Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних осужденных




Для несовершеннолетних правонарушителей, как и для правопослушных, характерны реакции оппозиции – активный протест; имитации – подражание определенному образцу, модель которого диктуется, как правило, компанией сверстников и которое нередко является причиной криминального поведения. Реакция «гиперкомпенсации» проявляется в стремлении добиться успеха в той области, где он слаб; неудачи в некоторых случаях заканчиваются нервным срывом. Реакция «эмансипации» проявляется в стремлении освободиться от опеки, контроля и покровительства старших. Потребность в эмансипации связана с борьбой за самостоятельность, самоутверждение себя как личности и проявляется в стремлении сделать все по-своему. Также наблюдается реакция группирования – филогенический стадный инстинкт.

Информация, получаемая подростками-правонарушителями из близких, дружеских источников, способствует ущербному развитию личности: появляется интерес к порнографии, половым извращениям, гиперсексуальности, ранним половым связям, наркотикам, алкоголю и др.

Самовоспитание у подростков-делинквентов имеет отрицательную направленность, а в основе их общения лежат круговая порука и ложный героизм.

Познавательные интересы у подростков-правонарушителей либо не развиты, либо утрачены, либо приобрели криминальную направленность.

Многим воспитанникам свойственны неадекватная самооценка, выражающаяся в стремлении любыми средствами обратить на себя внимание, демонстрации своего превосходства над другими. Неспособность критически оценивать себя приводит к тому, что они не видят необходимости преодолевать отрицательные качества и привычки, бравируют преступлением, перекладывают вину на других.

Среди осужденных подросткового и юношеского возраста выделяются инфантильные воспитанники (В.Ф. Пирожков, 2001). Они беспечны, беззаботно относятся к режиму, учебе и своему будущему, для них характерны поверхностность суждений, отсутствие сдерживающих механизмов при исполнении желаний, неразвитость чувства ответственности. Они импульсивны, непоседливы, не доводят начатое дело до конца, их интересы и внимание неустойчивы, а поступки часто не соответствуют возрасту. У них налицо нравственный и правовой инфантилизм: безразличное отношение к нормам морали и права, нетребовательность к себе и другим, активное безнравственное и противоправное поведение. Эти лица не раскаиваются в совершенном преступлении и не испытывают чувства вины, считают наказание несправедливым. Часть воспитанников подросткового и юношеского возраста страдают психическими болезнями, склонны к аутоагрессии, побегам, симуляции и аггравации, систематически употребляют алкоголь и наркотики, поэтому подлежат обязательному лечению.

Совершению ими преступлений, как правило, предшествовали уклонение от учебы и труда, злоупотребление спиртными напитками и наркотическими веществами, ранняя половая жизнь и девиация сексуального поведения, проявление агрессии, вандализма, бродяжничества, граффити и др. Для многих из них типичны акцентуации характера, которые усугубляют стремление к антиобщественному поведению. Так, эпилептоидная акцентуация в случае раннего употребления алкоголя предрасполагает к развитию хронического алкоголизма, истероидная в стрессовых ситуациях – аффективным реакциям демонстративного типа, сензитивная – развитию фобического невроза, циклоидная и эмоционально-лабильная – психогенным депрессивным состояниям (А.Е. Личко, 1987). Социальная изоляция – сильнейший фрустрирующий фактор для несовершеннолетних правонарушителей, способствующий развитию агрессивности. Многие воспитанники – подростки и юноши – имеют психологическую предрасположенность к агрессивному поведению. Например, к участию в драках побуждает сама среда колонии, культ силы как способ самоутверждения. Агрессия может быть мотивом защитной реакции (отстоять свой статус, избежать репутации «слабака») (К. Вуден, 1981; В.Ф. Пирожков, 2000).

Воспитанники по-разному относятся к отбыванию наказания в колонии, к преступлению и наказанию, что обусловлено как их криминальным опытом, так и личностными качествами.

Наиболее типичными состояниями в период следствия и начальный период отбывания наказания в колонии являются ожидание, тоска, безнадежность, отчаяние, фрустрация.

Таким образом, одни воспитанники стремятся к высокому статусу в отделении, отряде, колонии и демонстрируют знание тюремных правил, обычаев и традиций, пропагандируют колонистскую романтику, нарушают режим, что закрепляет искаженные нравственные ценности, интересы и асоциальные ориентации. Других несовершеннолетних отличает повышенная внушаемость, инфантильность поведения, третьих – забитость, конформизм, усугубляемые психическими отклонениями, из-за которых над ними постоянно издеваются, унижают и переводят в категорию отверженных.

Повышенная восприимчивость и впечатлительность воспитанников, высокая подверженность воздействию усугубляются разнородным по направленности влиянием среды осужденных, сотрудников колонии, родителей (родственников), друзей на свободе. У несовершеннолетних осужденных отношение к родным и близким неоднозначно: это могут быть обида, злость, враждебность, агрессивность, обвинение их в случившемся, раскаяние.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: