Этап первый: экспертиза
На данном этапе специалисты ЭЛАР совместно с сотрудниками библиотеки проводят оценку каталожных карточек, на основе которых будет создан электронный каталог. В ходе экспертизы определяются объёмы и состояние бумажной картотеки и существующего электронного каталога, уточняется состав библиографического описания и требуемый формат машиночитаемых библиографических записей. На основе полученных данных разрабатывается технология создания электронного каталога, учитывающая все особенности библиотеки.
Этап второй: сканирование
Поточное сканирование бумажных карточек и разделителей производится на территории библиотеки. Сотрудники Корпорации выезжают со специализированным сканирующим оборудованием к заказчику и проводят оцифровку на месте в кратчайшие сроки. Такой подход позволяет не изымать библиотечные карточки из использования на время реализации проекта и не нарушать работу библиотеки с читателями.
При оцифровке применяются высокоскоростные документные сканеры, предназначенные для бережного сканирования, в том числе ветхих карточек.
Этап третий: ретроконверсия
Работа с библиотечным каталогом требует хороших знаний в области библиографии: современных правил каталогизации, стандартов и требований к оформлению библиографических описаний, международных и российских форматов представления машиночитаемых библиографических записей. За 15 лет работы с библиографическими описаниями в ЭЛАР сформировался высококвалифицированный коллектив. Специалисты способны качественно и быстро создать электронный каталог на основе оцифрованных карточек или книг на русском, английском, немецком, французском и других языках.
Сложность обработки библиотечного каталога заключается в том, что карточки могут содержать машинопечатный и рукописый текст, карандашные пометки, нечёткие символы. Исходя из этих особенностей, данные с карточек вводятся вручную и проходят многоуровневую систему контроля качества.
На выходе формируется база данных в коммуникативном формате (RUSMARC, UNIMARK, MARC21 и др.) или любом другом формате, требуемом для библиотеки. Также возможно проведение работ по конвертации машиночитаемых записей из одного формата в другой.
Этап четвертый: передача массива и сдача работ
Специалисты корпорации имеют большой опыт работы с различными автоматизированными библиотечными системами: «Ирбис», «Руслан», «Aleph», «OPAC-Global», «LiberMedia» и другими, что способствует быстрому и безошибочному импорту в них информации. В качестве страховой копии библиотеке передаётся созданный электронный ресурс — отсканированный каталог и база библиографических записей, сохранённый на оптическом или ином носителе.
Форма контроля выполнения практических работ:
Визуальный осмотр
Критерии оценки:
«5» - ставится, если студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической или лабораторной работы, определяет взаимосвязи между показателями задачи, даёт правильный алгоритм решения, определяет междисциплинарные связи по условию задания.
«4» - ставится, если студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической или лабораторной работы, допуская незначительные неточности при решении задач, имея неполное понимание междисциплинарных связей при правильном выборе алгоритма решения задания.
«3» - ставится, если студент затрудняется с правильной оценкой предложенной задачи, дает неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя, выбор алгоритма решения задачи возможен при наводящих вопросах преподавателя.
«2» - ставится, если студент дает неверную оценку ситуации, неправильно выбирает алгоритм действий
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
Богатюк В. А. Оператор ЭВМ: Учеб. пособие для нач. проф. Образования / В. А. Богатюк, Л. Н. Кунгурцева. – 2-е изд, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. // Допущено Экспертным советом по профессиональному образованию в качестве учебного пособия образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования
Раздел 2
Тема 2.2.Обзор программ – каталогизаторов
Название практической работы _
ЛПЗ 1-7
Настройка элементов интерфейса программ-каталогизаторов
Учебная цель: Научиться настраивать интерфейс программ каталогизаторов
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:
Умения и знания СМ.выше
Обеспеченность занятия
Компьютер, мультимедийный проектор