По анализу языковых единиц
Русский язык и культура речи
Культура речи – это отбор и организация языковых средств, которые способствуют наиболее эффективному достижению поставленных задач в данной сфере коммуникации с учетом норм современного литературного языка и требований этики.
Аспекты культуры речи.
1. Нормативный (с учетом норм современного литературного языка). Его рассматривает ортология (сост часть культуры речи)– наука о нормах.
2. Коммуникативный - соответствие условиям коммуникации. Стилистика (письменная форма) и риторика(устная форма).
3. Этический
Современный литературный русский язык изучает языковые средства или языковые единицы на разном уровне.
Языковые уровни
· Фонетический (фонематический)- уровень фонем (звуков) и суперсегментных фонетических единиц
· Словообразовательный – уровень морфем
· Грамматический – уровень слова/комбинации слов, обладающих грамматическим значением
· Лексический – уровень слов/комбинаций слов, обладающих определенным лексическим значением - выделяется не всегда
· Сверхфразового единства/текста – практически не рассматривается
Фонетика - наука, изучающая звуковую сторону языка
Подходы к звукам речи:
- артикуляторный подход – классификация по способу их артикуляции
- акустический подход – характеризует звук как физическую единицу (высота, сила, тембр, частотные характеристики)
- лингвистический подход – звук рассматривается как минимальная значимая единица языка (часть лингвистической системы)
Артикуляторная характеристика звуков речи.
Характеристика гласных звуков.
Ряд – движение языка внутри ротовой полости впегред и назад
|
Подъем – движение языка вверх и вниз внутри ротовой полости
· По ряду: переднего ряда - и,э, заднего ряда - у,о среднего ряда – ы, а
· По подъему: верхний - у,и,ы, средний - о,э, нижний – а
(треугольник Щербы)
· Огубленность (у, о)/ неогубленность (и, э, а, ы)
· Ударность / безударность (в составе морфемы/слова)
Характеристика согласных звуков.
· По соотношению шума и тона. Только шум – глухие согласные; и шум и тон, шум преобладает над тоном – звонкие шумные согласные; тон и шум, тон преобладает - л, м, н, р и их мягкие варианты – сонорные согласные (только тон – гласные).
· По месту образования. Губные согласные (губно-губные - б, п, м; губно-зубные- в, ф), язычные согласные (заднеязычные – к, г, х; среднеязычный – й; переднеязычные – все ост.).
· По способу образования. Смычные – разрыв преграды (п,б), щелевые (с, з), дрожащие (р). Смычные взрывные (б, п, м, д, т, н, г, к), аффрикаты – преграды разрывается частично (ц, ч), щелевые (в, ф, з, с, ж, ш, х, л, й)
· По наличию или отсутствию палатальной артикуляции. Палатальная артикуляция – приподнимание средней части спинки языка к среднему нёбу. Звуки с наличием палатальной артикуляции – мягкие звуки (всегда мягкие - ч, щ, й), с отсутствием – твердые звуки (всегда твердые – ж, ш, ц)
Умения необходимые для конспектир:
- Умение сокращать слова
- Уменее сокращать предл-я
- Умение сокращать текст целиком
- Оформление конспекта
1. Сохранять первые буквы, сокращать только до согласн.
2. Сокращать нужно однозначно
3. Малознакомые слова, новые понятия и термины следует записывать полностью
|
4. Целесообразно использовать различные виды сокращ. Записи (аббревиатуры, матем знаки и т.п.)
Трансформация предложений:
Лексическая трансформация
Грамматическая трансф – упрощ структуры
Лексико-грамм трансф – измен структ предл-я и лексич наполн
Логико-смысловая трансф
Сокращение текста
Полностью указывать выходные данные первоисточника!!
Поля не меньше 1/3
Сохранять заголовки
Нумерация первоисточника
Цитаты и выписки в кавычках
Реферат
- форма самостоятельной учебной деятельности
- краткое изложение содержания статьи или книги
- составная часть курсовой работы
Порядок работы над рефератом
1. Отбор материала – отбирать только ту информацию, которая непосредственно касается темы реферата, нельзя включать лишнюю информацию, лишняя информация при необходимости может быть вынесена в приложении
2. Группировка материала
· Принцип подчинения – материал 1 источника более подробно раскрывает одну из тем, затронутых в др источнике, развивает ее (детали этого предмета описаны…)
· Принцип соединения – материалы 2 источников раскрывают одноуровневые понятия, два аспекта темы, не пересекаясь между собой (другой аспект этого явления рассматривается в работе..)
· Принцип противопоставления – материалы 2 источников представляют 2 точки зрения на одну проблему (другое объяснение…представлено в работе)
3. Языковое оформление материала
· Цитирование – «…» [Иванов И.П., 2001, с.5].
· Пересказ - лексические/грамматич трансформации, … [Петров П.П., 2009, с.15-33].
· Трансформация - … [Сидорович С.П., 1999, с.5-23]
|
4. Окончательное оформление материала
Общее оформление работы
· Вступление – обосновать выбор темы, сформулировать цели (основное) и задачи (маленькие этапы) реферата
· Заключение – подвести итог, сформулировать выводы
· Титульный лист
· Список использованной литературы
1. На книгу - Арбузов А.М. Русский язык и культура речи. Москва. (М.): Просвещение, 1998.
2. На статью – Яблоков В.С. Реферат в курсе «Культура речи» // Вопросы методики. 2005. №3. С.5-7.
· Редактирование текста
Слухи встали на службу бизнеса.
Слухи оказывают большое влияние на бизнес.
Почепцов Г.Г. Изучение слухов// Почепцов Г.Г. ПР для профессионалов. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер. 1999, С. 487-497.
1. Реклама некоторых продуктов более…
2. 1 абзац, борьба со слухами, влиян слухов на котировки акций, аккомадация слухов, цели слухов, противопост борьбе
3. Открытая политика
30.09.11
Диктант