Критерии и нормативы оценки изложений (сочинений)




Четырнадцатое ноября

Домашняя работа

Подготовка к изложению

План

Задание.

1. Ознакомиться с определением понятия «родина» в словаре Ожегова.

Родина, - ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-н., возникновения чего-н..: Москва – его родина. Индия – родина шахмат.

2. Подобрать однокоренные слова к слову «родина».

Родинка, родители, родник, родня, родственники, народ, род, родной, родительский, родство, рождение.

3. Какие понятия у вас ассоциируются с чувством Родины, с понятием «Родина»?

4. Что вы можете сказать по теме «моя улица», «родной край», «моя страна»?

5. Где лежат истоки сыновнего чувства к Отчизне?

6. Внимательно прочитать текст «Родина».

7. Составить план подробного изложения текста.

 

 

Критерии оценивания сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки уме­ния правильно и последовательно излагать мысли, уровня рече­вой подготовки обучающегося.

Любое сочинение (изложение) оценивается двумя отметка­ми: первая ставится за содержание и речевое оформление, вто­рая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пун­ктуационных и языковых норм.Обе оценки считаются оценками по русскому языку.

Первая оценка ставится за содержание и речь. Учитываются все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность). Оценка не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

При выставлении второй оценки за грамотность учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

На оценку изложения (сочинения) распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных обучающимся исправлениях:

- негрубые ошибки считаются за пол-ошибки; повторяющиеся ошибки (сколько б их ни было) считаются за одну;

- первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная;

- при наличии в работе более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка за грамотность снижается на один балл.

Оценка «5» не выставляется при наличии в работе 3-х и более исправлений.

Критерии и нормативы оценки изложений (сочинений)

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений являются:

· соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

· полнота раскрытия темы;

· правильность фактического материала;

· последовательность и логичность изложения;

· правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений выражаются в количестве допущенных фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, оценка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а оценку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков обучающихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи – умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи таким образом зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность речи изложений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы – лексические и грамматические – и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

При оценке речевого оформления изложений (сочинений) учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по количеству допущенных обучающимся ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.

Таблица 2

Оценка Содержание и речь Грамотность
«5» Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета Допускается: 1 орфографическая или 1 пунктуационная и 1 грамматическая ошибки
«4» Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но в наличии единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов Допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
«3» В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических, а также 4 грамматические ошибки
«2»   Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок
«1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: