В своей практике я применяю следующие приёмы обучения модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ.
v Кроссворды. (1)
Впишите в таблицу слова: благоразумие, доброта, любовь, мужество, скромность, смирение, терпение, усердие, целомудрие, щедрость, так чтобы в выделенных клетках по вертикали можно было прочитать имя древнегреческого философа, основателя науки, названной им, «этика».
v Кроссворд. (2)
Впишите ответы в сетку по горизонтали – и вы прочитаете ключевое слово, написанное по вертикали
1. Группа людей, объединенных кровным родством.
2. Главный город племени россов, от которого произошло слово род.
3. Мать и отец, у которых рождаются дети.
4. Это и отечество, и страна, и место рождения человека.
5. Перечень поколений одного рода.
Ответы:
| Р | О | Д | |||||||||||||
| Р | О | Д | Е | Н | Ь | ||||||||||
| Р | О | Д | И | Т | Е | Л | И | ||||||||
| Р | О | Д | И | Н | А | ||||||||||
| Р | О | Д | О | С | Л | О | В | Н | А | Я |
v Словарный диктант.
Словарный диктант по ОСЭ – урок 1-15
| 1) Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения о добре и зле | Этика |
| 2) Привычки, обычаи, правила поведения. Система норм и ценностей, регулирующих поведение человека. | Мораль |
| 3) Все, что создано руками человека | Культура |
| 4) Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы | Материальный мир |
| 5) Это знания и информация, содержащая в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми | Духовный мир |
| 6) Воспоминания, образы, все, во что человек верит и к чему стремится | Внутренний мир |
| 7) Нечто положительное, хорошее, полезное. | Добро |
| 8) нечто дурное, вредное | Зло |
| 9) Стремление человека к доброму | Добродетель |
| 10) Действия результатом, которых оказывается причинение зла себе или другим | Порок |
| 11) Это выбор между хорошим и плохим поведение, нравственным и безнравственным | Моральный выбор |
| 12) Эта черта характера человека, когда он отвечает за свои поступки | Ответственность |
| 13) Выполнений обязанностей в соответствии с моральными нормами | Моральный долг |
| 14) Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении наград и наказаний | Справедливость |
| 15) Действия человека направленные на благо других людей | Альтруизм |
| 16) Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе в ущерб другим | Эгоизм |
| 17) Отношения людей, основанные на взаимной привязанности и личных интересах | Дружба |
v Работа с пословицами и поговорками.
Прочитайте русские пословицы и поговорки. Какие пороки в них высмеиваются? Подумайте и подберите добродетели, противоположные этим порокам.
| № | порок | добродетель |
| 2. Над другом посмеялся, над собою поплачешь | ||
| 3. Лишнего пожелаешь – последнее потеряешь | ||
| 4. Без дела жить – только небо коптить | ||
| 5. Как ни хорони концов, а выйдут наружу |
v Определить понятие по буквам алфавита. Нравственность.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ ЫЬ Э Ю Я
В начале урока стараюсь вызвать потребность в изучении нового, заинтересовать. Например, при изучении темы «Моя семья» применила приём работы с иллюстрацией. Очень многое зависит от того, какая иллюстрация будет выбрана. Это средство используется для иллюстрации жизненной ситуации, которую школьники могут использовать как «житейский» опыт. Для эмоционального вживания ребят в урок сопровождаю урок вопросами «На что похож рисунок». (дерево, древо, род, семья). Далее идёт переход по формулированию темы урока: «Как вы думаете, ваше предположение, какая тема урока?». И в конце урока делается соответствующий вывод.

Заключение. В данной работе я постаралась обобщить личный опыт в преподавании «Основ светской этики», который формировался на протяжении трёх лет. В течение этого времени я давала открытые уроки в рамках школьного методического объединения, оттачивала методические методы и приёмы обучения в преподавании курса. Дети часто задают непростые вопросы, что заставляет самосовершенствоваться. Чтобы владеть материалом, приходится обращаться к дополнительным источникам информации. Подготовка к урокам занимает немало времени, так как это новый учебный предмет и опыт преподавания у меня в этой области небольшой. Важно также учесть и возрастные особенности обучающихся. На занятиях по ОРКСЭ дети учатся уважать традиции, обычаи, именно на этих уроках они узнают, что важно для каждого человека, видят своё место в этом мире. Через игровые задания пополняется словарный запас детей, развивается речь и положительная мотивация. Конечно, хотелось бы, чтобы данный курс имел своё продолжение.