Веретин С.В.
Зябиров Р.М.
Лукманов Р.Р.
Техническое оснащение службы горючего в период
Великой Отечественной войны
На начало Великой Отечественной войны (ВОВ) сложилась тяжелая ситуация с технической оснащенностью службы горючего. Обеспеченность техническими средствами составляла [1]:
- автомобильными средствами заправки и транспортирования горючего – 17,5 %;
- водомаслозаправщиками – 25,4 %;
- бензоперекачивающими станциями – 37,4 %;
- бензомотопомпами – 64 %;
- ручными насосами – 32 %;
- резервуарами РГ-50 – 24 %;
- контейнерами КП-20 – 77,4 %;
- бочками оцинкованными и железными – 141 %;
- складскими сборными трубопроводами – 102 %.
В целях улучшения положения в первые дни войны на 1941 г. был разработан новый план заказов на все основные технические средства службы горючего, который ежеквартально представлялся Управлением службы горючего Красной Армии (УСГ КА) в Госплан СССР. Там он корректировался в соответствии с производственными возможностями заводов и выделяемыми фондами, а затем утверждался Правительством [2]. За короткий период в восточных регионах страны было организовано производство основных технических средств и уже с начала 1942 года начался заметный рост их поставок в Красную Армию.
Обеспечение фронтов и военных округов техническими средствами осуществлялось УСГ КА. Планы снабжения разрабатывались с учетом необходимости возмещения боевых потерь, обеспечения техническими средствами новых формирований, доукомплектования до табельной потребности и резерва.
В первые месяцы войны продолжалось производство некоторых довоенных технических средств: бензозаправщиков БЗ-39 и БЗ-39М, водомаслозаправщиков ВМЗ-40, бензомотопомп БМП-80 и др.
|
Одновременно осуществлялась модернизация существующих технических средств, в результате которой средства перекачки горючего стали выпускаться с более высокой производительностью, появились подвижные резервуары повышенной вместимости для хранения и специальные контейнеры для транспортирования и кратковременного хранения горючего. Были созданы передвижные паровые котлы для разогрева высоковязких нефтепродуктов в полевых условиях.
Армейские и фронтовые склады укомплектовывались бензоперекачивающими станциями, что позволило значительно повысить производительность складов по приему горючего с железной дороги и выдаче его войскам. Поставки бензомотопомп подняли производительность войсковых и, прежде всего аэродромных складов горючего.
Несмотря на тяжелое положение, продолжалось производство технических средств службы горючего. На снабжение поступали следующие технические средства [2, 3]:
- бензозаправщики БЗ-41, БЗ-42, БЗ-43;
- водомаслозаправщик ВМЗ-43;
- бензоперекачивающие станции БПС-ПД, БПС-4-АД-90, БПУ-42.
Военные времена и отдаленность воинских формирований от топливных баз привели к существенному повышению роли подвижных средств доставки топлива и заправки им техники. Однако промышленность, направленная в первую очередь на производство вооружения и боевой техники, не могла в полном объеме обеспечить потребность в автомобильных средствах заправки и транспортирования горючего. Так во 2-й воздушной армии в ходе битвы на Курской дуге имелось 150 автоцистерн, а требовалось – 180 [2]. Часть запасов перевозилась бортовым транспортом, а соответственно выявилась необходимость в дополнительной подаче фронту бочек.
|
В небольших количествах в Красную Армию по «ленд-лизу» поступали армейские автоцистерны американского производства. Всего было поставлено 426 топливозаправщиков Studebaker US6.U5 с цистерной вместимостью 2850 л и насосным оснащением Heil [2].
Для буксировки цистерн-заправщиков использовались однотипные трехосные седельные тягачи РИО-2XS и «Федерал-604» (Federal) [3]. На ленд-лизовских шасси монтировали и оснащение техники службы горючего, которые могли доставлять увеличенные объемы горючего. На шасси Studebaker US6.U7 первоначально монтировали оснащение бензозаправщиков БЗ-35, которое переставляли с грузовиков ЗИС-6. Обновленный вариант получил индекс БЗ-35С. На это же шасси устанавливали довоенные водомаслозаправщики ВМЗ-34, а в 1944 году специально для «Студебеккеров» был разработан новый упрощенный бензозаправщик, принятый на вооружение РККА под индексом БЗ-44 [3, 4].
Широкое применение находили и трофеи. В ходе боевых действий у противника было захвачено 404 тыс. стальных бочек, 332 тыс. бидонов (канистр) и других технических средств, которые обращались на укомплектование войск.
Серьезное внимание уделялось организации ремонта и восстановлению технических средств. К началу войны в службе имелось всего шесть ремонтных мастерских окружного подчинения. К концу 1942 г. во фронтах и округах уже насчитывалось 27 ремонтных мастерских.
Ремонтные мастерские за годы войны отремонтировали 620 бензоперекачивающих станций, 465 бензомотопомп, 6,5 тыс. стальных передвижных резервуаров, изготовили 5,3 тыс. ручных насосов, более 25 тыс. специальных ведер и другие технические средства. Все это оказало существенную помощь в обеспечении фронтов техническими средствами.
|
К началу ВОВ КА не располагала полевыми магистральными трубопроводами. Однако в ходе войны трубопроводы прокладывались через водные преграды несколько раз. Кроме Ладоги («Артерия жизни»), были развернуты трубопроводы через Волхов, Волгу, Дон, Днепр, Вислу. Использование полевых трубопроводов для подачи горючего войскам со всей очевидностью показало целесообразность и перспективность создания специального полевого магистрального трубопровода как вида армейского транспорта.
Принятые с началом ВОВ меры по улучшению оснащения КА техническими средствами службы горючего, привели к увеличению роста их поставок, что, в конечном счете, обеспечило победное завершение наступательных операций советских войск в 1943–1945 гг. В 1941–1945 гг. всего Наркомату обороны было поставлено: бензоперекачивающих станций – 886 ед., автоцистерн – 5315 ед., автобензоприцепов – 1548 ед., бензомотопомп – 1348 ед., полевых лабораторий – 4264 ед., водомаслогреек – 2192 ед., контейнеров КП-2 – 7026 ед. [2].
литература
1. Состояние тыла советской армии к началу войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.oboznik.ru/?p=11462
2. Служба горючего Советских Вооруженных Сил: исторический очерк [Текст] / под общ. ред. И.Н. Базанова. Ульяновск: УВВТУ, 1986. – 294 с.
3. Кочнев Е.Д. Автомобили Красной Армии 1918–1945 [Текст]. М.: Яуза: Эксмо, 2009. – 544 с. (Война моторов). ISBN 978-5-699-36762-7.
4. Веретин С.В. Автомобильные средства заправки и транспортирования горючего в Великой Отечественной войне [Текст] / С.В. Веретин, А.В. Маркелов, А.С. Веретин // Научный вестник Вольского ВИМО № 1 (45), 2018. – С. 138–141.