Методы и приёмы работы на уроках.




Актуальность.

Каждый человек имеет свой жизненный путь, и он имеет право на полноценное воплощение себя в жизни. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь каждому найти своё предназначение в жизни, создать условия для полноценного развития, раскрытия жизненных сил. Важно, чтобы личность осознала необходимость жизни в человеческом сообществе, приняла ценности человеческих отношений, выработала умение понимать и принимать другого человека.

Курс ОРКСЭ является требованием времени, это воссоединение обучения и воспитания.

Возникает вопрос: как наиболее эффективно выстроить взаимодействие и сотрудничество со школьниками 10 – 11 лет в процессе изучения культурологического курса, направленного на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

От нас зависит многое, если не сказать всё. Потому что, помимо содержания важна методика, то есть способ, как педагог будет доносить знания до ребёнка. Результаты курса во многом зависят от того, как выстроить преподавание в конкретном классе с конкретными детьми.

Цель предмета «Основы светской этики»:

Онтологическая цель – понять смысл человеческого существования, самопознание.

Ответить на вопрос: «Что такое добро и зло?».

Основная цель в преподавании данного курса - определить формы и методы обучения, способствующих достижению ожидаемых результатов.

Задачи курса ОРКСЭ:

Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

1. Проанализировать и проверить результативность форм и методов преподавания курса.

2. Обобщить результаты исследования и определить формы и методы преподавания, результативность которых проверена на практике.

Преподавание основ светской этики строю с учётом следующих дидактических принципов:

Принцип деятельности это когда обучение реализует принцип деятельности.

Принцип целостного представления о мире – это личностное отношение обучающихся к полученным знаниям, умение применять их в своей практической деятельности.

Принцип преемственности.

Принцип дифференциации и индивидуализации обучения – это личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и возможностями.

Принцип творчества – это ориентация на творческое начало в учебной деятельности обучающихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Принцип вариативности – это качество обучения.

Особенности построения урока модуля «Основы светской этики».

Урок выстраиваю с позиции достижения предметных и метапредметных результатов. Реализую поставленные цели соблюдая определённые требования к построению урока.

Определение этапов урока. В начале занятия использую этап мотивации (актуализации знаний). Это настраивает учеников эмоционально и обеспечивает связь их накопленного опыта с новым знанием, которое предстоит изучить.

Формулирование темы урока и определение задач – это тоже отдельный этап, так как самостоятельное открытие темы урока и его целей позволяют не только формировать регулятивные учебные действия, но и одновременно поддержат мотивацию обучающихся, помогает им самим выделить вопросы, на которые необходимо найти правильные ответы.

Изучение нового материала, систематизация и закрепление изученных знаний, занимают большую часть урока. Для этого использую этап проблемная ситуация (поиск решения проблемы). После закрепления полученных новых знаний, перехожу к формированию отношения, определению позиции ученика к полученным знаниям, переводя урок на личностный уровень, использую этап рефлексии, аналитический этап, работа с информацией.

Использование различных приёмов и методов в обучении данного курса является основной задачей. Очень важно не превратить урок в нравоучительную беседу. На уроках стараюсь создать условия для понимания учениками норм, правил и принятия их через поиск, исследования, столкновения различных точек зрения. Использую различные виды деятельности, такие как самостоятельная работа, работа в паре, работа в группе.

Важно на каждом этапе занятия оценить результативность работы, возвращаясь к вопросам, сформулированным в начале урока.

Методы и приёмы работы на уроках.

В процессе работы над темой урока использую следующие методы:

Эвристический метод – метод познания, который использую для решения творческих задач в процессе открытия нового. Например, обсуждение проблемной ситуации: Как поступить, если тебя обидели?

Метод моральных дискуссий – использую для создания доступной пониманию обучающимися проблемной ситуации, которая имеет отношение к реальной жизни и включает три – четыре вопроса.Например, на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Считаю, что данный метод даёт возможность школьникам сделать самостоятельный выбор в подобных жизненных ситуациях.

Исследовательский метод. Применяю в организации обучения, при которой обучающиеся становятся исследователями: самостоятельно выделяют гипотезу, исходя из данных, делают выводы и обобщения, знакомятся с понятиями самостоятельно. Например, готовят рисунки, подбирают примеры, сочиняют рассказы и сказки. Например, на уроке по теме: «Золотое правило нравственности» ребята выбирали в тексте отрывки, с которыми они полностью согласны или те, где хотелось бы поспорить. Формулировали правила, которые необходимо выполнять всем людям для совместной жизни в обществе.

У моих детей особый интерес вызвала форма работы – интервью. Мы с ребятами составляли вопросы, и они брали интервью у своих родственников о семейных традициях. Учитываю и то, что мои дети обучаются с первого класса по ФГОСам, поэтому на каждом уроке стараюсь вносить элементы самостоятельного поиска.

Проблемное обучение. Данный метод использую для повышения интереса к предмету. Особенно ярко он проявляется при изучение тем «Золотое правило нравственности», «Справедливость».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: