Ситуационная (практическая) задача №1
Выберите одну из российских компаний, проведите оценку ее инвестиционной деятельности и выберите для нее инвестиционную стратегию. Обоснуйте выбор.
Ответ на ситуационную (практическую) задачу №1
ООО «Завод Стальных Конструкций» находится в г. Новосибирске по ул. Липовой, 23. Завод имеет возможность спроектировать, изготовить и поставить, в соответствии с представленным Заказчиком техническим заданием, чертежами или эскизами: металлоконструкции общего назначения, строительные конструкции, нестандартное технологическое оборудование, емкостное оборудование, элементы сосудов и аппаратов, навесное оборудование для дорожной техники.
Продукция изготавливается из низколегированных и нержавеющих сталей с предоставлением сертификатов качества.
Основные направления деятельности завода:
-комплектация строящихся и действующих объектов: каркасы, опорные балки перекрытий, опоры, фермы, площадки, элементы ограждений, косоуры, лестницы, металлоформы и ресиверы;
-машиностроение: навесное оборудование для дорожной техники, рамы, поддоны, траверсы, блоки, корпуса, эллиптические днища и фланцы;
-услуги: сварка полуавтоматическая в среде защитных газов, механическая и плазменная обработка сортового и листового проката, литых корпусов, транспортные услуги.
Реализация Инвестиционной программы в 2015 году была направлена на дальнейшую оптимизацию технологической и воспроизводственной структуры капитальных вложений. В то же время по ходу реализации программы вносились значительные изменения в запланированные мероприятия в связи с развитием экономического кризиса.
В таблице 1 рассмотрим плановые и фактические показатели капитальных вложений ООО «Завод Стальных Конструкций» за 2015 год тыс. руб. (без НДС)
Таблица 1- Плановые и фактические показатели капитальных вложений ООО «Завод Стальных Конструкций» за 2015 г
Виды основных средств | План 2015 | Факт 2015 | % выполнения плана |
Здания | 63,2 | 97,1 | 153,6 |
Сооружения и передаточные устройства | 9,1 | ||
Машины и оборудование | 314,1 | 108,3 | 34,5 |
Транспортные средства | 11,8 | 56,7 | 480,5 |
Производственный и хозяйственный инвентарь | 19,7 | ||
Итого | 389,1 | 290,9 | 74,8 |
В рамках реализации Инвестиционной программы 2015 года фактические объёмы капитальных вложений составили 290,9 тыс. руб.
Значительно увеличился, по сравнению с планом, объём инвестиций в транспортные средства и производственный и хозяйственный инвентарь. При этом объём инвестиций в машины и оборудование соответственно уменьшился. Корректировка технической политики обусловила замену одних инвестиционных проектов (машины и оборудование) на другие (транспортные средства и инвентарь).
Таким образом, инвестиционная стратегия ООО «Завод Стальных Конструкций» направлена на сокращение рисков текущей деятельности и увеличение прибыли.
Данная стратегия диктует необходимость поддержания определенного уровня инвестиционного потенциала, технического перевооружения производства.
Ситуационная (практическая) задача №2
Для компании, рассмотренной в практическом задании №1, выработайте 4-5 стратегических альтернатив развития и осуществите обоснованный выбор одной из альтернатив.
Ответ на ситуационную (практическую) задачу №2
Предприятие для своего успешного развития должно иметь четко обоснованную стратегию, обеспечивающую его конкурентное преимущество. Рассмотрим следующие возможные альтернативы стратегий ООО «Завод Стальных Конструкций».
1. Стратегия расширения границ рынка, которая заключается в изыскании возможностей увеличения сбыта путем внедрения ныне существующих товаров на новые рынки и новые сегменты потребителей;
2. Стратегия глубокого внедрения на рынок, которая заключается в изыскании путей увеличения сбыта своих существующих товаров на существующих рынках с помощью более эффективного маркетинга.
Выбор оптимальной, из вышеназванных стратегий, относящихся к стратегиям интенсивного роста, позволит менеджменту качественно и максимально эффективно осуществлять управление развитием предприятия.
3.Немаловажным аспектом организации работы по реализации мероприятий стратегического развития предприятия является стимулирование и повышение заинтересованности работников, занятых в процессе выполнения заданий. Неисполнение заданий или, наоборот, успешная реализация заданий и проектов должны отражаться на премиальном вознаграждении. При расчете последнего предлагается принимать в расчет исключительно прибыль, полученную по результатам выполнения. Факторами, оказывающими наибольшее внимание на эффективное премирование работников на предприятии, и, соответственно, на повышение мотивации, являются:
– прозрачная и не громоздкая управленческая структура;
– участие оперативных менеджеров, как в разработке, так и в реализации проекта, и премирование по результатам реализации проекта в целом (в основном по факту получения прибыли).
4.С целью разработки и реализации стратегии развития в составе предлагается создавать отдельную службу (например, отдел по стратегическому развитию). Деятельность службы по стратегическому развитию целесообразно разделить на два ключевых направления:
–разработка общей концепции развития предприятия: стратегия предприятия и его бизнес единиц (стратегический маркетинг);
–детализация общей концепции развития, формирование инвестиционного портфеля, разработка бизнес-планов проектов и дальнейшая их реализация (управление инвестициями).
Для эффективной деятельности службы по стратегическому развитию, как принятие ключевых решений, так и их реализация должны осуществляться совместно с группой менеджеров высшего и среднего звена.
Разработанная методика формирования стратегии развития ООО «Завод Стальных Конструкций» состоит из следующих основных ступеней:
1. Первоначальный анализ бизнеса.
2. Формирование границ бизнеса (стратегическая сегментация и определение границ).
3. Определение конкурентной позиции в отрасли.
4. Определение технологий и ключевых компетенций.
5. Выбор магистральных целей развития, формулирование стратегии бизнеса и бизнес единиц.
6. Формирование инвестиционного портфеля.
7. Формулирование конкретных заданий (проектов) подразделениям предприятия (департаменты, отделы, управления) и определение плана-графика исполнения.
Тестовая часть
1.Для какой схемы производства характерна наибольшая степень экономии на масштабах производства?
а) местное производство;
б) глобальная сеть;
в) централизованное производство;
г) по данному критерию схемы не имеют принципиальных различий.
2. Принадлежность фирмы «Интурист» и торгового дома «Детский мир» к одной корпорации–это пример стратегии:
а) вертикальной интеграции;
б) «снятия сливок»;
в) конгломератной диверсификации;
г) развития продукта;
д) дифференциации.
3. Труды М. Портера посвящены разработке стратегии поведения фирмы на рынке:
а) да;
б) нет.
4.Какова последовательность действий в рамках стратегического управления:
а) определение целей - определение миссии - выбор стратегии;
б) выбор стратегии - определение миссии - определение целей;
в) определение миссии - определение целей - выбор стратегии.
5. Предприятие, работающие в отраслях, находящихся на стадии жизненного цикла «старость», используют следующую стратегию:
а) расширение рынка для получения более высокой прибыли;
б) совершенствование деятельности (значительные изменения в управлении, улучшение качества выпускаемой продукции);
в) увеличение рыночной доли в условиях расширяемого спроса;
г) «сбор урожая».
6. Комплексная проработка имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брендов на рынке – это...
а) бренд;
б) бренд-стратегия;
в) имидж;
г) франчайзинг.
7. К движущей силе, вызывающей изменения в отрасли, относятся:
а) технологические изменения;
б) маркетинговые инновации;
в) вход или выход главных фирм отрасли;
д) все вышеперечисленное.
8. Реализация конкурентной стратегии «дифференциации» эффективна при следующих рыночных условиях:
а) спрос на товар высокоэластичен, преобладает ценовая конкуренция;
б) товар однородный, стандартный;
в) преобладает неценовая конкуренция;
г) можно выделить множество отличительных характеристик товара, которые ценятся потребителями. Различным группам потребителей нужны определенные комбинации базовых свойств товара;
д) все вышеперечисленное.
9. Данная стратегия проникновения предприятия на зарубежный рынок состоит в том, что предприятие заключает контракт с зарубежным производителем на выпуск товара. Предприятие при этом оставляет за собой контроль над маркетингом. Речь идет:
а) о стратегии совместной предпринимательской деятельности. В частности, о стратегии «совместного предприятия»;
б) о стратегии совместной предпринимательской деятельности. В частности, о стратегии «лицензирование»;
в) о стратегии совместной предпринимательской деятельности. В частности, о стратегии «подрядное производство»;
г) о стратегии совместной предпринимательской деятельности. В частности, о стратегии «управление по контракту»;
д) о стратегии прямого инвестирования за рубежом.
10. Для стратегии «глубокого проникновения на рынок» (сочетание «старый товар – старый рынок») стратегической матрицы И. Ансоффа характерны следующие риски:
а) риск уменьшения цены вследствие отсутствия гарантии качества; отсутствие платежеспособного спроса как фактор неопределенности;
б) риск удлинения сроков освоения нового товара; риск снижения цены из-за отсутствия гарантии качества; риск не возврата затрат на разработку, выпуск и реализацию нового товара;
в) риск снижения доли рынка вследствие повышения конкуренции; уменьшение покупательского спроса на товар, обусловленное снижением качества товара;
г) риск снижения цены; риск снижения запланированных объемов производства, риск материальных потерь.