Категории «единичное», «общее», «явление» и «сущность»




Диалетика как учение о связях и развитии

 

1. Структура диалектики как теоретической концепции о всеобщих связях и развитии.

2. Категории «единичное», «общее», «явление», «сущность».

3. Категории, выражающие структурные связи бытия.

4. Категории, выражающие связи детерминации бытия.

5. Законы диалектики.

 

 

Структура диалектики как теоретической концепции об универсальных связях и развитии.

Диалектика (от греч. dialektike – искусство вести беседу, спор) - учение и метод мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей и развитии бытия и познания и основанный на этом учении философский метод объяснения и описания всеобщих законов движения природы, общества и человеческого сознания.

Суть принципа развития состоит в том, что в мире нет матери­альных систем, которые не могли бы при соответствующих услови­ях развиваться. При этом оно не отождествляется с движением как со всяким изменением вообще, а трактуется как особый тип измене­ния.

В истории философии сложились три основные формы диалектики:

а) античная (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.), которая была наивной и стихийной и основывалась на житейский опыт и отдельные наблюдения. Диалектическая теория исторически формировалась из признания изменчивости всего существующего (Гераклит: «Все течет, все изменяется»). Гераклит представлял мир в виде живого огня или течения реки. Противоположности переходят друг в друга. В этих мыслях заложены основы диалектики в современном ее понимании. Это была наивная диалектика бытия и познания без проникновения в суть процессов. В древнегреческой философии изначально под диалектикой понимали умение вести спор, полемизировать, доказывать, убеждать.

В средние века в схоластике ею стали называть формальную логику, которая противопоставлялась риторике (искусству красноречия).

б) немецкая классическая идеалистическая (Кант, Гегель, Шеллинг, Фихте), где она была представлена в идеалистической форме;

в) материалистическая (Маркс, Энгельс).

Более полно положения диалектики выражены в категориях и основных диалектических законах.

Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Субъективная - это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей.

Структура диалектики: а) ее принципы, б) категории, в) законы.

Основные принципы диалектики следующие:

1. Универсальной связи. Все предметы и процессы мира находятся во взаимной связи, зависимости и обусловленности

2. Развития. Мир вещей и понятий непрерывно движется, изменяется, развивается. Развитие есть переход количественных изменений в качественные, от простого к сложному, от низших форм к высшим.

3. Противоречивости. В предметах, процессах, явлениях заключены противоположные стороны, которые одновременно предполагают друг друга и, взаимодействуя, обеспечивают «самодвижение» объекта. Диалектические противоречия, таким образом, выступают как главный источник любых изменений и развития.

Категории - понятия предельной общно­сти, отражающие всеобщие и существенные черты, связи н отноше­ния, присущие не отдельным видам явлении, процессов, а всему бы­тию, всем его формам.

Закон этообщая, существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлени­ями бытия. Выделяют три закона диалектики, открытие которых принадлежит Г.Гегелю.

Категории «единичное», «общее», «явление» и «сущность»

Мы знаем, что бытие едино, и это единство заключается в его материальности. Оно непрерывно и одновременно дискретно, пред­ставлено в виде различных материальных образований (предметов, вещей, явлении), отграниченных друг от друга в пространстве и времени. Отдельные предметы и явления обладают индивидуальной определенностью, неповторимыми признаками. Этот эмпирический факт отражается в нашем сознании и фиксируется в категории еди­ничного. Следовательно, все то, что неповторимо в явлении, предме­те, что присуще только ему и отсутствует у других явлений, предметов, составляет единичное (внешность человека, его почерк, па­пиллярные узоры на концах пальцев и т. д.).

Но каждое материальное образование — это звено единой бес­конечной цепи изменения действительности, и в нем должно быть нечто повторяющееся, свойственное не только данному предмету или явлению, но и другим. Это обстоятельство тоже, прежде всего как эмпирический факт, отражается в нашем сознании и фиксирует­ся в категории общего. Общее — философская категория, выра­жающая то, что повторяется в явлении или предмете, что присуще не одному, а многим явлениям или предметам (наличие сознания у человека, процессы ассимиляции и диссимиляции в живом организме, насилие в социальной революции и т. д.).

Таким образом, всякое отдельное представляет собой единство единичного и общего. Ни общее ни единичное сами по себе, в «чи­стом» виде, не существуют. Они представляют собой стороны, мо­менты отдельных вещей, предметов, процессов, поэтому всегда орга­нически взаимосвязаны, причем это взаимозависимость отдельных аспектов, свойственных только данному материальному образова­нию и повторяющихся в тех или других материальных образо­ваниях.

Категории «общее» и «единичное» тесно сопряжены с категори­ями «особенное» и «всеобщее». Особенное фиксирует то, что от­личает один предмет от другого, сравниваемого с ним. В этом смыс­ле единичное всегда играет роль особенного. Например, тембр голо­са Ф. И. Шаляпина как единичная звуковая окраска, присущая только ему, — особенность пения великого русского певца. Общее же мо­жет стать особенным лишь тогда, когда указывает на отличие пред­мета от других, сопоставляемых с ним, но не на cxoдство (в этом случае оно выполняет собственную функцию). Так, скептическое отношение людей к закону в странах СНГ является общим, посколь­ку оно наблюдается в них повсюду. Однако в Швеции или Австрии оно будет выступать как особенное.

В двух ипостасях — своей роли и положении особенного может предстать не любое общее. То общее, которое не может стать осо­бенным, составляет всеобщее, указывающее на сходство срав­ниваемых предметов, процессов или явлений. Например, наличие в материальных образованиях количественных и качественных сто­рон, содержания и формы, необходимых и случайных свойств не дает возможности отличить вещи друг от друга, ибо все они облада­ют этими чертами.

Категории «единичное», «особенное», «общее», «всеобщее» и их взаимосвязь, фиксируя в себе всеобщее знание о бытии, являются ступенями познания и его формами. Они входят в мыслительный аппарат человека. Познавательный процесс направлен от познания единичного через обобщение к познанию обще­го. Это наблюдается уже в простейших ситуациях (при знакомстве в представленном нам человеке мы стараемся угадать, в чем его не­повторимость, особенность, а также чем он похож на других лю­дей). Подобный характер познания отразился в языке: он обладает способностью обобщения и механизмами индивидуализации собы­тий, предметов.

Категории сущности и явления характеризуют различные уров­ни бытия, в котором условно различают внутренние, скрытые, в том пли ином смысле глубинные, относительно устойчивые стороны, фикси­руемые в понятии «сущность», и внешние, а поэтому легче видимые, более подвижные его аспекты, фиксируемые в понятии «явление». Сущность и явление взаимосвязаны, ибо отражают различные сто­роны, уровни одного и того же предмета, явления, процесса. Эти уровни имеются в любом материальном образовании, и данная взаи­мосвязь выступает как вид всеобщих универсальных связей бы­тия.

Однако сущность и явление не совпадают. Бывает, что внешние, поверхностные черты предмета или процесса предельно искажают его сущность. Такого типа случаи квалифицируются как видимость, кажимость (например, наблюдаемое нами движение Солнца вокруг Земли — кажимость, потому что маскирует сущность взаимосвязи планет Солнечной системы с самим Солнцем, т. е. то, что они, вклю­чая Землю, вращаются вокруг Солнца, а не наоборот). В той или иной степени явление всегда искажает сущность, но тем не менее она в нем представлена. Как отмечал Гегель, непосредственное бытие вещей — завеса, за которой скрывается сущность. Она обнаружива­ет себя в явлении, а явление — это проявление сущности. Именно в силу такой взаимосвязи возможно познание окружающей действи­тельности.

Категории сущности и явления имеют относительный характер. Это значит, что разделение объекта на глубинную сущностную сфе­ру и внешнюю, раскрываемую в явлении, не абсолютно, граница меж­ду ними подвижна. Категории указывают направление познаватель­ного процесса: от явлений к сущности, от нее как сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д. Каждый раз сущность предшествующего порядка выступает как явление по отношению к сущности последующего порядка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: