Тренер о своей работе: взгляд «изнутри»




Очень интересные искренние воспоминания о своем тренерском опыте написал Сергей Александрович Зубков, предлагаем прочитать всем тренерам, спортсменам и болельщикам. Не судите строго авторский стиль - автор не писатель, а профессиональный тренер, энтузиаст прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья, внимательно следит за современными тенденциями в спорте.

 

Тренер о своей работе: взгляд «изнутри»

 

Тренерская деятельность это в большей части не радости и победы, а переживания, часто даже страдания души от несоответствия запланированных и полученных результатов. Ведь это творческая работа, где присутствуют неудачи, случайности, непредсказуемые изменившиеся условия и многие другие факторы, как объективные, так и субъективные.

Поэтому уже с опытом, понимая и пройдя на практике это, начинаешь задумываться: «Как же я делал такие неразумные ошибки, планируя быстрый прогресс результата у спортсмена, не создав БАЗУ для этого? Не изучив опыт других, как прошлый, так и современный!"

 

Поэтому, когда экс-президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России Уваров А.Т. предложил мне высказать свои мысли и наработанный опыт, как положительный, так и отрицательный на бумаге, я согласился. Думаю, каждый человек, проживший уже свою активную часть жизни на этом свете, хотел бы рассказать о своих ошибках, чтоб их не совершили другие. И взгляд на прошедшее это мой сугубо личный. Если им кого обидел вдруг, то заранее извиняюсь. Но польза от этого будет большей, когда это захотят сделать и другие тренеры, которые проработали в этой сфере много лет, как с начинающими спортсменами, так и с членами сборных команд и со сборными командами нашей страны. Ведь бывает и такое, что практика идёт впереди науки, а наука доказывает и развивает практические наработки.

 

С чего должна начинаться, на мой взгляд, работа тренера? Конечно, надо пройти 2-3 раза этапа воспитания и обучения, от новичков до спортсменов, групп спортивного совершенствования. Но критерием качества работы тренера и на этом этапе является в первую очередь спортивный результат его воспитанников на юношеских и детских всероссийских соревнованиях! Также воспитание в своих атлетах честности, справедливости и порядочности. Здесь тренер «зарабатывает» себе статус и авторитет в регионе и в стране.

Но бывали в жизни и на практике тренеры, которые не проходили начальные этапы работы с детьми, а попадали волей случая с организационной работы на должности тренеров сборных команд. Здесь нет точного шаблона роста тренера, как специалиста, но лучше и правильнее считаю первый путь, с набора новичков до сборной страны!

Тренер добивается результатов только тогда, когда имеет тренерскую творческую жилку, плюс соответствующие знания, которые всегда совершенствует, ищет новое с учётом современных требований и применяет их в своей работе.

 

Мне очень пригодилось в моей тренерской работе опыт и знания, которые я получил, занимаясь с 1971 по 1975 г., в ГДОИФК им П.Ф. Лесгафта. Тренировался у замечательных людей, отличных педагогов, грамотных тренеров, профессионалов своего дела:

- Туркова М. Г., ЗМС СССР и ещё по 3 видам мастера спорта (автора ударного метода тренировок для лыжников-прыгунов);

- Ларионова А.С., чемпиона мира среди студентов, ЗМС. Кандидата педагогических наук (автора работ по методике сочетания прыжковой и гоночной подготовки в лыжном двоеборье и др.).

Я очень благодарен и признателен своим тренерам-преподавателям.

И хотя высоких результатов в спорте я не достиг, но полученные от своих учителей умения, навыки, знания, методы и приёмы всегда применял в своей тренерской работе. Они воспитали во мне стремление к творческому изучению методики и техники в наших видах спорта. После окончания ГДОИФК им П.Ф. Лесгафта в 1975 г., мы с Павловым Игорем Николаевичем были направлены как молодые специалисты работать в г. Калугу. Уже тогда у каждого из нас (Зубков С., Павлов И., Сенокосов А., Толочко Е., Нилов Е, Фролов В., Захаров Г., Яковкин А., Громов А., Шаров Р., Мирнов А.) было 3-4 группы мальчишек по 12-15 человек в каждой. Спортивной базой служило у нас с тренером Павловым И.Н. полуподвальное помещение 40 кв.м. Здесь начинал заниматься легендарный спортсмен Кобелев Валерий, член сборной России по лыжному двоеборью и прыжкам на лыжах с трамплина.

Ребята приводили своих друзей в секцию, но часто по причине нехватки спортинвентаря и места в помещении мы даже этому были не очень рады. Были интересные и прекрасные времена в Калуге, которые я сейчас вспоминаю с удовольствием! А сейчас, одни воспоминания о снесённых на металлолом трамплинах (К 65 и К 35), трамплинах в д. Квань. Заброшенные трамплины (К-45,К- 30,К-15) в Шопино.

Кто в этом виноват? Почему мы потеряли целый регион? Ответ сложный: мы, тренеры, не смогли отстоять или убедить власть оставить школу и комплексы и сложившаяся политика государства 90-х годов, с заменой тогдашними либералами идеологии советской, где был БЛАГОРОДНЫЙ ДЕВИЗ: всё для человека, и в первую очередь для детей! Раньше ценилась порядочность и честность. А стало: купи дешевле - продай дороже! Главной ценностью стали материальные блага и от их количества зависел статус человека в обществе и его авторитет.

Многие тренеры тогда были вынуждены уйти (не осуждаю), так как многие ДЮСШ и отделения сокращались. Тренерам на их мизерную зарплату тяжело стало содержать свою семью. А соблазнов и примеров хорошей и красивой жизни - море. Коммерциализация!

Мы остались верны тренерскому делу, как и некоторые тренеры в других регионах, несмотря на закрытие ДЮСШ и трамплинных комплексов. Эта черная полоса истории нашей страны надолго приостановила и чуть даже не загубила наши виды спорта. И уж точно отбросила нас на много лет назад!

И только благодаря тренерам-фанатам, работе некоторых честных порядочных руководителей на местах. У нас в Калуге это были: Протасов Александр Николаевич, Сенин Иван Иванович, Ситников Леонид Иванович. Благодаря организаторской работе Российской Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья - в большей мере организаторским способностям Владимира Фёдоровича Славского наши виды спорта выжили в то трудное время!

А какие тренеры - фанаты в то время были в Калуге! Это и Павлов Игорь, и Сенокосов Алексей, и Фролов Владимир, и Нилов Евгений, который изобрёл своё искусственное летнее покрытие для прыжков с трамплина!

Он обеспечил им многие регионы России, за что ему от всех большая благодарность и признательность! В то время в Калуге занималось около 300 ребят лыжным двоеборьем и прыжками на лыжах с трамплина. А сколько трудных подростков, отчаянных занималось у нас! Скольких подобрали с улиц и заняли!

Газетой "Молодой ленинец" были утверждены призы на Всероссийские детско-юношеские соревнования "Снежный Икар". Калужские газеты "Знамя" (Кухтинов Анатолий, Шишкин Аркадий, Боденкова Майя), «Молодой ленинец» (Долгополов Юрий). Много писали интересных статей в рубрике "Спорт" о наших соревнованиях, спортсменах, популяризируя наш вид спорта. И всё это ушло сейчас в прошлое, скорее всего навсегда в Калуге.

Позже Валерий Кобелев пытался при поддержке Калужского министра спорта Логинова Алексея Юрьевича, возродить ДЮСШ. Но, к сожалению пока так и не получилось. Это не нашло одобрение и поддержку у руководства области. Да и условий для создания не стало в Калуге.

Немного расскажу о человеке, благодаря которому в Калуге зародился наш вид спорта: Это честный, с коммунистическими принципами и взглядами, порядочный человек - Владимир Тимофеевич Яковлев. Он ещё в те 80-е годы говорил и (предсказал), что в Сочи нужно построить комплекс трамплинов, в горах, где снег и экология хорошая. Там можно будет проводить международные соревнования, а на Урале нельзя, там секретные зоны и экология не отвечает требованиям. Я ему после ОИ в Сочи говорю: Тимофеевич (мы так уважительно его звали), да ты пророк что ли? Откуда знал? Он также в 70-е годы, как не было бы удивительно нам поверить, говорил, что скоро девочки будут наравне с ребятами прыгать с трамплина, набирайте отчаянных и смелых! Да и ребята «перед ними лучше запрыгают»! Мы смеялись тогда, шутили что Тимофеевич-сказочник. Ведь тогда запрещали в секцию девочек записывать.

А у меня в 1976г. был забавный случай: привели ребята с 13-й школы (я в ней делал первые наборы) друзей- новичков. Обычно я с новичками отдельно работал, обучал с 1-х. занятий правильному «падению», спуску в «посадке», в «разножке» с горки для скатывания. Все покатились и в посадке, и падали по хлопку моему в сторону, группируясь и вытягиваясь «струной», как положено. Это обязательно всем новичкам необходимо пройти! Этот опыт намного обезопасит в дальнейшем и поможет не получить серьёзных травм. После тренировки подвожу итоги: Говорю МОЛОДЦЫ! Все сегодня выполнили задачу! И обращаюсь к одному новичку: Ты сегодня был одним из лучших по правильному падению! Молодец! Как тебя звать (имена не все запоминал с первого занятия)? Встаёт ребёнок худощавый, чуть выше остальных, в шапочке, спортивном зимнем костюме и молчит.... Ребята притихли, и один говорит, это Элька, из нашего класса, хочет тоже заниматься с нами, запишите её. Такого я не ожидал совсем, и не знал что делать, ругать ребят что «обманули» тренера, или себя ругать за невнимательность. Ребята стали меня уговаривать чтобы разрешить ей заниматься. Я решил в ДЮСШ уточнить, можно ли сделать исключение. В итоге не разрешили. По нормативам и правилам девочек нельзя было тогда набирать в секции лыжного двоеборья и прыжков на лыжах с трамплина. Вот такие были времена, а сейчас зато время настало такое, что на ОИ лучший результат - 4 место у Аваакумовой Ирины. А ребята только...20-е пока...

