Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Методика преподавания курса «Окружающий мир»»




 

1. Методика преподавания окружающего мира как наука и учебный предмет. Связь методики преподавания окружающего мира с другими науками. Цели и задачи интегрированного курса «Окружающий мир».

2. «Окружающий мир» как учебный предмет Место и значение «Окружающего мира» в учебном плане начальной школы. Требования ФГОС НОО к начальному естественнонаучному образованию. Преемственность курса «Окружающий мир» и учебных предметов средней школы.

3. Зарождение и развитие методик преподавания естественных наук, обществознания, истории за рубежом: опыт передачи опыта взрослых; идеи Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Песталоцци, Дж.Локка и др.

4. Зарождение и развитие методик преподавания естественных наук, обществознания, истории в России: В.Ломоносов, В.Ф. Зуев, К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, Д.Д. Семёнов, Д.Н. Кайгородов, Д.И. Тихомиров, В.П. Вахтеров, Л.С. Севрук, И.И. Полянский и др.

5. Основные взгляды на методики преподавание естественных наук и истории в дореволюционной России.

6. Развитие методик преподавания естественных наук, обществознания и истории в начальных классах в советский период (Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, М.Н. Скаткин, П.А. Завитаев, Л.Ф. Мельчакова, К.П. Ягодовский, К.А. и др.).

7. Принципы построения программ по окружающему миру. Цели и задачи изучения интегрированного курса «Окружающий мир», сформулированные в программах в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Общая характеристика содержания дисциплины «Окружающий мир» на современном этапе, вариативность содержания.

8. Методика образования и развития естественнонаучных представлений и понятий у младших школьников. Система естественнонаучных, исторических и социологических понятий по предмету «Окружающий мир». Этапы образования естественнонаучных понятий. Условия образования и развития представлений и понятий. Уровни развития представлений и понятий.

9. Современные УМК интегрированного курса «Окружающий мир» в практике начального образования. Концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

10. Формирование общеучебных УУД в процессе изучения естественнонаучных, исторических и социологических понятий по предмету «Окружающий мир».

11. Формирование логических УУД в процессе изучения естественнонаучных, исторических и социологических понятий по предмету «Окружающий мир».

12. Формирование регулятивных УУД в процессе изучения естественнонаучных, исторических и социологических понятий по предмету «Окружающий мир».

13. Формирование коммуникативных УУД в процессе изучения естественнонаучных, исторических и социологических понятий по предмету «Окружающий мир».

14. Методы и приемы изучения интегрированного курса «Окружающий мир». Понятие метода обучения в современной науке. Классификации методов обучения по различным основаниям. Методы формирования познавательного интереса, методы формирования знаний, методы формирования умений: их краткая характеристика. Выбор метода обучения учителем.

15. Словесные методы обучения в рамках интегрированного курса «Окружающий мир». Рассказ, его виды, требования к рассказу как методу обучения на уроках «Окружающего мира».

16. Словесные методы обучения в рамках интегрированного курса «Окружающий мир». Объяснение, инструктаж как методы обучения «Окружающему миру».

17. Словесные методы обучения в рамках интегрированного курса «Окружающий мир». Беседа, её значение и место при изучении природы, истории, обществознания, обж. Виды бесед. Требования к беседе.

18. Словесные методы обучения в рамках интегрированного курса «Окружающий мир». Работа с учебником, научными и художественными детскими книгами как метод обучения.

19. Наглядные методы обучения в рамках интегрированного курса «Окружающий мир». Классификация наглядных методов. Общеметодические требования использования наглядных методов обучения.

20. Наблюдения как метод изучения окружающего мира. Организация наблюдения в рамках интегрированного курса «Окружающий мир».

21. Методика работы с натуральными средствами наглядности. Методика работы с таблицей как средством наглядности.

22. Практические методы в изучении интегрированного курса «Окружающий мир». Классификация практических методов. Опыты, практические работы, эксперимент. Особенности проведения демонстрационных опытов.

23. Практические методы в изучении интегрированного курса «Окружающий мир». Классификация практических методов. Моделирование как метод ознакомления младших школьников с природой, социологией, историей и т.п.

24. Средства обучения интегрированному курсу «Окружающий мир». Их функции. Классификация средств обучения. Методика их использования в процессе изучения окружающего мира.

25. Дидактические средства при изучении интегрированного курса «Окружающий мир». Методика работа с натуральными объектами: природные объекты; препарированные природные объекты; объекты, созданные человеком.

26. Дидактические средства при изучении интегрированного курса «Окружающий мир». Методика работа с искусственными наглядными пособиями: муляжи, модели.

27. Дидактические средства при изучении интегрированного курса «Окружающий мир». Методика работы с картографическими пособиями (планом, картой, глобусом).

28. Уголок живой природы, требования к его организации, методика организации работы в нем во внеурочное время при изучении интегрированного курса «Окружающий мир».

29. Пришкольно-опытный участок, особенности организации на нем при изучении интегрированного курса «Окружающий мир».

30. Технология создания учебной экологической тропы. Методика работы на ней при изучении интегрированного курса «Окружающий мир».

31. Географическая площадка, методика работы на ней с младшими школьниками при изучении интегрированного курса «Окружающий мир».

32.Учебник «Окружающий мир» как комплексное средство обучения. Дидактические функции учебника. Общие особенности построения учебников. Структура школьных учебников и характеристика основных структурных компонентов.

33.Методика работы с учебником, рабочими тетрадями на печатной основе, календарем природы при изучении интегрированного курса «Окружающий мир».

34.Формы организации учебной деятельности в процессе изучения интегрированного курса «Окружающий мир» (понятие «форма организации учебной деятельности», классификации форм). Основные требования в соответствии с ФГОС НОО.

35.Фронтальные и индивидуальные формы работы, их сочетание на уроке «Окружающего мира». Методические особенности организации работы в группах.

36.Урок – основная форма организации учебной деятельности. Требования к современному уроку «Окружающего мира» соответствии с ФГОС НОО. Типы уроков окружающего мира (классификация типов уроков, их специфика, структура) Подготовка учителя к уроку «Окружающего мира».

37. Комбинированный урок интегрированного курса «Окружающий мир». Его основная цель, структура, ведущие методы, используемые средства.

38. Предметный урок интегрированного курса «Окружающий мир». Его основная цель, структура, ведущие методы, используемые средства.

39. Обобщающий урок интегрированного курса «Окружающий мир». Его основная цель, структура, ведущие методы, используемые средства.

40. Уроки-экскурсии интегрированного курса «Окружающий мир», их значение, этапы проведения, структура, основные требования. Экологическая направленность экскурсий в природу.

41. Нестандартные уроки интегрированного курса «Окружающий мир. Методика их подготовки и проведения.

42. Проверка и контроль знаний и на уроках «Окружающего мира». Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся. Оценка работы учащихся.

43. Игровые формы изучения интегрированного курса «Окружающий мир» (классификация игр, особенности их применения на уроках «Окружающего мира»).

44. Проблемное обучение на уроках интегрированного курса «Окружающий мир». Подходы к реализации проблемного обучения. Способы создания проблемных ситуаций.

45. Внеурочная деятельность при изучении интегрированного курса «Окружающий мир». Значение для обучения, воспитания, развития учащихся. Разновидности, принципы её организации.

46. Методика организации проектной деятельности школьников в рамках изучения интегрированного курса «Окружающий мир».

47. Домашняя работа учащихся по «Окружающему миру». Классификация домашних заданий.

48. Самостоятельная работа на уроках «Окружающего мира», её значение, виды, методика организации.

49. Особенности обучения интегрированному курсу «Окружающий мир» в малокомплектной школе.

50. Экологическое воспитание младших школьников при обучении интегрированному курсу «Окружающий мир».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: