КАК РАЗВИВАТЬ САМОКОНТРОЛЬ




Наталья Сергеевна Садырова

РАЗВИТИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

В первые три года жизни происходит стремительный рост синаптических связей головного мозга.

С возрастом темп их замедляется, происходит «стирание» редко используемых дендритов и одновременно с этим укрепление актуальных связей.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БЛОК МОЗГА

Формируется от зачатия до 1,5 лет

v Регулирует процессы возбуждения и торможения

v Активация и поддержание концентрации внимания

v Смена периодов сна и бодрствования

v Лимбическая система (обеспечение базовых эмоций, эмоциональная память на события)

ФАКТОРЫРИСКА

v Особенности течения беременности: токсикоз, гипоксия, стрессовые ситуации для будущей мамы, обвитие пуповиной, плацентарная недостаточность

v Особенности родов: стимуляция и медицинское вмешательство в процесс родов, наркоз, кесарево сечение, роды «в нужный день», подвывихи шейного отдела позвоночника, другие травмы при родах

v Неврологические диагнозы: ППЦНС, РЦОН и т.д.

v Образ жизни семьи: отсутствие режима, позднее укладывание, телевизор «фоном» и т.д.

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ

v Игнорирование рекомендаций невролога на первом году жизни

v Чрезмерная стимуляция «развивающими» игрушками

v Мультфильмы, планшет, аудиокниги

v Отсутствие прогулок на свежем воздухе

v Малоподвижный образ жизни

v Позднее укладывание и гаджеты перед сном

v Предпочтение сладких напитков воде

v Раннее обучение учебным навыкам

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ

v Полноценный сон

v Активные прогулки на свежем воздухе

v Оптимизация режима интеллектуальных нагрузок

v Спортивные кружки и секции: бассейн, лыжи, бег и т.д.

v Тренировка дыхания: гимнастика по Стрельниковой, пение, духовые музыкальные инструменты

v Полноценное питание, контроль железа, дополнительный прием витамина D Омега-3

v Нейрокоррекционные занятия: дыхательные и глазодвигательные упражнения, растяжки для гармонизации общего тонуса, релаксация (программа «Умные движения»)

v Консультация невролога, психиатра

БЛОК ПРИЕМА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

v Слух

v Зрение

v Кинестетика

v Проприоцепция

v Моторика

v Пространство

v Время

v Речь

v Чтение, письмо, счет

v Анализ и синтез информации

СИМУЛЬТАННЫЙ ФАКТОР

(правое полушарие) 1 – 5 лет

v Синтез

v Пространство

v Целое, образ

v Интуиция

v Эмоции

v Опыт

v Чувство

v Пассивность

v Подсознание

v Внутренняя речь

v Шумы, интонации

v Творчество

v Аналогии

v Понимание смысла

 

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ

v Искусственное «ускорение» ходьбы (ходунки, толокар)

v Ограничение подвижности ребенка

v Раннее обучение учебным навыкам

v Мультфильмы вместо книг

v Обедненная речевая среда

v Отсутствие возможности фантазировать

ВАЖНО РАЗВИВАТЬ

0 – 3 года:

v «живое» эмоциональное общение

v Разнообразная тактильная среда

v Предметно-манипулятивная игра

v Возможность движения

v Тактильные игры и потешки

3 – 5 лет:

v Обогащение речевой среды

v Творчество и фантазия

v Свободная игра

v Сюжетно-ролевые игры и перевоплощения

v Крупная и мелкая моторика

v Ритмика и музыкальное развитие

v Расширение представлений о мире

 

СУКЦЕССИВНЫЙ ФАКТОР

(левое полушарие)

5 – 9 лет:

v Анализ

v Время

v Детали

v Интеллект

v Логика

v Словарный запас

v Аргумент

v Мышление

v Активность

v Сознание

v Речевой слух

v Точные науки

v Факты

v Буквы и цифры

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ

v Обучение вместо игр и спорта

v Преждевременное начало школьного обучения

v Завышенные требования к ребенку в 1 классе

v Репетиторы и увеличение учебных часов при трудностях в обучении

v Запрет на прогулки как наказание за плохую учебу

v Уроки до поздней ночи

ЧТО ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ

5-7 лет:

v Подвижные игры с правилами

v Настольные игры

v Обучение в игровой форме

v Своевременная диагностика и коррекция слабых функций

v Учитывать индивидуальную траекторию развития при выборе школьной программы и возраста начала обучения

7-9 лет:

v Режим дня!

v Ежедневные активные прогулки, спорт

v Коррекция/развитие межполушарных связей

v Если ребенок не справляется со школьной программой, нужен не репетитор, а качественная НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА и коррекция дефицитарных функций

БЛОК РЕГУЛЯЦИИ, ПРОГРАММИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ

v Самоконтроль

v Самодисциплина

v Самостоятельность

v Ответственность

v Постановка и достижение цели

v Планирование

v Умение решать задачи в несколько действий

v Возможность переключения на новую программу

v Контроль импульсивности

v Интеллектуальное развитие

v Мотивация

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ

v Игнорирование рекомендаций невропатолога

v Гиперопека

v Отсутствие режима дня

v Неорганизованность родителей

v Отсутствие четкой системы семейных правил и границ

v Чрезмерный родительский контроль, ребенок лишен возможностисамостоятельно принимать решения

v Ошибочная система поощрений и наказаний

v Завышенные требования к ребенку

КАК РАЗВИВАТЬ САМОКОНТРОЛЬ

v Режим дня, ритуалы (порядок во времени и пространстве = порядок в голове)

v Четкая структура правил, «границ» в семье, поощрение самостоятельности, приобщение к домашним обязанностям

v Внешние опоры-схемы, рисунки, алгоритмы действий, помогающие планировать и соблюдать план действий

v Простые и четкие инструкции, при необходимости разбивать задание на более подробные шаги

v Настольные игры с правилами, стратегии, игры на реакцию и внимание

v Нейропсихологическая коррекция

v Коммуникативные и мотивационные программы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: