Эссе на тему «Проблема человека в русской философии»




Философско-антропологическая мысль в России самобытна и многообразна. И независимо от направления мировоззренческих размышлений русских философов тема человека всегда присутствовала, кроме того, она являлась неким стержнем, вокруг которого выстраивались различные философские концепции. Прежде чем говорить о проблеме человека, основные отличительные признаки отечественной философии в целом. В отечественной философии были сильны религиозные и этические мотивы. Религиозной она была, в первую очередь, потому что в ее центре стояли идеи Православия. Разнообразные социальные, мировоззренческие учения обязательно сопоставляли себя с традиционным для России православным умозрением. Через эту установку отечественные философы определяли и себя. Поэтому в центре внимания неизменно оказывался не столько человек как природное существо, сколько неисчерпаемый духовный опыт личности, смысл индивидуального и коллективного (народного) бытия.

В основе мира, по мнению русских мыслителей, лежат конкретные начала, и, отстаивая учение об его органической целостности, причиной нравственной и душевной эволюции человека философы считали неразрывную взаимосвязь с этим миром. Учение о Боге и Его связи с миром сводилось не столько к логическим умозаключениям, сколько к живому опыту «встречи с Богом». Еще одна особенность русского умозрения восходит к аскетической традиции восточного православия, которая в течение многих столетий определяла духовную жизнь России.

При помощи греческих церковных писателей понятие аскезы прочно вошло в христианство и означало духовное подвижничество Христа ради, жизнь на началах одного духа при подавлении потребностей тела, кроме самых необходимых. Конечная цель христианской аскезы – святость, соединение человека с Господом, уподобление человека Иисусу Христу, то есть путь бесконечного совершенствования. Отсюда большое количество почитаемых на Руси святых 4 праведников (Серафим Саровский, Иоанн Кронштадский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и др.), учивших словом и собственным примером, показывая, что возможно не только стремление, но и достижение христианского совершенства. Можно сказать, что отечественная философия была идеалистической, поскольку преимущество отдавалось духовному творчеству, главная цель философии человека была направлена на выработку моральных установок, способствующих осуществлению праведной, цельной жизни. Истина о человеке интерпретировалась как кристаллизация повседневного, духовно напряженного опыта, причем духовные постижения должны направлять человеческое бытие, помочь человеку в его становлении как духовного существа. Размышление о человеке, его жизни, смерти и бессмертии понималось всеми в России не столько как интеллектуальное движение, сколько как непосредственный опыт человеческого бытия. Истина открывалась, воплощаясь в собственной жизни.

Русская философия XIX – начала XX века антропоцентрична. Концептуализация основных направлений в подходе к проблеме человека позволяет выделить следующие теоретические позиции.

1.В учении славянофилов главным становится вопрос об истинном духовном содержании христианства. Согласно А.С. Хомякову, церковь является местом духовного единения человека и Бога. Мыслитель подчеркивает, что все порывы и действия человека, его нравственные убеждения только тогда имеют смысл, когда они обоснованы религиозно. Но признание и подчинение человеческой жизни церкви должны быть свободным выбором. Все способности, которыми обладает человек, а это разум, воля, чувства, являются следствием его веры в Бога.

2.Русская идеалистическая философия связана с религиозным подходом к проблеме сущности и происхождения человека. Он рассматривается как субъект, в котором совмещены два начала – добро и зло, дьявольское и божественное (по Ф.М. Достоевскому). В. Соловьев указывает на односторонность трактовки человека, предложенной материализмом и рационализмом. По его мнению, человек – абсолютно уникальное существо, неразрывно связанное с Богом. Предназначение человека в том, чтобы установить связь с ним посредством религиозного чувства. Таким образом, человек представляется, одновременно, и как божественное, и как ничтожное. С точки зрения Н.А. Бердяева, человек – это пересечение двух миров – высшего и низшего. Он создан по образу и подобию Бога. Физически человек вовлечен в круговорот общественных событий, а духовно связан с Богом. Следовательно, в религиозном направлении проблема человека решается в определении его связи с Богом.

3.С позиции материалистов (В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др.) человек есть высшее произведение природы, его деятельность подчиняется разуму, руководствуется им. Чем больше соответствие между разумом и практической деятельность, тем больше человек чувствует себя свободным. Развитие личности человека связано с развитием общества. Изменения в обществе, новые направления деятельности социальных групп влияют на развитие личности (А. И. Герцен).

4.Философия общего дела переосмысливает предназначение человека. Человек смертен, порабощен силой смерти, цель человека – бессмертие, воскрешение поколения отцов. В этом состоит общечеловеческая задача. Н.Ф. Федоров предполагал возможность регуляции естественных природных процессов при помощи средств науки и техники. Личное бессмертие Федоров не признал, подчеркивая безнравственность этой идеи.

В центре интересов русской философии находится человек, его судьба и смысл жизни. Большое значение играет вера в Бога, единение человека с ним и с Церковью. В сравнении с западной философией, характерной чертой русских философов было противопоставление религиозной мысли рационализму.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: