Класс. 02.03.21
Тема. Вариации.
Здравствуйте, ребята!
Что такое вариации. Слушайте!
Представьте себе, вы посмотрели интересный мультфильм и решили рассказать о нем другу. Друг рассказал сестре, а сестра об этом интересном мультфильме рассказала родителям. Ведь рассказывать одно и тоже, совершенно одинаковыми словами, невозможно. Поэтому каждый подбирал слова, которые ему больше нравились, о чем-то забывал рассказывать, а может быть, даже придумывал что-то новенькое. И ничего в этом удивительного нет, ведь люди не роботы, они не могут рассказывать историю слово в слово, без изменений.
Вот и получается, что история мультфильма одна и та же, то есть тема истории одна и та же, но рассказывали ее друг и сестра по – разному. Вот и получился рассказ мультфильма с вариациями.
Вариация означает - повторение темы с изменениями.
![]() |
Давайте и мы с вами, ребята, придумаем вариации. Но для начала надо выбрать тему. Предлагаю взять стихотворение про двух котов, слушайте!
Та – та, два кота, два ободранных хвоста.
Белый кот в чулане, все усы в сметане,
Черный кот полез в подвал и мышонка там поймал.
Вопрос: что же здесь можно изменить?
Возможные варианты ответов:
Окрас шерсти котов.
Количество котов.
Действие котов.
Другое животное.
И что же у нас может получиться?
Первый вариант – изменить окрас шерсти котов.
Дети предлагают свои комбинации, например, белый кот станет – серым, а черный кот – рыжим. Полученный результат:
Та – та, два кота, два ободранных хвоста.
Серый кот в чулане, все усы в сметане,
Рыжий кот полез в подвал и мышонка там поймал.
Второй вариант – изменить количество животных. У нас будет не два кота, а три. И вот, что может получиться:
Та – та, три кота, три ободранных хвоста.
Белый кот в чулане, все усы в сметане,
Рыжий котенька у печки, сладко спит и видит сны.
Черный кот полез в подвал и мышонка там поймал.
Третий вариант – изменение действий котов. Например:
Та – та, два кота, два ободранных хвоста.
Белый котенька гуляет на полянке во дворе.
Черный кот в окошко смотрит и мурлыкает в ответ.
Четвертый вариант – можно заменить кота другим животным. К слову кот надо подобрать рифму. Например: ерш, морж, крот, еж, уж, кит. Ребята, какого животного мы с вами выберем?
Попробуйте разные варианты.
И какие же небылицы могут получиться:
Та – та, два крота, два ободранных хвоста.
Серый крот в чулане, все усы в сметане,
Рыжий крот полез в подвал и мышонка там поймал.
Здорово получилось! Ребята, вам понравилось придумывать вариации?
Это у нас с вами были литературные вариации.
Но ведь и в музыке тоже есть вариации. Композитор берет какую-нибудь музыкальную тему и начинает ее изменять, то есть варьировать.
Сначала прослушай и исполни песню «Светит месяц». Мелодия не меняется, только текст - это куплетная форма.
https://www.youtube.com/watch?v=tT7cGU8eYnk
А теперь тебе уже знакомая мелодия «Светит месяц» в исполнении оркестра народных инструментов.
Это тема с вариациями. Постарайтесь обратить внимание на то, сколько раз менялась тема.
https://www.youtube.com/watch?v=aUqVo0UJKAo
При каждом звучании новой вариации добавляются новые инструменты, вступает весь оркестр. Темп ускоряется, звук усиливается.
Итак, еще раз повторим, что вариации означает - повторение темы с изменениями.
Молодцы!
На дворе уже весна, а вместе с весной приходит самый нежный, самый красивый праздник наших мам, бабушек.
Давайте вспомним замечательную песню «Есть мама у котенка»
https://www.youtube.com/watch?v=Qrobxwrlup0
![]() |
Всем желаю хорошего настроения!