Виды досуговой деятельности:
1. • Общественная деятельность - потребление культурных ценностей
2. •Туризм и путешествия
3. • Развлечения - такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, который может быть пассивным или полупассивным
4. • Общение с людьми
5. •Общение с природой
6. •Активный отдых
•Самообразование - вырастает из активного отдыха и состоит в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок.
7. •Пассивный отдых (включает в себя занятие спортом)
творчество - рассчитанный не на потребление, а на созидание культурных ценностей
8. •Антисоциальные виды досуга
•Творчество - вид деятельности, направленный на созидание. К творчеству относятся:
- декоративно-прикладное творчество (рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество),
- художественное творчество (занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество));
- техническое творчество (изобретательство, конструирование, рационализаторство).
- • Культурно-досуговая деятельность – это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме. Культурно-досуговая деятельность функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата.
|
Роль досуга
Свободное от оплачиваемого труда, семейно-бытовых работ и удовлетворения физиологических потребностей время необходимо людям для удовлетворения
культурных, образовательных, физических и социальных потребностей, формируемых в зависимости от воспитания, профессии, материальных условий и т.д. С ростом образовательного уровня населения должны расти и его культурные, физические и социальные потребности. Технический прогресс, обеспечивая условия для постепенного сокращения продолжительности труда, ведет к увеличению временного пространства для удовлетворения растущих потребностей.
Очень важно правильное соотношение пассивного и активного отдыха. В жизни современного человека превалирует, увы, первый. Во время отдыха человек все более превращается из актера в зрителя, созерцателя, предпочитая наблюдать за жизнью в телевизоре.
17. Анимация в структуре досуговой деятельности ГК.
Стратегия анимационной деятельности определяется стратегическим видением и миссией туристского гостиничного комплекса. Анимационное гостиничное подразделение должно иметь свои цели (краткосрочные и долгосрочные) и задачи для достижения общей цели гостиничного предприятия - успешного функционирования на рынке сферы обслуживания. Выполнение этих частных целей и задач ведет к общей заинтересованности в результатах работы всего предприятия.
Представим элементы корпоративной гостиничной философии, которые можно использовать при создании концепции анимационной деятельности конкретного предприятия сферы гостеприимства:
|
- использование каждой возможности, чтобы пробудить гостей к активной жизни, привести их в восторг, добавить им удовольствия, познакомить друг с другом, чтобы они с первых минут пребывания в отеле почувствовали себя комфортно, обеспечить им приятный, запоминающийся отдых, создать семейную атмосферу радости и дружбы;
- создание расслабляющей обстановки;
- территориальное рассредоточение анимационных программ (гости не должны испытывать помех от развлечений других);
- наличие эксклюзивной анимации, предварительное анонсирование и приглашение гостей;
- соблюдение высокого единого стандарта: каждый гость обслуживается одинаково;
- создание условий для неограниченной свободы проведения отпуска с наименьшим количеством правил;
- использования во всем единого дизайна и униформы.
В гостиничной анимационной концепции должны быть сформулированы основные требования к построению программ. В качестве базовых требований можно определить следующие:
1. Программами должны быть охвачены все способы досуга.
2. Реализация программы должна превзойти ожидания гостей.
3. Программы должны обеспечить расслабляющую, приятную обстановку.
4. Ежегодно программы должны изменяться для удовлетворения растущего желания и ожидания гостей, особенно завсегдатаев.
5. Для достижения адаптивности необходимо обеспечить баланс между стандартизацией (общими элементами) программы и ее неповторимостью (эксклюзивными элементами).
6. Программа каждого дня должна содержать сюрприз, интригу, предлагать одновременно 3-4 мероприятия и соответствовать различным желаниям и интересам.
|
7. Программа должна быть ненавязчивой, а завлекательной.
Немаловажное значение в концепции анимации занимает следование единому стандартному фирменному стилю. Фирменный стиль должен присутствовать во всех сферах деятельности туристского комплекса и в том числе в анимационных услугах
Для того чтобы создать анимационную программу, недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения. Необходимо знать и точно понимать возможности каждого выразительного средства, уметь использовать возможности методов художественного монтажа, иллюстрирования, театрализации игры. С помощью этих методов и выразительных средств создается анимационная программа, в которой решаются социально-педагогические и психологические задачи.
18. Место анимационного менеджмента в структуре гостиничного продукта
Анимация – это своеобразная услуга, преследующая цель повышения качества обслуживания, и в то же время это своеобразная форма рекламы, форма повторного привлечения гостей и их знакомых, преследующая цель продвижения туристского продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности туристского бизнеса.
Анимация в туризме представляет собой целостный процесс взаимодействия аниматоров с туристами в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно‑оздоровительные, культурно‑творческие, образовательные потребности и интересы участников данного процесса, создаются условия для формирования социально активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней. Анимация имеет характерные черты: осуществляется в свободное время; отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп; обусловлена национальными, религиозными, региональными особенностями и традициями; характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей; отличается глубокой личностностью; носит гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер.
Рис. 8.1. Анимационный процесс
В ходе анимационного процесса аниматор помогает туристам увидеть объекты действия, способствующие зрительному восприятию определенной заданной темы (первая задача); услышать необходимую информацию или, например, музыкальное сопровождение, дополняющее увиденное (вторая задача); попробовать сделать подобное самому (третья задача); ощутить сопричастность к происходящему процессу (четвертая задача); приобщиться к процессу, овладеть практическими навыками (пятая задача).
Анализ сущности анимационной деятельности отражает наличие взаимодействия в ней различных элементов, определяющих три своеобразных уровня, которые можно классифицировать как: творческий – преобладание творческих моментов в деятельности; репродуктивный – простое воспроизведение готовых, отработанных ранее форм и способов; репродуктивно ‑ творческий – открытие человеком для себя того нового, что объективно новым не является.
Исходя из всего сказанного выше, определим анимацию как стимулирование полноценной рекреационной, социально‑культурной, досуговой и другой деятельности человека путем воздействия на его жизненные силы, воодушевление и одухотворение. Туристская анимация – это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие. Туристская анимация основана на личных человеческих контактах тураниматора (аниматора) с туристом, на человеческой близости, на совместном участии аниматора и туриста в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса.
Анимационные гостиничные услуги являются одним из самых эффективных средств привлечения гостей в отель, влияющих на позитивную оценку туристом работы отеля в целом. Это своеобразные дополнительные услуги клиенту отеля, позволяющие занять его таким образом, чтобы пробудить в нем положительные эмоции, почувствовать удовлетворение от отдыха в отеле и позыв к возврату в этот отель еще раз. Туристская анимация – наиважнейшая часть совокупной деятельности на туристском предприятии (в отеле, ресторане, на крупном теплоходе и т. д.). Это не просто забава, а выражение высокой степени профессионализма туристской деятельности, важнейшая составная часть туристского продукта. Поэтому, как и всякая другая деятельность на туристском предприятии, анимация должна быть планируемой, четко регламентируемой и организационно управляемой деятельностью, обеспеченной материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами.
Конечной целью туристской анимации является удовлетворенность туриста отдыхом, его хорошее настроение, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил. В этом заключаются важнейшие рекреационные функции туристской анимации. Значение туристской анимации заключается в повышении качества, разнообразия и привлекательности туристского продукта, увеличении количества постоянных клиентов, увеличении спроса на туристский продукт, повышении нагрузки на материальную базу турпредприятия, а, следовательно, и повышение эффективности ее использования, и, наконец, в повышении доходности и рентабельности туристской деятельности.
40. Ресурсы анимации.
Ресурсы анимации - совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для использования в процессе и в целях туризма. Выделяют непосредственные и косвенные туристские ресурсы. К первым относятся природные и культурно-исторические ресурсы, вторые (инфраструктурные) привлекаются для освоения и использования собственно туристских ресурсов (гостиницы, предприятия питания, транспортные услуги и т. д.).
В реальной жизни все виды туристских ресурсов взаимосвязаны и в ряде случаев трудноразделимы. В этом смысле их потребительная стоимость (полезность) зависит от одновременного воздействия на физические, умственные, духовно-нравственные и психологические стороны жизнедеятельности человека.
Правовой режим отдельных видов туристских ресурсов регулируется законодательством (природоохранным, о музейных учреждениях, об охране исторических памятников, санитарно-эпидемиологическим и др.).
Культурные ресурсы - памятники истории и культуры, культурные сооружения, мемориальные места, народные промыслы и т. д.). Культурно-историческое наследие охватывает всю социокультурную среду - с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной жизни.
Наиболее распространенными анимационными формами включения культурно-исторических ресурсов в систему туристского обслуживания являются шоу-музеи и туристско-экскурсионные маршруты, знакомящие туристов с национальными традициями, культурой и т. д.
Природные ресурсы - компоненты природной среды (климат, рельеф, поверхностные и подземные воды, лечебные грязи и т. д.), используемые для организации отдыха и оздоровления людей. Эти ресурсы существенным образом влияют на туристское движение, придавая ему определенное направление и формируя его структуру. Большинство природных ресурсов используется в целях рекреации с предоставлением анимационных услуг.