Закон единства и борьбы противоположностей




СЕМИНАР 3.

УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ. Диалектика

 

Задания и вопросы

 

Задание 1. Терминология философии.

Выпишите термины по изучаемой теме, укажите их значение.

 

Задание 2. Теория философии.

Подготовьте устные сообщения по следующим темам.

 

1. Модели развития.

2. Законы развития.

2.1.Закон единства и борьбы противоположностей.

2.2.Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

2.3.Закон отрицания отрицания.

3. Детерминизм и индетерминизм.

4. Детерминизм и закономерность.

5. Главные онтологические категории.

Задание 3. Задания для проверки уровня компетенций.

 

Материал для устных сообщений

 

Учение о развитии

Важной философской проблемой, имеющей онтологический, гносеологический, логический, а также социальный, мировоззренческий и методологический смысл, является проблема развития бытия, материальной и духовной реальности. Вопрос о том, каким образом развиваются природа, общество, человек и конкретные сферы бытия, - вечный философский вопрос, модифицирующийся в зависимости от содержания той или иной эпохи. Само развитие – это универсальное свойство действительности, ее объективный феномен; как и движение, оно – имманентное свойство мира.

Развитие является основным предметом диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации. Развитие – это качественные, необратимые, направленные изменения, обусловленные противоречиями системы.

В истории философии известны две универсальные концепции развития материального и духовного мира: диалектическая и метафизическая. Обе имеют свои корни в начальном периоде становления философии. Существенными чертами метафизики являются односторонность, гиперболизация и абсолютизация какой-то одной стороны многогранного процесса познания или элемента системы. Будучи альтернативой диалектики, метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз и навсегда данным: она также имеет свои исторические формы. В древности – это метафизичность философских позиций элеатов (Парменид), утверждавших, что нет небытия, поэтому отсутствует переход из бытия в небытие, и нет движения.

Свое историческое оправдание метафизический метод познания имел в XVII-XIX вв. в период формирования отдельных частных конкретных наук, при создании конкретно-научных, еще не связанных друг с другом картин мира. Особенностью этой формы метафизики является отрицание принципов всеобщей связи и развития предметов и явлений. В тот период времени объекты исследовались в их неизменности и вне связи с другими объектами. Такой способ мышления на уровне здравого смысла правомерен в житейских делах, когда не нужно рассматривать объект в его развитии и общей связи с другими.

С конца XIX в. под воздействием новых научных открытий и изменений в общественной практике стала формироваться новая метафизика, которая не отвергает принципов всеобщей связи и всеобщего развития, но трактует феномены связи и развития односторонне. С ее точки зрения:

· изменяются явления, но не сущность вещей, явление и сущность противопоставляются друг другу;

· развитие понимается как процесс только количественных, постепенных изменений («плоский эволюционизм») или, наоборот, лишь качественных изменений, как сплошные скачки;

· как движение только по кругу;

· как только прогрессивное;

· источником развития метафизики считают не внутренние противоречия объекта, а лишь внешние, находящиеся за его пределами.

Для метафизического способа познания характерна редукция – сведение специфики высших форм развития явлений к низшим.

В качестве альтернатив диалектики выступают: псевдодиалектика, утверждающая, что в новом ничего не должно оставаться от старого, релятивизм, догматизм, а также софистика и эклектика, обычно понимаемые как виды или разновидности метафизики.

Софистика и эклектика зародились еще в Древней Греции. Софистика (от греч. – «умение хитроумно вести спор») представляет собой рассуждение и вывод, основанные на нарушении принципов и законов формальной логики, на употреблении ложных аргументов, которые выдаются за истинные. Софистика отрицает абсолютные моменты в процессе познания истины.

Эклектика (от греч. – «способный выбирать, выбирающий») – это соединение разнородных взглядов, идей, концепций, принципов на основе их произвольного смешивания. Выдергивание отдельных сторон, свойств объекта, а также фактов, взглядов и т.п., их механическое соединение являются характерным приемом эклектики.

Догматика – антиисторический, недиалектический, схематически-окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учета конкретной реальности, условий места и времени. Догматика односторонне относится к истине, признает в ней абсолютный момент при одновременном игнорировании ее относительности.

Итак, метафизика и диалектика по-разному трактуют развитие.

Модели развития

 

Само слово «диалектика» впервые применил Сократ. Этот термин (от древнегреч. – «диалегомай») означал искусство вести полемику, спор, беседу. Искусство диалога Сократ называл маевтикой (повивальное искусство), искусством обнаружения истины путем столкновения и согласования различных, в том числе противоположных, точек зрения. Вместе с тем диалектика разрабатывалась в философии и как метод анализа. Так, в творчестве Платона она – метод анализа и синтеза понятий, движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям – идеям. Понималась диалектика и как учение о развитии (Гераклит).
В средневековый период диалектические идеи в форме теории о законах правильного мышления нашли свое место и в философии, и в теологии. Классическая рационалистическая концепция развития, носящая диалектический характер, была разработана немецкими философами -
И. Кантом, И. Фихте, Ф. Шеллингом, Г.В.Ф. Гегелем. Это была рационалистическая, логико-гносеологическая модель диалектики. Большинство последующих теоретических концепций, базирующихся на диалектике, в той или иной мере опирается на выдвинутые Г.В.Ф. Гегелем идеи и принципы. Гегелевская диалектика оказала огромное влияние на все последующее развитие философии, привела к становлению особой диалектической культуры мышления. Вызревание идей диалектики внутри естественных наук в первой половине XIX в. создало основные теоретические предпосылки для появления сразу нескольких концепций развития: диалектико-материалистической, градуалистской и натуралистской (или «сциентистской»).

Наиболее видным представителем градуалистской модели развития, оказавшим большое влияние на европейскую философию второй половины XIX – начала ХХ вв., был английский философ Г. Спенсер (1820-1903). Составными частями спенсеровской трактовки развития были идея сводимости высших форм движения материи к низшим (социальной – к биологической, биологической – к физической и химической), а также теория равновесия. Главные недостатки такого понимания всеобщего развития: 1) исключительно постепенный характер эволюции и 2) внешний источник изменения и развития материальных систем.

Градуалистская трактовка развития стала приходить в резкие противоречия с действительностью в первой половине ХХ столетия. Развертывалась научная революция в физике, еще с конца прошлого века заявившая о себе открытием рентгеновских лучей и явления радиоактивности. Большое значение для понимания характера движения имела разработка квантовой теории. Был обнаружен качественно новый уровень материи – микромир, существенно отличающийся по своей внутренней природе и закономерностям от макромира. В биологии было открыто явление естественного мутагенеза (1907), а затем и явление искусственного мутагенеза (вторая половина 20-х гг. ХХ в.). Все это свидетельствовало о нередко взрывном характере развития природы, о недостаточности его плоскоэволюционистской концепции, главные принципы которой были угаданы еще Г.В.Ф. Гегелем.

В западноевропейской философии сформировалась еще одна концепция, называемая «творческий эволюционизм », или «эмерджентизм ». Главная черта этой концепции – абсолютизация скачков в развитии, притом скачков интегративных, взрывообразных.

Со второй половины XIX столетия все большее значение в науке стала иметь еще одна концепция – «натуралистская ». Это – диалектика естественнонаучных материалистов. Наиболее яркое представление о стихийно-диалектической концепции дает эволюционизм Ч. Дарвина.
В ХХ столетии эта концепция разрабатывалась среди естествоиспытателей в трудах Дж. Хаксли, Л. Берталанфи, Г. Меллера, Дж. Симпсона, Э. Майра, А. Сент-Дьерди и др. В динамизме этой концепции обнаруживается сильная тенденция к сближению с научно-диалектической концепцией развития.

Противоположностью сциентистской (натуралистской) концепции является антропологическая модель развития. Ей присуща антисциентистская направленность. Один из виднейших представителей экзистенциализма Ж.-П. Сартр считает, что диалектика – только в тотальности человеческого духа, в его противоречивом динамизме. Диалектика синтетична, природа аналитична. Хотя явления природы и могут быть внутреннее противоречивыми, их нельзя рассматривать как целостности.

В начале XVII в. в целях объяснения общества складывается теория равновесия. Ее главной идеей было представление об обществе как равновесной системе, все части которой сбалансированы между собой. Сначала общество уподобляется физической равновесной системе, подчиняющейся третьему закону Ньютона, говорящему о равенстве и противоположной направленности действия двух тел друг на друга. Затем физикалистский редукционизм сменился биологическим (во второй половине XIX в.) и общество стало рассматриваться преимущественно по аналогии с живым организмом, саморегулирующимся и устойчиво равновесным. В настоящее время в теорию равновесия включаются данные кибернетики, ее принципы. Наиболее видными представителями теории равновесия были Г. Спенсер, Ле Дантек, Л.Ф. Уорд.

Основные положения теории равновесия следующие. 1. Равновесие абсолютно (в том смысле, что оно является преобладающим состоянием систем); борьба относительная. 2. Равновесие лишено противоречий; это положительное состояние; противоречия в борьбе негативны, вредны для системы. 3. Нарушение равновесия происходит под воздействием внешних сил (или главным образом этих сил). 4. Преодоление противоречий осуществляется за счет приспособления системы к внешней среде (или ее элемента к нему противоположному), что обеспечивает «нейтрализацию» противоположностей и новое равновесие. 5. Развитие идет по формуле: Равновесие – Неравновесие 1 – Равновесие 2.

Недостаток теории равновесия прежде всего в том, что она рассматривает равновесные состояния как лишенные противоречий. Не соответствует действительности положение теории равновесия в том, что противоречия (конфликты) негативны, в принципе губительны для системы. На самом деле, значение конфликтов для прогресса социальной системы может быть различным.

К числу наиболее значительных концепций развития ХХ века относится диалектико-материалистическая концепция. Она сложилась еще в 40-е гг. XIX столетия и ее основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Наиболее адекватной формой объяснения развития является диалектическая концепция развития, в основе которой лежат два фундаментальных принципа.

1. Принцип развития, утверждающий, что мир представляет собой развивающуюся реальность.

2. Принцип детерминизма, говорящий о том, что мир представляет собой упорядоченное целое, основанное на устойчивости и взаимосвязанности основных свойств бытия.

Детерминизм (от лат. determine – определяю) философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Законы развития

 

В русле отечественной философской традиции, сложившейся в ХХ веке, принято выделять три всеобщих закона диалектики: закон отрицания отрицания, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и закон единства и борьбы противоположностей. Законы диалектики, ее категориальный аппарат являются важной составляющей мировой и отечественной философской культуры. Они образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий нам диалектически смотреть на мир, не допуская огульных отрицаний или догматизации тех или иных положений. Диалектика помогает нам творчески осмысливать противоречия бытия; она не допускает абсолютизацию достигнутого сегодня знания, ибо завтра мы обязательно познаем нечто принципиально новое.

Закон единства и борьбы противоположностей

 

Этот закон выражает самую суть процесса развития. Анализ окружающего нас мира приводил к выводу о том, что вся структура и динамика космического целого и индивидуального человеческого существования с необходимостью выводят на фундаментальные пары противоположностей, очерчивающие крайние точки, как бы логические пределы того, что мы можем о различных формах и проявлениях бытия помыслить, к чему нам надо стремиться и чего избегать. Философская мысль всегда обращала внимание на значение взаимодействия противоположностей в бытии и в познании. Начиная с Платона, философский разум характеризовался способностью к диалектическому мышлению, исследующему различные взаимоотношения, в которых могут находиться противоположности мировой жизни. Гегель предпримет свою величественную попытку построить целую философскую систему на базе учения о диалектике противоположностей, на взаимоотрицании и синтезе. Сформулируем несколько ключевых тезисов относительно сущности и механизмов разрешения диалектических противоречий.

1. Под диалектическим противоречием следует понимать взаимодействие противоположных свойств, сторон, процессов в системе, которые выступают источником и движущей силой ее развития.

2. Противоречия действуют на всех структурных уровнях бытия, как в его материальных, так и в духовных измерениях, представляют собой генетическое и функциональное единство, где разрешение одних противоречий может быть средством для разрешения других, более общих системных противоречий.

3. Диалектические противоречия могут разрешаться различными путями.

4. Опосредствование противоположностей заключается не только в появлении конкретных (материальных или идеальных) третьих членов, в которых сочетались бы характеристики обеих противоположных сторон. Опосредствование сторон противоречия другим противоречием – ключ к пониманию их системного действия в качестве движущей силы развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: