Рабочая программа по литературе




Ерохина Е.Л.,

к.п.н., доцент, МПГУ

(УМК Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.)

 

В связи с требованиями ФГОС рабочая программа по предмету становится главным документом учителя.

Прежде всего необходимо разобраться со статусом всех существующих в настоящее время видов программ и тем местом, которое они занимают в деятельности учителя.

Проведем аналогию с жизнью театра. Существует репертуар спектаклей на год, по которому зритель может сориентироваться в общем направлении данного театра, в разнообразии жанров и драматургов, представленных в творчестве данной труппы; воссоздать того зрителя, на которого рассчитан репертуар театра; и в конце концов определиться со своим желанием или нежеланием посещать этот театр. В педагогической практике аналог такой годовой репертуарной афиши – образовательная программа школы. В принятом недавно Законе об образовании сказано: «образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов». То есть, основная образовательная программа отражает все направления деятельности школы. Автором данной программы является коллектив школы во главе с директором.

Но в театральной жизни существует и другой вид программы («программка», как её обычно называют). Это характеристика того спектакля, на который пришёл или собирается прийти зритель, выбрав этот спектакль из общего репертуара театра. Аналогом этой «программки» является рабочая программа учителя. Закон об образовании: «Статья 48. Педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».

«Программка» демонстрирует, как режиссёр подходит к воплощению пьесы автора (с учётом особенностей театра, возможностей труппы, своим представлением о предмете изображения в пьесе, своим профессионализмом и т.д.) Мы неслучайно употребили слово «автор». Миссия автора утверждённого УМК, по которому работает учитель, аналогична миссии автора пьесы. Учитель (режиссёр) избрал для своей работы именно этот УМК (пьесу), и описание в программе («программке») хода работы по этому УМК относится к компетенции именно учителя, а не автора. В Законе об образовании отсутствует понятие «авторская программа».

ФГОС определяет обязательную структуру рабочей программы:

× пояснительная записка с целями обучения предмету;

× общая характеристика учебного предмета;

× личностные, метапредметные и предметные результаты, достижение которых обеспечивает программа,

× содержание учебного предмета, курса,

× тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности,

× описание материально-технического обеспечения реализации курса.

Помощь учителю в написании рабочей программы оказывает Примерная программа по учебному предмету, которая создаётся по заказу Министерства образования и должна публиковаться на сайте Министерства. Именно такая программа является законным ориентиром для учителя.

Таким образом, те рабочие программы, которые создают авторы учебников, – это подспорье учителю, а не закон. Задача автора учебника – объяснить свою научно-методическую концепцию, соотнести её с требованиями ФГОС, воплотить эту концепцию в учебнике. Моделирование рабочей программы – это лишь форма благодарности учителю, избравшему данный учебник для своей педагогической деятельности. Таким образом, утверждая свою рабочую программу, учителю следует ссылаться на Примерную программу по предмету и на учебник, утвержденный Министерством образования, в соответствии с которым учитель отбирает содержание учебного материала.

Рабочая программа, которую создал в помощь учителю авторский коллектив нашего учебника, разработана в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте. Основу программы составляют Фундаментальное ядро содержания общего образования, а также основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий. Ориентиром для составления программы явилась Примерная программа по литературе. Программа включает четыре раздела: «Пояснительную записку»; «Основное содержание»; «Примерное тематическое планирование»; «Рекомендации по оснащению учебного процесса».

Подчеркнём, что наиболее важной частью данной программы является Пояснительная записка, в которой разъясняется научно-методическая позиция авторов. Остальные компоненты программы разработаны в чётком соответствии с Примерной программой по литературе. Предложенное нами тематическое планирование с указанием возможных УУД на каждом этапе освоения курса следует рассматривать лишь как ориентир для учителя, как своеобразную модель. Планирование – это творческая часть программы, это собственно методика. Планирование нельзя создать для всех. Учитель планирует свою деятельность, исходя из особенностей класса, своего понимания предмета, своих интересов и возможностей и т.д. Предложенное нами планирование можно корректировать в любой его части (переставлять темы, добавлять или уточнять УУД и т.д.).

Неизменным должно остаться следующее: Фундаментальное ядро содержания, планируемые результаты обучения (зафиксированные в Примерной программе) и принципиальные методологические подходы авторов УМК.

В случае нашего УМК это принцип организации эффективной деятельности ученика, постигающего безграничное пространство художественной литературы.

Литература

Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации https://минобрнауки.рф

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: