Медиа и социокультурные процессы




Скибина О.М.

От медиаграмотности до медиаменталитета.

В российской науке уже сложилось определенное представление о наполненности термина «медийно-информационная грамотность» в педагогической практике [1] Среди медиапедагогов кочует даже щутка: «Есть только МИГ - за него и держись». Однако вопросы о том, как двигаться от медиаграмотности к формированию медиаменталитета, по-прежнему остаются дискуссионными. Один ученый предлагает градационный подход к систематизации основных медиаобразовательных понятий: медиаграмотность–медиаобразованность–медиакомпетентность–медиакультура –медиаменталитет. Наивысшей целью медиаобразования, его своеобразной сверхзадачей автор статьи считает формирование медиаменталитета, понимая под последним «устойчивые, глубинные основания мировосприятия и поведения, которые придают личности свойство уникальной неповторимости в сочетании с открытостью к медиаинформации, способностью к всесторонней самореализации в медиаинформационном обществе» [ 6,c. 116]. При этом предлагает формировать данные медиаобразовательные навыки на разных ступенях педагогического цикла: от детского сада - до высшей школы. Другой категорически возражает, считая градационный подход упрощенным, хотя бы потому, что «задача (достижение уровня медиаграмотности) может решаться в среде людей пенсионного возраста, а также в процессе самообразования отдельных категорий граждан, не имеющих возможность приобщиться к медиаобразованию в школьные годы» [ 3].

Не менее остро стоит вопрос в просвещении детей из уязвимых социальных групп, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Данная категория имеет свои психологические и физиологические особенности, которые «накладывают отпечаток на формирование их представлений об интернет-пространстве и требуют от педагогов особых подходов к организации просвещения» [2, c.191-198 ]. Отсюда следует, что «медиаподготовка должна вестись со всеми слоями населениями» [11, c.151], начинаться на этапе дошкольного образования и продолжаться в общеобразовательной школе, «ведь именно школа как первый социальный институт ребенка исполняет роль проводника подрастающего поколения в мир информации» [11, c.151]. Я бы добавила: медиаобразование – процесс безостановочный, не имеющий возрастных ограничений, и осуществлять его надо комплексно.

 

 

А. Гук

Медиаобразование как система результативных уровней медийной культуры личности

Медиа и социокультурные процессы

Мир современного человека буквально насыщен различными медиа, и это пространство продолжает расширяться. Говоря о медиа, мы имеем в виду, прежде всего, всю совокупность информационно-коммуникативных средств, с которыми взаимодействует в обыденной жизни каждая личность. В поле функционирования современных медиа входят печатные средства (газеты, журналы), аудильные средства (радио, аудиозаписи), экранные или аудиовизуальные средства (кино, ТВ, видео, мультимедиа, интернет). Именно под их воздействием в большей мере формируется картина мира современного человека. Он все меньше контактирует с реальной действительностью, находясь в окружении ее репрезентативных образов, а также образов, продуцируемых мышлением человека с помощью медиасредств. Можно сказать, что окружающее человека пространство и процессы в нем становятся в значительной степени виртуальными.

Виртуализация социокультурных процессов не есть завоевание только последних десятилетий в развитии цивилизации, хотя само понятие «виртуальная реальность» стало актуальным в научном мире действительно недавно. Чаще всего оно ассоциируется с компьютерными технологиями и ее продуктами. Но если посмотреть на виртуализацию шире - как на социокультурный процесс, то ее истоки просматриваются еще с античных времен, когда происходит становление и развитие модельной и нормативной функции мышления и возникают знаковые образования, фиксирующие состав объектов и операций деятельности [9]. Именно в конце 20-го века благодаря развитию информационно-коммуникативных средств процессы виртуализации не просто обрели интенсивность и всеохватность, а стали определяющими в жизнедеятельности человека и общества в целом.

Эпоха информационной цивилизации потребовала от человека новых компетенций различного уровня, новых качеств личности, без которых его комфортное и плодотворное существование в информационной среде стало проблематичным. Актуальным для общества стало формирование информационной культуры личности, ее информационной компетентности и грамотности. На первых порах доминирующим аспектом в информационном образовании выступили знания и умения, связанные с технологическим освоением того или иного информационно-коммуникативного средства. Затем акцент сместился на поисково-аналитическую область. Востребованными оказались общие методики, помогающие собрать, дать оценку, свернуть, развернуть и т.д. информацию. В настоящее время, в связи с тем, что в сфере информационно-коммуникативных технологий накоплен достаточно большой опыт, который позволяет реализовывать публицистические, популяризаторские, рекламные, художественные функции медиа, главной задачей личности стало освоение языковой сферы, речевой культуры новых медиа, посредством которых обеспечивается компетентностное взаимодействие с медиатекстами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: