Цель занятия — приобретение практических навыков в дифференциации объектов управления в логистике.
В.целях укрепления позиции,на рынке руководство оптовой фирмы приняло решение.расширить торговый ассортимент. Свободных финансовых средств, необходимых для кредитования дополнительных товарных ресурсов, фирма не имеет.
Перед службой логистики.была:' поставлена задача усиления контроля товарных запасов с целью сокращения общего объема денежных средств, омертвленных в запасах.
Торговый ассортимент фирмы, средние запасы за год, а. также объемы продаж по отдельным кварталам представлены в табл. 1.
Задание 1. Дифференцировать ассортимент по методу АВС
Идея метода АБС состоит в.том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, намного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы.
Порядок проведения анализа АВС:
Формулирование цели анализа
Идентификация объектов управления, анализируемых методом АВС'
Выделение признака, на основе которого будет осуществлена классификация объектов управления
Оценка объектов управления по выделенному классификационному признаку
Группировка объектов управления в порядке убывания значенияпризнака
Разделение.совокупности объектов управления на три группы: группа А, группа В и группа С
Построения кривой АВС.
Таблица 1
Исходные данные для проведения анализа АВС и анализа ХУZ, руб.
№ позиции | Средний запас за квартал по позиции | Реализация за квартал | |||
1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | ||
23 400 | |||||
13 600 | |||||
11 050 | |||||
Методические указания к выполнению задания
|
|
1. Сформулировать цель анализа АВС, указать объект и признак, по которому намечено провести разделение ассортимента.
2. Рассчитать долю отдельных позиций ассортимента в общем объеме запаса. Результат внести в графу 3 табл. 2.
3. Выстроить ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общем запасе. Вновь организованный список (с указанием доли в запасах) разместить в графах 5 и 6 табл..2.
4. На миллиметровой бумаге построить кривую АВС.
Доля позиции ассортимента в общем запасе, исчисленная нарастающим итогом и выраженная в процентах, % (данные графы 7 табл.2)
Позиции ассортимента, выстроенные в порядке убывания доли в общем запасе, в процентах к общему количеству позиций ассортимента, % (данные графы 5 табл. 2)
Рис.1. Кривая AВС-анализа
где х. — i-е значение спроса по оцениваемой позиции;
х — средне-квартальное значение спроса по оцениваемой позиции;
n — число кварталов, за которые произведена оценка.
Выстроить ассортиментные позиции в порядке возрастания значения коэффициента вариации. Вновь организованный список (с указанием значения коэффициента вариации) разместить в графах 9 и 10 формы 3.2.
На миллиметровой бумаге построить кривую ХУZ (рис. 2).
Разделить анализируемый ассортимент на группы X, У и Z.
В общем случае выбор алгоритма разделения рекомендуется осуществлять с учетом замечания, сделанного в сноске к пункту 5 задания 1.
В рамках данной задачи алгоритм разделения предлагается в табл.3.
|
Таблица 3.
Предлагаемый алгоритм разделения ассортимента па группы X, У и 2
Группа | Интервал | |
X | 0< | v < 10% |
У | 10% < | у < 25% |
25% < | V < со |
5. Построить матрицу АВС-ХУZ и выделить товарные позиции, требующие наиболее тщательного контроля при управлении запасами.
Практика проведения занятий по теме свидетельствует о некоторой сложности восприятия материала. В связи с этим ниже приводится полное решение расчетной части заданий 1 и 2 (табл. 4, 5, 6).
Коэффициент вариации спроса, % (данные графы 10 табл. 2)
Позиции ассортимента, выс-троенные в порядке убыва-ния доли в общем запасе, в процентах к общему количе-ству ассортимента, %
(данные графы 9 табл. 2)
Рис.2. Кривая XYZ - анализа
Таблица 4
Анализ АВС
Первичный список | Упорядоченный список | Группа | |||||
№ позиции | Средний запас по позиции, руб. | Доля позиции в общем запасе, % | № позиции | Средний запас по позиции, руб. | Доля позиции в общем запасе, % | Доля нарастающим итогом, % | |
2,08 | 19,50 | 19,5 | ГРУППА А | ||||
0,63 | 14,21 | 33,7 | |||||
2,50 | 11,33 | 45,0 | |||||
0,47 | 9,21 | 54,3 | |||||
0,09 | 7,50 | 61,8 | |||||
1,57 | 6,04 | 67,8 | |||||
0,16 | 4,50 | 72,3 | |||||
14,21 | 3,33 | 75,6 | |||||
0,23 | 2,50 | 78,1 | |||||
3,33 | 2,08 | 80,2 | |||||
7,50 | 1,99 | ГРУППА В | |||||
1,88 | 1,88 | 82,2 | |||||
0,82 | 1,75 | 84,1 | |||||
0,28 | 1,57 | 85,8 | |||||
0,26 | 1,38 | 87,4 | |||||
0,20 | 1,17 | 88,8 | |||||
0,14 | 1,07 | 89,9 | |||||
0,10 | 0,93 | 91,0 | |||||
0,38 | 0,82 | 91,9 | |||||
0,06 | 0,73 | 92,8 | |||||
0,18 | 0,63 | 93,5 | |||||
0,57 | 0,57 | 94,1 | |||||
0,02 | 0,47 | 94,7 | |||||
0,15 | 0,42 | 95,2 | |||||
1,99 | 0,38 | 96,0 | |||||
0,11 | 0,37 | 96,3 | |||||
19,50 | 0,33 | 96,7 | |||||
0,03 | 0,30 | 97,0 | |||||
0,18 | 0,29 | 97,3 | |||||
0,93 | 0,28 | 97,5 | |||||
0,03 | 0,27 | 97,8 | |||||
0,07 | 0,26 | 98,1 | |||||
0,27 | 0,23 | 98,3 | |||||
11,33 | 0,20 | 98,5 | |||||
0,37 | 0,18 | 98,7 | |||||
0,05 | 0,18 | 98,8 | ГРУППА С | ||||
0,30 | 0,16 | 99,0 | |||||
4,50 | 0,15 | 99,2 | |||||
0,12 | 0,14 | 99,3 | |||||
9,21 | 0,12 | 99,4 | |||||
0,29 | 0,11 | 99,5 | |||||
1,07 | 0,10 | 99,6 | |||||
1,38 | 0,09 | 99,7 | |||||
0,33 | 0,07 | 99,8 | |||||
0,42 | 0,06 | 99,8 | |||||
0,73 | 0,05 | 99,9 | |||||
1,75 | 0,04 | 99,9 | |||||
0,04 | 0,03 | 100,0 | |||||
6,04 | 0,03 | 100,0 | |||||
1,17 | 0,02 | 100,0 |
Таблица 5
Анализ X, Y, Z
№ позиции | Реализация за 4 квартал (за год), руб. | Средняя реализация за квартал, руб. | Численность подкоренного выражения | Подкоренное выражение | Значение корня | Значение всей дроби | Значение коэффициента вариации | Упорядоченный список (по коэффициенту вариации | Группа | |
Коэффициент вариации | № позиции | |||||||||
41,2 | 0,0634 | 6,3 | 1,6 | ГРУППА Х | ||||||
31,6 | 0,1581 | 15,8 | 2,5 | |||||||
390,5 | 0,5207 | 52,1 | 2,9 | |||||||
12,2 | 0,0816 | 8,2 | 3,7 | |||||||
25,5 | 0,8498 | 85,0 | 3,7 | |||||||
56,1 | 0,1194 | 11,9 | 3,9 | |||||||
12,2 | 0,24490,0251,04082 | 24,5 | 4,4 | |||||||
111,8 | 0,0251 | 2,5 | 4,5 | |||||||
24,5 | 0,4082 | 40,8 | 4,7 | |||||||
37,4 | 0,0370 | 3,7 | 6,3 | |||||||
36,1 | 0,0160 | 1,6 | 6,3 | |||||||
15,8 | 0,0287 | 2,9 | 7,1 | |||||||
18,8 | 0,0632 | 6,3 | 7,9 | |||||||
18,7 | 0,2673 | 26,7 | 8,2 | |||||||
14,1 | 0,1768 | 17,7 | 9,3 | |||||||
15,8 | 0,2259 | 22,6 | 11,2 | |||||||
7,1 | 0,1768 | 17,7 | 11,5 | ГРУППА У | ||||||
18,7 | 0,6236 | 62,4 | 11,9 | |||||||
51,0 | 0,4249 | 42,5 | 13,4 | |||||||
14,1 | 0,7071 | 70,7 | 14,2 | |||||||
12,2 | 0,2449 | 24,5 | 15,3 | |||||||
7,1 | 0,0372 | 3,7 | 15,8 | |||||||
137,5 | 11,7 | 1,1726 | 117,3 | 17,7 | ||||||
12,2 | 0,2449 | 24,5 | 17,7 | |||||||
79,1 | 0,1146 | 11,5 | 17,7 | |||||||
7,1 | 0,1768 | 17,7 | 18,4 | |||||||
255,3 | 0,0454 | 4,5 | 20,2 | |||||||
7,1 | 0,7071 | 70,7 | 22,6 | |||||||
14,1 | 0,2828 | 28,3 | 24,5 | |||||||
82,9 | 0,3015 | 30,2 | 24,5 | |||||||
12,5 | 3,5 | 0,3536 | 35,4 | 24,5 | ||||||
30,0 | 1,0000 | 100,0 | 26,4 | ГРУППА Z | ||||||
15,8 | 0,2635 | 26,4 | 26,7 | |||||||
147,6 | 0,0470 | 4,7 | 27,8 | |||||||
28,3 | 0,2020 | 20,2 | 28,3 | |||||||
10,0 | 0,5000 | 50,0 | 30,2 | |||||||
7,1 | 0,0786 | 7,9 | 35,4 | |||||||
699,9 | 0,5185 | 51,8 | 35,4 | |||||||
ЗУ | 25,5 | 0,6374 | 63,7 | 40,8 | ||||||
99,0 | 0,0387 | 3,9 | 42,5 | |||||||
12,2 | 0,1531 | 15,3 | ||||||||
14,1 | 0,0442 | 4,4 | 51,8 | |||||||
125,3 | 0,2784 | 27,8 | 52,1 | |||||||
7,1 | 0,0707 | 7,1 | 62,4 | |||||||
18,7 | 0,1336 | 13,4 | 63,7 | |||||||
36,7 | 0,1837 | 18,4 | 70,7 | |||||||
58,3 | 0,1121 | 11,2 | 70,7 | |||||||
7,1 | 0,3536 | 35,4 | ||||||||
255,0 | 0,1416 | 14,2 | ||||||||
32,4 | 0,0926 | 9,3 | 117,3 |
Таблица 6
Матрица AВС — ХУZ
АХ 1, 8, 10, 11, 27, 34, 40 | АУ | AZ 3, 38 |
ВХ 4, 12, 13, 22, 42, 50 | ВУ 2, 6, 25, 46, 45, 47 | BZ 19, 30, 43 |
СХ 37, 44 | СУ 7, 15, 16, 17, 21, 24, 26, 35, 41 | CZ 5, 9, 14, 18, 20, 23, 28, 29, 31, 32, 33, 36, 39, 48 |
Для товарных позиций, входящих в группы АХ. АУ и АZ, следует выработать индивидуальные технологии управления запасами. Например, для позиций 1, 8, 10, 11, 27, 34 и 40 (т. е. для позиций, входящих в группу АХ) следует рассчитать оптимальный размер заказа и рассмотреть возможность применения технологии доставки «точно в срок».
Позиции 3 и 38 (группа АZ) следует контролировать ежедневно. Очевидно, что в связи с большими колебаниями спроса здесь необходимо предусмотреть страховой запас.
Управление запасам и по позициям, входящим в группы ВХ, ВУ и ВZ, может осуществляться как по одинаковым, так и по индивидуальным технологиям (как по срокам планирования, так и по способам доставки).
Планирование запасов по товарным позициям, входящим в группы СХ, СУ и СZ, может осуществляться на более длительный период, например, на квартал, с еженедельной (или ежемесячной) проверкой наличия запаса на складе.