.

7. Драма-комедия «Нюрнбергские мейстерзингеры».

8. Опера-мистерия «Парсифаль».

 

 

Семинар № 5

Творчество Брамса

 

1. Музыкально-эстетические принципы Брамса. Их отличие от позиции

Листа-Вагнера.

2. Вокальная лирика: круг поэтов, тематика содержания, музыкально-

выразительные приёмы, проблема музыка и слово, тип вокальной партии;

а) песни;

б) вокальный цикл «15 романсов из Магелоны» на стихи Тика;

в) хоровое творчество. «Немецкий реквием».

3. Жанр симфонии в творчестве, её концепция. Симфонии 3, 4.

4. Фортепианное творчество (синтез романтических и классических

традиций):

а) роль и значение жанра вариаций в творчестве композитора;

б) романтическая трактовка жанра сонаты;

в) жанр миниатюры (интермеццо) в поздний период творчества.

5. Особенности трактовки камерно-инструментального ансамбля:

Фортепианный и Кларнетный квинтеты.

 

Семинар № 6

Вокальная лирика Г. Вольфа

 

1. Эстетические принципы композитора, воплощённые в вокальной лирике.

2. Особенности трактовки вокальных циклов:

- на стихи Эйхендорфа;

- на стихи Мёрике;

- на стихи Гёте;

- «Испанская книга песен»;

- «Итальянская книга песен»;

- Сонеты на стихи Микеланджело.

 

Семинар № 7

Оперное творчество Верди

 

1. Рисорджименто и творчество Верди.

2. Особенности опер 40-х годов Х1Х в.

3. Новаторские черты опер первой половины 1850-х гг.: «Риголетто»,

«Травиата», «Трубадур».

4. Жанр большой оперы периода середины 1850-х –1871 гг.:

- «Дон Карлос»;

- «Аида».

5. Верди и Шекспир. Музыкальная драма «Отелло».

6. Новаторская трактовка жанра комической оперы в «Фальстафе».

 

Семинар № 8

Французская музыка второй половины Х1Х в.

 

1. Причины появления и особенности лирической французской

оперы.

- «Фауст» Гуно;

- «Манон» Массне.

2. Новаторская трактовка жанра оперы в творчестве Бизе:

- «Искатели жемчуга»;

- музыкальная драма «Кармен».

3. Оперетта – новый музыкально-театральный жанр. «Прекрасная Елена»

Оффенбаха.

4. Пути развития французской инструментальной музыки:

- лирико-драматическая симфония и симфония-сюита (Франк, Лало);

- симфоническая поэма «Джины» Франка;

- романтический программный сюитный цикл Сен-Санса «Карнавал

животных»;

- романтическая трактовка классических жанров – сонаты и сюиты в

творчестве Франка.

 

Семинар № 9

Национальные композиторские школы

 

1. Трактовка жанра симфонической поэмы в творчестве Сметаны и

Дворжака.

2. Симфоническое творчество Дворжака. Своеобразие Симфонии № 9 «Из

Нового света».

3.Национальное своеобразие инструментального творчества Грига и

Альбениса:

- трактовка жанра миниатюры и цикла миниатюр;

- крупные жанры-формы в творчестве Грига

4. Романтическое прочтение жанра камерного ансамбля в творчестве

Дворжака, Грига.

5. Вокальная лирика в творчестве Грига и Дворжака. Жанр песни, романса и

вокального цикла.

7. Чешская опера:

- историко-романтические оперы Сметаны и Дворжака;

- лирико-комическая опера в их творчестве. «Проданная невеста»

Сметаны;

- лирико-сказочная опера «Русалка» Дворжака.

8. Музыка Грига к драматическим спектаклям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: