Цель лекции – сформировать представление об особенностях развития стран Ближнего и Среднего Востока, Африки, проанализировать процессы интеграции в регионе, а также роль ислама и исламкого фундаментализма.
План лекции:
1. Современное социально-экономическое и политическое развитие стран Ближнего и Среднего Востока
2. Ислам и исламский фундаментализм в странах Ближнего и Среднего Востока
3. Страны Африки на рубеже XX-XXI вв.
1. Современное социально-экономическое и политическое развитие стран Ближнего и Среднего Востока
Ближний и Средний Восток – этообширный регион на стыке Азии, Африки и Европы, включающий также акватории Средиземного и Красного морей и Персидского залива. На юге он отделен от Тропической Африки пустыней Сахара, на севере его границы проходят на широте Черного к Каспийского морей. На востоке он простирается до Индийского субконтинента, а на западе - до Эгейского моря. Египет и находящиеся к востоку от него арабские страны, а также Израиль, Турция и Иран обычно рассматриваются как страны Ближнего и Среднего Востока. Иногда к ним причисляют Афганистан, Пакистан, Кипр и страны Северной Африки - Алжир, Марокко, Тунис, Ливию и Судан. Термин был введен европейцами, характеризующий положение этих стран по отношению к Европе. Это территория, так называемого арабского мира, так принято обобщенно называть арабские страны Ближнего Востока и Северной Африки, а также входящие в Лигу арабских государств и имеющие арабский язык в качестве одного из официальных. Арабский мир состоит из 23 стран с совокупным населением около 345 млн. человек и общей площадью приблизительно 13 млн квадратных километров.
|
Географическое положение стран этого региона во многом предопределило их политическое и социально-экономическое развитие. Регион занимает выгодное географическое положение, представляя собой стратегический транспортный перекресток на пути из Атлантического океана в Индийский. Здесь пересекаются морские и воздушные коммуникации между Востоком и Западом, Севером и Югом. Мировое значение имеют стратегически важные проливы Ормузский, Босфор, Дарданеллы. Крупнейшие морские порты: Стамбул, Измир, Бейрут, Хайфа, Аден и другие. Межконтинентальная железная дорога: Гамбург-Басра (Ирак) по мосту через пролив Босфор соединяет Европу с Азией. По территории стран Ближнего и Среднего Востока проложена широкая сеть трубопроводов.
Политические особенности региона характеризуются нестабильностью и угрозой возникновения вооруженных конфликтов, арабо-израильский конфликт, войны в Персидском заливе, гражданская война в Сирии, нестабильная ситуация в Афганистане, Иемене и ряде других стран, это далеко не все примеры подтверждающие данный утверждение. Ситуация осложняется антиамериканскими и антиевропейскими настроениями, способствовавшей появлению исламского фундаментализма и международного терроризма, как одной из глобальных проблем современности. В этой связи в регионе усиленными темпами расходуются средства на закупку вооружений. Поэтому данный регион является одним из самых перспективных рынков вооружения.
С точки зрения имеющихся форм государства, то вбольшинстве стран Ближнего и Среднего Востока создана республиканская форма государственного правления. Вместе с тем в ряде стран сохранилась монархическая форма правления. При этом в Бахрейне, Кувейте, Иордании, ОАЭ действует конституционная монархия, а в Катаре, Саудовской Аравии, Омане - абсолютная монархия.
|
В зоне арабских стран созданы следующие международные и региональные интеграционные организации:
- Лига арабских государств (ЛАГ), в которую входит 19 стран;
- Союз арабского Магриба (Алжир, Тунис, Марокко, Мавритания, Ливия и Западная Сахара);
- Совет арабского сотрудничества (Египет, Ирак, Иордания, Йемен);
- Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ, Катар, Оман).
Экономические особенности региона. До начала 50-х годов прошлого столетия, страны рассматриваемого региона, были слабо развитыми в экономическом отношении. Многие из них находились под британским протекторатом. Основу экономики государств Аравийского полуострова составляли: ловля жемчуга, обслуживание проходящих через Суэцкий канал судов, торговля местного значения и хозяйство кочевников-бедуинов, разводящих верблюдов. В регионе постоянно ощущалась нехватка пресной воды, а климат всегда отличался засушливостью.
Жизнь региона коренным образом изменилась после завершения работ по разведке месторождений нефти и газа и начала их промышленного освоения. В начале 60-х годов экономика стран Персидского залива стала приобретать качественно новое очертание. В настоящее время главной особенностью стран региона является то, что здесь сосредоточены богатейшие в мире запасы нефти и газа. Практически все государства этого региона являются производителями и экспортерами указанных, сырьевых ресурсов, либо в той или иной мере с этим связаны. Именно нефть и газ составляют основу экономического развития большинства стран, входящих в зону Персидского залива.
|
В странах региона большая роль государства в хозяйственной жизни. Добившись независимости, государство брало под контроль добычу нефти, газа, порты, нефтепроводы, связь, образование, здравоохранение, сферу финансов, внешнюю торговлю. Процесс огосударствления экономики хотя и проводился в большинстве стран, но его уровень и масштабы были и остаются неодинаковыми.
Не смотря на то, что большинство экономик в странах Среднего и Ближнего Востока ориентированы на экспорт нефти и газа, руководство большинства из них прекрасно осознает опасность подобной ситуации и предпринимаются попытки диверсифицировать промышленную структуру, и тем самым ослабить зависимость экономики от нефтяного фактора. С этой целью в ряде нефтедобывающих стран региона развиваются отрасли нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленности, а также наукоемкие отрасли на базе передовых технологий, туризм, финансовые и транспортные и другие услуги.
Внушительный энергетический потенциал, составляющий основу внешней торговли, позволяет странам региона в определенной мере решать социально-экономические проблемы. Численность населения в странах Ближнего и Среднего Востока 270 млн. человек. Валовой национальный продукт около 1,4 трлн. долл., что составляет около 6 тыс. долл. на человека в год. По валовому национальному продукту на душу населения страны региона можно разделить на три группы:
- наименее развитые страны, в которых доход на душу населения менее 1 тыс. долларов в год - Афганистана, Йемен;
- страны со средним уровнем развития экономики, в которых доход на душу населения составляет от 2000 долл. до 10 000 долл. в год - Иордания, Иран, Ливия, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Ирак, Египет;
- страны с высоким развитием экономики, в которых доход на душу населения в год превышает 10 000 долл. - Израиль, Кипр, Катар. Кувейт, ОАЭ [4].
Характерной чертой для большинства стран Персидского залива является то, что их финансовые структуры вложили значительный капитал - нефтедоллары (более 350 млрд.), преимущественно в ссудной форме, за пределы своего региона. Основной источник их возникновения - это благоприятная конъюнктура на мировом рынке нефти, которая сложилась в начале 70-х годов. Приток нефтедолларов в сараны данного региона был превращен в капиталовложения, значительная часть которых осуществлялась в долларах. Саудовская Аравия только по государственным каналам вложила в западные финансовые учреждения до 120 млрд. долл. Кувейт - до 80 млрд. долл., ОАЭ - около 45 млрд. долл. Если уровень банковской ставки составляет 8%, то Саудовская Аравия ежегодно получает до 10 млрд. долл., Кувейт - 5-6 млрд. долл., ОАЭ - до 4,5 млрд. долл. Полученные средства используются для развития здравоохранения, образования, туризма и коммунальных услуг [3].
Все это позволило нефтедобывающим странам региона значительно сократить отставание от развития стран Запада и повысить благосостояние своих граждан. В условиях господства родоплеменных структур поддержка государства носит патерналистский характер и во многих странах региона распространяется только на граждан данной стран, при этом получение гражданства, возможно, если человек является коренным жителем. Исследователи отмечают, что за последние десятилетия в странах Персидского залива резко вырос уровень медицины, и продолжительность жизни увеличилась до 75 лет. Граждане получают самый широкий спектр государственных услуг: в области социальной поддержки, материнства и жилищного строительства [1].
2. Ислам и исламский фундаментализм в странах Ближнего и Среднего Востока
Сегодня в рассматриваемом регионе доминирующей религией является ислам. Ислам зародился в 7 в. н.э. на территории Аравийского полуострова, на территории современного государства Саудовской Аравии. Преимущественно ислам преобладает в форме суннизма. Другое направление ислама - шиизм - распространен лишь в Иране, а так же частично в Ираке, Сирии, Йемене и Ливане. В Израиле преобладает иудаизм.
Арабский мир – место возникновения ислама и исламского фундаментализма. «Ислам», в переводе с арабского, означает покорность, "мусульманство" (от арабского «муслим») – предавший себя Аллаху. Основателем ислама является арабский пророк Мухаммад (Мухаммед или Магомет). Основные направления в исламе: шииты и сунниты.
Исламский фундаментализм в современном мире. Политическое течение внутри исламского мира, нацеленное на создание исламских государств, приведение официального права в соответствие с шариатом и соблюдение мусульманским и немусульманским населением ценностей и законов пророка Мухаммада и первых четырёх халифов. Исламизм является идеологией, на основе религии (ислама — исламский фундаментализм) и претендующей на её единственно правильное толкование.
Термин «фундаментализм» заимствован из христианства, где он использовался для обозначения ортодоксального течения в протестантизме.
Исламский фундаментализм обусловлен, помимо обширной политизации, другими факторами, в числе которых:
- геополитическая значимость мусульманского мира;
- существующие в нем огромные запасы нефти, которая и в XXI веке будет важнейшим стратегическим сырьем;
- наличие мусульманских общин в посткоммунистическом мире и во всех крупных государствах Запада; потенциальные угрозы, исходящие от них;
- рост проявлений терроризма во имя веры и религиозно–обусловленного сепаратизма в исламском мире и в странах Восточной и Центральной Европы;
- отождествление (с легкой руки С. Хантингтона) в постконфронтационную эпоху оси противостояния Север–Юг (богатые–бедные) со столкновением христианской и исламской цивилизаций.
Сам по себе исламский фундаментализм ни в коей мере не тождествен исламу, который, как и всякая мировая религия, не ограничивается только религиозной сферой. Это и кодекс поведения, и сумма моральных ценностей, и психология, и образ жизни. Ислам в значительной степени определяет характер экономических отношений, формы государственного управления, социальную структуру, быт, словом, он сохранил до настоящего времени свою жизнеспособность как мощная религиозно–культурная традиция.
В экономической области обобщенный фундаменталистский проект нацелен на утверждение основ исламской экономики – особого пути развития, определяемого шариатскими нормами владения собственности и ее наследования, предписаниями Корана относительно торговли и финансовых дел: запрета на ростовщичество или ссудного процента (риба), выплаты закята (от слова zaka –«очищенный», «быть чистым») – налога на имущество, доходы и пр. Достижение социальной справедливости рассматривается как цель и стержневой момент всех экономических действий. Так, допускается трактовка ссудного процента как регулятора, с помощью которого можно устанавливать социальную справедливость, поскольку применение риба помогает исключить нетрудовые доходы; закят, который в теории должен распределяться среди бедных и неимущих, а на практике превращен в обычный государственный налог, призван «очищать» пользователей имущества и получателей доходов. Речь идет, следовательно, о создании такой системы, которая основывалась бы на равенстве и сотрудничестве всех ее членов.
В исламе фундаментализм – это лишь одно из течений, которое ставит своей целью укрепить веру в фундаментальные источники этой религии, привести нормы общественной и личной жизни в соответствие с заповедями ислама, заставить верующих неукоснительно выполнять предписания Корана и шариата, утверждать основы исламской экономики. Для крайних, экстремистских течений фундаментализма характерны резко агрессивное неприятие европейско–христианских духовных ценностей, повышенная политическая активность, готовность прибегнуть к насильственным методам, включая террористические. Одной из форм исламского фундаментализма, с которым столкнулось человечество на рубеже XX-XXI веков стал международный терроризм.
Международный терроризм и исламский фундаментализм
Международный терроризм — специфическая форма терроризма, зародившаяся в конце 1960-х годов и получившая значительное развитие к концу XX — началу XXI века. Основными целями международного терроризма является дезорганизация государственного управления, нанесение экономического и политического ущерба, нарушение устоев общественного устройства, которые должны побудить, по замыслу террористов, правительство к изменению политики. Террористические группировки в основе идеологии которых исламский фундаментализм способствуют развитию международного терроризма.
Основные террористические группировки исламского фундаментализма в конце XX — начале XXI века:
Талибан — исламское военно-политическое движение в Афганистане. Название свое получило от слова «талиб» — учащийся духовного учебного заведения, поскольку ядром движения стали бывшие учащиеся медресе (исламских учебных заведений), которые были созданы на территории Пакистана для обучения детей, оставшихся сиротами во время афганской войны (1979—1989). Эти медресе финансировались Саудовской Аравией, а также пакистанской военной разведкой и ЦРУ. После вывода советских войск и победы моджахедов над прокоммунистическим режимом Наджибуллы в Афганистане началась междоусобица. Различные группировки моджахедов, прежде воевавшие против Советской армии и войск Кабульского правительства, вступили в ожесточенную борьбу между собой. С целью установления контроля над территорией Афганистана пакистанская разведка с участием американского ЦРУ сформировала из выпускников медресе вооруженные отряды, давшие начало движению Талибан. После 1994 г. при помощи Пакистана это движение достигло серьезных успехов в борьбе с моджахедами. Одновременно оно расширяло зону своего контроля. Влияние Талибан. росло потому, что ему удалось восстановить хоть какой-то порядок на захваченных территориях. В рядах этого движения были представлены все народы, населяющие Афганистан, но его основу составили пуштуны — наибольшая по численности этническая группа страны. На большей части территории Афганистана Талибан установил режим открытого террора. Насильственным путем стремились возродить средневековые нормы и порядки в различных сферах общественной жизни. Большинство государств мира так и не признали правительство талибов. Поддержку ему оказывали Саудовская Аравия и Пакистан. Территория Афганистана использовалась различными исламскими экстремистскими и террористическими организациями. Здесь нашли убежище Усама бен Ладен и «Аль-Каида». Этому способствовали старые связи самого бен Ладена с руководством талибов. Он даже породнился с лидером движения Талибан муллой Омаром (полное имя — Мулави Мохаммед Омар), взяв в жены одну из его дочерей. После террористических актов 11сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне талибы отклонили требование властей США о выдаче бен Ладена. Это стало предлогом для проведения контртеррористической операции в Афганистане. США и их союзники вместе с антиталибской оппозицией свергли режим талибов, но захватить бен Ладена и муллу Омара им не удалось. Структуры Талибан по-прежнему нелегально существуют в Афганистане и совместно с уцелевшими боевиками «Аль-Каиды» совершают террористические акты, направленные против миротворческих сил и новых афганских властей.
«Аль-Каида», др. написание Аль-Каеда; (араб. «основа») — международная исламистская террористическая организация с разветвленной сетью филиалов во многих странах. Образована в конце 80-х гг. XX в. при поддержке США уроженцем Саудовской Аравии Усамой бен Ладеном (1957—2011) для борьбы против советских войск в Афганистане. После окончания Афганской войны направила острие борьбы против США, стран т.н. «западного мира» и их сторонников в исламских странах.
Идеология Аль-Каиды восходит к трудам суннитских мыслителей Мохаммада ибн Абд аль-Ваххаба (1703–1787) и Сайида Кутбы (1906–1966), призывавшего к джихаду против отступников (шиитов) и иноверцев. Конечной целью провозглашается объединение всех мусульман и воссоздание Халифата, средством — изгнание «неверных» из исламских стран, свержение светских прозападных режимов. Руководителем Аль-Каиды считался Усама бен Ладен (убит в результате операции американских спецслужб 2 мая 2011 г.), его правой рукой — Айман аз-Завахири. Во главе Аль-Каиды стоит Совет Шуры из 20–30 старейших членов Аль-Каиды, военный комитет (обучение боевиков, покупка оружия, планирование терактов), юридический комитет (определение соответствия готовящихся акций исламскому праву), комитет фетвы (издание религиозных указов), денежный комитет. Организация состоит из небольших ячеек, где рядовые члены знают только своего непосредственного командира. Аль-Каида полиэтнична по составу, общая численность достигает нескольких тысяч человек. Источники финансирования — доходы от предпринимательской деятельности, пожертвования сторонников и средства исламских благотворительных фондов; годовой бюджет не менее 30 млн долларов.
С начала 90-х гг. Аль-Каида проводила террористические акции против американских войск в Адене, Сомали и Эр-Рияде. К середине 90-х гг. главной ареной интересов Аль-Каиды стала Югославия, куда были направлены боевые группы для поддержки боснийских мусульман в войне против сербов. Благодаря связям с афганскими военными командирами руководящий центр Аль-Каиды был перенесен в Афганистан. Бен Ладен способствовал захвату талибами Кабула (1996), после чего на афганской территории была создана сеть баз и тренировочных лагерей, где проходили подготовку боевики-исламисты из разных стран. В 1998 г. Аль-Каида осуществила взрывы у посольств США в Найроби (Кения) и Дар-эс-Саламе (Танзания), унесшие жизни более 300 чел. В 2000 г. в порту Адена террористами-самоубийцами подорван американский военный корабль эсминец «Коул».
11 сентября 2001 г. 19 боевиков Аль-Каиды, захватив 4 американских пассажирских самолета, уничтожили две башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и разрушили часть Пентагона; погибло ок. 3 тыс. чел. В материалах ледствия, проведенного в США после терактов, утверждается, что было доказано участие Аль-Каиды в этом преступлении: бен Ладен лично вносил изменения в детали террористического акта в Нью-Йорке и корректировал его дату. В день терактов Агентство национальной безопасности и немецкое разведывательное агентство перехватили несколько сообщений, указывающих на Усаму бен Ладена и Аль-Каиду как организаторов атаки. 27 членов Аль-Каиды пытались въехать на территорию США для того, чтобы принять участие в терактах 11 сентября, но только 19 смогли сделать это.
США потребовали от афганского правительства выдачи бен Ладена. В союзе с Северным Альянсом США осуществили военную операцию по свержению талибского режима, в результате которой базы и лагеря Аль-Каиды в Афганистане были разгромлены. После вторжения в 2003 г. в Ирак войск коалиции во главе с США Аль-Каида поддерживает местное суннитское сопротивление и организует теракты против оккупационных войск и лояльных им иракцев, похищения граждан стран, чьи войска остаются в Ираке.
Среди крупных терактов, предположительно совершенных Аль-Каидой после 2001 г. — взрывы поездов в Мадриде 11 марта 2004 г., унесшие 202 жизни, три взрыва в лондонском метро и один в городском автобусе 7 июля 2005 г., в результате которых погибло более 50 и ранено более 700 чел., убийство Беназир Бхутто 27 декабря 2007 г. По утверждениям Муаммара Каддафи, Аль-Каида причастна к волнениям в Ливии 2010–2011 гг.
После 2001 г. под флаг Аль-Каиды встали исламистские группы, ранее воевавшие с правительствами своих стран во имя сепаратизма и прочих локальных целей. Теперь их воодушевляет новая, более престижная интернациональная мишень, подсказанная бен Ладеном: США и западные интересы в целом. В настоящее время базы Аль-Каиды находятся в Сирии, Ливане и Северной Африке.
ИГИЛ – Исламское государство Ирака и Леванта. Левант - это всего древнее название земель современного Ближнего Востока. В широком смысле Левант объединяет территории Сирии, Иордании, Ливана, Израиля, Палестины, Египта и Турции, в более узком значении – только Сирии, Палестины, Израиля и Ливана. Арабы ещё называют эти земли аш-Шаам, поэтому иногда встречается аббревиатура ИГИШ или ДАИШ – согласно написанию на арабском языке.
Организация ИГИЛ была создана после вторжения американских войск в Ирак, свержения и казни Саддама Хусейна и установлении там американского марионеточного правительства из представителей мусульман-шиитов. Сам Саддам Хусейн был суннитом и большинство офицеров его армии также являлись суннитами, хотя до вторжения американцев большинство солдат даже не задумывалось о своей принадлежности к тому или иному религиозному течению. До этого момента никакого противостояния между мусульманами-суннитами и мусульманами-шиитами в Ираке не было. Но после свержения Хуссейна, его армия осталась не у дел, и из недовольных таким положением вещей солдат и офицеров бывшей иракской армии начали формироваться первые разрозненные отряды оппозиции. Естественно нашлись лидеры, которые смогли сформулировать новую идею - восстановление древнего государства суннитов, идею, способную собрать отдельные отряды бойцов в единую армию. Так появилась эта страшная сила современного мира - ИГИЛ.
На волне недовольства народа Ирака и пользуясь поддержкой такой известной и могучей террористической организации, как Аль-Каида, ИГИЛ быстро завоевала популярность у суннитских племён Ближнего Востока, издавна враждовавших с шиитами, а в состав военизированных формирований вошли мелкие отряды, сражавшиеся с американскими агрессорами и войсками нового режима Ирака.
Своей идеей ИГИЛ провозгласила создание исламского халифата на части территории Ирака и Сирии и в первые годы существования пользовалось большой поддержкой у местного населения, благодаря тому, что боевики делились с людьми захваченными ценностями и продовольствием.
В 2010 году в ходе американской спецоперации были уничтожены лидеры ИГИЛ и место у руля организации занял Абу Бакир аль-Багдади, провозгласивший себя халифом исламского мира. С приходом к власти Багдади, численность и сила армии ИГИЛ возросли, а действия боевиков стали более жестокими.
Большую поддержку в своё время ИГИЛ оказали такие страны как Саудовская Аравия, Катар, Турция и вездесущие Соединённые Штаты Америки, желающие чужими руками сместить главу Сирии Башара Асада, а также заставить Иран следовать в рамках американской политики. Финансирование, поставки оружия и обучение инструкторами бойцов сирийской оппозиции, позволили ИГИЛу вырасти в огромную силу, захватить большую часть Сирии и часть территории Ирака.
Но получив деньги и оружие, террористы повернули его против всех, в том числе и против своих недавних покровителей. Но история, видимо, ничему не учит. Политики США и вторящие им вослед лидеры европейских стран, продолжают поддерживать отряды, так называемой, умеренной оппозиции, лелея себя надеждой, что те сметут режим Асада в Сирии и безропотно сложат оружие. Пытаясь не замечать, как вооружённые и обученные ими бойцы массово переходят на сторону ИГИЛ.
Что же привлекает людей, почему они переходят под знамёна ИГИЛ? Идеология организации представлена, как создание Исламского государства, основанного на законах шариата. Но это лишь лозунг для народных масс. Настоящая цель – это создание в Сирии и Ираке режима, опирающегося на мусульман-суннитов, и очистке этой территории от других религиозных течений, главным образом, шиитов, курдов и христиан.
Но, по мнению многих аналитиков, у Исламского государства есть и скрытые цели, которые держатся в тайне до определённого времени. Одна из возможных таких целей – свержение королевской семьи в Саудовской Аравии и завоевание всей территории Персидского залива.
Подводя итоги, подчеркнем, что ислам играет огромную роль в арабском мире. Нормы исламского права – шириата, во многом определяют, образ жизни людей, семейно-брачные отношения, регламентируют формы проведения досуга, одежду и т.д. Стремление отстоять и защитить свою религию, политическую, культурную и национальную самобытность, приводит к возникновению исламского фундаментализма, включая его наиболее радикальные формы. Однако между исламом и исламским фундаментализмом нельзя ставить знак равенства. «Борьба за веру» для многих лидеров террористических группировок является лишь предлогом, способом привлечения сторонников, фанатично преданных идеи ислама, в действительности же прикрывает иные цели и стремления.
3. Страны Африки на рубеже XX-XXI вв.
Основные этапы истории стран Африки
· Судьбы Африки исторически давно связаны с судьбами всего мира. Этот континент стал колыбелью человечества, в древнем мире и в средние века здесь существовали мощнейшие цивилизации (Древнейй Египет, Арабский Халифат и др.).
· В Новое время, в 17-19 веках территория Африка была частью колониальных империй европейских стран. Колониальная эпоха значительно затормозила развитие его народов, изолировала их от влияния мира. Колонизаторы (страны Европы) прививали населению новый образ жизни, резко отличающийся от традиционных ценностей. К моменту окончания Второй мировой войны практически вся Африка была поделена между колониальными империями. Вторая половина XX в. – время активных процессов деколонизации, распада колониальных империй.
· Период крушения колониальной системы в Африке принято разделять на три основных этапа:
Первый этап (1946-1947 гг.), когда почти все страны Африки стали формально независимыми, но реальную свободу так и не обрели. Многие колониальные европейские страны всё чаще стали говорить об отказе от колоний, так как они стали тянуть их назад. Если раньше метрополии практически всё выкачивали из колоний, то теперь всё стало наоборот: метрополии тратили огромные деньги на поддержание колоний.
Второй этап (1960-1965 гг.) связан с самыми главными событиями. В 1960 году сразу 17 стран континента получили реальную независимость. 1960 год – «год Африки». Для поддержания мира и спокойствия была создана Организация африканского единства (ОАЕ), целью которой было урегулирование территориальных споров между странами, т.к. границы бывших колоний стали границами независимых государств, и поводов к спорам хватало.
Третий этап (с 1975 года) характеризуется ликвидацией осколков колониальной системы, когда независимость получили такие страны, как Ангола, Гвинея-Бисау, Мозамбик.
На протяжении второй половины ХХ века часть «молодых» африканских стран стали получать помощь от капиталистического мира во главе с США, а другая часть – от СССР. Таким образом, по своему идейно-политическому принципу африканские страны, в большинстве своём, разделились и попали в орбиты двух сверхдержав. Оставалась ещё одна часть государств – те, которые решили войти в т.н. «Движение неприсоединения », т.е. оставаться в стороне от враждующих военно-политических блоков. Примкнувшие к блокам страны стали получать крупные денежные суммы, направленные на свое развитие, оружие, технику и специалистов, помогавших развивать хозяйство. Были заключены торговые договоры, по которым за предоставленную помощь, развивающиеся страны расплачивались теми или иными ресурсами. После падения социалистической системы, многие страны перешли под влияния Запада, США, но их система ценностей часто вызывает у населения отторжение.
Основные регионы Африки:
· Северная;
· Центральная, или Тропическая;
· Южная;
· Западная;
· Восточная Африка.
Особенности развития современных стран Африки:
Современные африканские государства имеют различную социально-политическую и социально-экономическую направленность. Вместе с тем вне зависимости от социальной ориентации, степени общественного развития характерной чертой африканских стран является
· борьба за ликвидацию вековой отсталости, за упрочение своего социального суверенитета,
· экономической независимости,
· социального прогресса,
· борьба за право распоряжаться богатством своих недр, своими людскими и финансовыми ресурсами.
Общая характеристика политической системы и основных проблем:
· Незавершенность формационных процессов: относительно короткий период после завоевания ими политической независимости. На континенте сложно, а порой причудливо переплелись различные типы экономических отношений - от общинно-патриархальных до капиталистических и социалистических. Слаба социально-классовая дифференциация общества, социальная структура включает остатки общинно-племенных и даже родовых отношений. В политической системе господствуют различные виды власти: авторитарно-военно-диктаторские, однопартийные, многопартийные, демократические и монархические. В сфере духовной идеологической жизни — широкий спектр различных воззрений: от традиционных африканских культур и верований до мусульманской и христианской религий, буржуазных и социалистических идей.
· До 90-х годов XX векаСовременная Африка в политическом плане представляла собой в основном авторитарные режимы (они господствовали в середине 90-х годов в 38 из 45 государств Тропической Африки). Внутренние причины:
- экономическая отсталость,
- слабая социально-классовая дифференциация общества,
- наследие колониальной системы (диктаторы — вожди племен, народностей — ставленники колониальной администрации),
- отсутствие элементов гражданского общества и правового государства,
- низкая политическая культура населения,
- межэтнические противоречия,
- плохая инфраструктура: плохие дороги, связь и др.
Внешние причины:
-ьпротивоборство двух мировых систем — капитализма и социализма — в борьбе за сферы влияния на континенте.
На протяжении 30 лет Африка была полем различных видов соперничества этих двух систем. Эти системы удерживали у власти и кормили различных диктаторов, которые проводили их интересы. Народ, как правило, беспрекословно подчинялся диктаторам, каким бы образом они ни приходили к власти. Население, за исключением национальной элиты, было объектом, а не субъектом политики и геополитических отношений. Отсюда и нестабильность во всех сферах жизни Африки: после 1960 г. в независимых государствах континента произошло более 100 военных переворотов. Порой их совершали сержанты и лейтенанты, если им была обеспечена поддержка из-за рубежа.
· Специфическим феноменом большинства африканских стран остается особая роль армии и политической оппозиции в виде сепаратистских движений.
В глазах народа армия остается гарантом и символом государственной независимости, организацией, способной установить и поддерживать хоть какой-то порядок внутри страны и добиться более или менее равноправных отношений с внешним миром. Армия — опора и рычаг власти практически во всех странах Африки — в крупных, как Нигерия, Заир, Судан, Эфиопия, Чад, Сомали, и в государствах меньших размеров. В геополитическом, региональном раскладе сил в Африке, естественно, большую роль играют страны, располагающие более мощной (многочисленной, обученной, вооруженной и т.д.) армией и значительным людским потенциалом. На конец XX в. на этом континенте под ружьем находится приблизительно около 2 млн. человек. Наиболее крупные армии: Египта — 440 тыс. при населении более 61 млн. человек, Марокко — около 196 тыс. при населении более 28 млн. человек, Алжира — около 122 тыс. при населении более 28 млн., Эфиопии — 120 тыс. и 50 млн. человек, Анголы — 82 тыс. и более 11 млн., ЮАР — 79 тыс. и 40 млн. человек. В североафриканских странах, исповедующих, как правило, ислам, усиливается течение, стремящееся создать "исламскую государственность". Исламские группировки фундаменталистского толка с начала 90-х годов откровенно встали на путь экстремистских действий, "священной войны" против светских форм государственности (Алжир, Египет, Судан и др. страны).
· Следующим специфическим фактором африканского континента, оказывающим большое влияние на его геополитическое положение, являются сложные межэтнические отношения и возникающие на этой почве конфликты, к тому же границы современных государств – это границы бывших колоний, не учитывающие территориальное проживание народов.
Этнический состав Африки — пестрейшая мозаика наций, народностей, племен. На континенте живет примерно 50 наций и народностей, 3 тыс. племен, говорящих на тысяче языков. В результате колониального размежевания территории Африки государственные границы не имеют ничего общего с естественно-географическими и историческими границами проживания населения. 44% границ проведено по меридианам и параллелям, еще 30% — по прямым и дугообразным линиям. Такой дележ территории был миной замедленного действия, основой межэтнических конфликтов и войн. Подогревали их противостояние между Востоком и Западом, выбор пути социального развития, геополитических ориентации. Этот фактор способствовал возникновению не только локальных межэтнических конфликтов, но и кровопролитных войн. Гражданская война в 1967-1970 гг. в Нигерии, когда восточная часть страны, населенная народом игбо, решила отделиться и провозгласить себя Республикой Биафра, унесла от 1 до 2 млн. жизней. Иди Амин, кровавый диктатор Уганды в 1971-1979 гг., расправлялся с целыми народами и привел страну в состояние разрухи. Вражда между народами хуту и тутси в Руанде и Бурунди нанесла этим государствам и их населению неисчислимый урон.
· С начала 90-х годов XX в. в общественном сознании на континенте стали укореняться идеи межрегионального, межконтинентального сотрудничества. В столице Танзании - Дар-эс-Саламе создан Африканский центр по урегулированию конфликтов. Сделано это, по словам сотрудников Центра, "чтобы побудить африканцев самостоятельно решать собственные проблемы, вместо того чтобы полагаться на иностранное посредничество".
· В большинстве государств Африки возник разбухший, непрофессиональный и неэффективный бюрократический аппарат, насквозь пронизанный коррупцией, казнокрадством, пережитками патриархальных отношений.
· Пожалуй, как никакой другой континент Африка сохраняет политическую и экономическую зависимость от внешнего мира, особенно от стран Западной Европы и США, транснациональных корпораций, международных финансовых центров. Эта зависимость постоянно стимулируется глобальными социальными проблемами: голодом, нищетой, болезнями, неграмотностью, низкой политической и общей культурой народа, острыми экономическими и политическими кризисами, обострением межэтнических, религиозных прот