Внимание, для подготовки к семинарам рекомендуется пользоваться литературой, выложенной на znanium/com
1. Молчанова Н. В. Социальная педагогика: учебник / под общ. ред. М.А. Галагузовой. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 319 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
2. Белинская Александра Борисовна Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: Учебное пособие / Беличева С.А., Белинская А.Б. - Рн/Д:Феникс, 2013. - 380 с. ISBN 978-5-222-21118-2
3. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: Учебное пособие / А.А. Беженцев. - М.: НИЦ ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2015. - 272 с. – URL: https://znanium.com/catalog.php?item=goextsearch&title
4. Фетискин Николай Петрович Практическая девиантология: Учебно-методическое пособие/Н.П.Фетискин - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) (Обложка) ISBN 978-5-00091-080-1, 300 экз.
5. Холостова, Е. И. Социальная работа с дезадаптированными детьми [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Е. И. Холостова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 272 с –URL: https://znanium.com/catalog.php?item=goextsearch&title
Приветствуется при подготовке сообщений на занятия применять презентации, отрывки их художественных фильмов и т.п.
Семинар 1. Тема: Сущность, виды и причины девиантного поведения несовершеннолетних
План занятия:
- В форме «Круглого стола обсуждение вопросов:
- Характеристика переходного возраста детей.
- Психолого-педагогические предпосылки социальной дезадаптации подростков
- Социальные предпосылки дезадаптации подростков.
2. Сущность понятия «девиация», разновидности девиантного поведения.
3. Противоречивость понятий «трудный», «трудновоспитуемый» и «педагогически запущенный» подросток.
4. Девиантное поведение подростка: причины и последствия
5. Делинквентное поведение подростка: причины и последствия
6. Криминальное поведение подростка: причины и последствия
Семинар 2. Тема: Характеристика форм девиантного поведения детей
План занятия:
Занятие проводится в интерактивной форме: студенты делятся на группы по 3-4 человека, каждая группа выбирает конкретную форму отклоняющегося поведения (детский вандализм, граффити, интернет-зависимость, рискованное поведение, новые формы девиантного поведения (кибербуллинг, шоплифтинг, геронтофобия) и готовит презентацию, где отражает сущность, причины и последствия формы отклоняющегося поведения, организует дискуссию по своей теме. Остальные группы задают вопросы и оценивают выступление группы.
Семинар 3. Тема: Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения
Детей
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности детского алкоголизма
2. Причины и последствия детского алкоголизма
3. Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков
4. Структура социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя
5. Содержание социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя
6. Особенности социально-педагогической деятельности с различными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя:
- специфика социально-педагогической деятельности с младшими школьниками и их семьями;
- специфика социально-педагогической деятельности с подростками
- специфика социально-педагогической деятельности со старшими школьниками.
Семинар 4. Тема: Психология появления и проявления травли в детском коллективе: виды, причины. последствия
Вопросы для обсуждения:
1. Что означает понятие «детская жестокость»? Виды жестокого обращения в детской среде.
2. Определение понятий «буллинг», «моббинг», виды буллинга и моббинга
3. Формы, в которых выражается школьное насилие
4. Причины школьной травли
5. Влияние детско-родительских отношений для предотвращения и профилактики школьной травли
6. Влияние отношений между учителем и учеником для предотвращения и профилактики школьной травли
7. Последствия для участников буллинга и моббинга
Семинар 5. Тема: Социально-психологическая характеристика объектов моббинга и буллинга
Вопросы для обсуждения:
1. Психологические роли участников моббингового и буллингового процессов
2. Социально-психологические условия возникновения травли в детском коллективе
3. Особенности детей, которые чаще других становятся жертвами травли
4. По каким признакам можно догадаться, что ребенок – жертва травли
5. Типичные черты учащихся, склонных становиться булли
6. Переживания участников буллингового (или моббингового) процесса
Групповая работа: Студенты, разделившись на группы по 3-4 человека, обсуждают проблему «Что можно сделать, чтобы остановить насилие в детской среде», после обсуждения свои предложения представляют группе, группа подводит итог.