Яковлев В.Т. и сейчас на 92 году жизни покажет вам и расскажет как он строил трамплины в Калуге, как убеждал в этом спортивное начальство в Калуге, пользуясь поддержкой из Госспорткомитета (Копылов Н.Б был родом из Калуги). Яковлев В.Т. сумел добиться проектирования комплекса трамплинов с привязкой к местности на берегу Оки в д. Квань: Р-90, Р-70, Р-40 метров (Перельман проектировал). Раньше по Р - проектной мощности трамплины классифицировались).

И проекты лыжных трасс были здесь, по 2.5 км, две петли с мостиками, чтоб компактно зрители могли видеть спортсменов по всей трассе! Перепады высот соответствовали тем международным требованиям по лыжным гонкам. Многие его фанатом считали. И он был действительно в нашем деле фанат до такой степени, что часто на свою зарплату «нанимал» ЕС-100 (бульдозер) и строил детские трамплины, сам прорубал трассы. Он организовал строительство трамплинов К-65 и К-35 в д. Квань, построил 4 детских трамплина в городе. Нас, тренеров и спортсменов, к этому приобщал.

В Калуге, его всё спортивное начальство знало, «боялись» его «походов» в обком партии, не верили что все это можно построить. А ведь такие люди в то время были и других регионах, которые много сделали для развития наших видов спорта. Думаю, тренеры и о них расскажут, чтоб хотя бы вспомнить их доброй памятью и благодарным словом!

Это было хорошее для тренеров время, когда мы видели результаты своего труда и испытывали радость и удовольствие от этого. Тренировали круглогодично, часто не уходя в отпуск.

 

Все знают, кто прошёл первый, важный начальный уровень работы с детьми, что для успешной работы здесь необходимо:

 

  • обязательно уметь заинтересовать новичков, чтобы в первые 1-2 года занятий лыжным двоеборьем (мы все тогда начинали работу как тренеры по лыжному двоеборью), они сами увидели рост своих результатов, как они меняются и совершенствуются физически и приобретают интересные новые знания и умения;
  • Но тренер должен быть не только добр к ребятам, так и строг (чего мне иногда не хватало).

Авторитет тренера должен быть непреклонен у воспитанников, тогда будет результат. А это будет только тогда, когда тренер честен и порядочен и в жизни, и с ребятами. Никогда на работе не должен быть ни с «выхлопом», ни с сигаретой во рту (ребята часто берут пример с тренера). Были случаи, когда родители ребят приходили к тренерам и просили повлиять на их сына, чтобы учился лучше, так как тренировки и тренер для их сына приоритет над всем!

3. Никогда не обещать воспитанникам того, чего, не можешь выполнить! Ко всем относиться одинаково, лишний раз никого не выделять, а в пример можно ставить только за хороший спортивный результат (не часто), и за хороший поступок (всегда).

4. Создать дружный равноправный коллектив, где тренер обязан знать особенности характера каждого своего ученика-спортсмена. Знать его интересы и сильные и слабые черты характера..

5. Никогда никого не отчислять (Эта травма моральная останется у твоего бывшего воспитанника на долго!!!) Был случай, что одного мальчика не взял в спортлагерь из-за нехватки мест, так он мне это вспомнил, при случайной встрече через 30 лет. Уже шутливо говорит:" А помните, Сергей Александрович, что вы меня в лагерь не взяли. Я сильно тогда обиделся на Вас." Говорю: помню, Рома, извини, но не всем тогда выделили путёвки. Если у мальчика нет способностей к прыжкам или двоеборью, в этом случае нужно тактично помочь и посодействовать ему, проявить себя в другом, по его способностям, виду спорта. Но мы старались ко всем ребятам относиться справедливо, одинаково. Однако всё равно, при распределении спортинвентаря, при поездке на соревнования преимущество приходилось отдавать тем, у кого лучше спортивный результат. Это логично. А всего, за тренерскую жизнь, у тренера бывает, занимается около 200 или больше ребят.

 

Сейчас принципы и основы методики те же, но интересы у детей и условия жизни другие, появились «престижные» для родителей виды спорта, и т.д., поэтому трудно сделать даже набор, а не «отбор способных» в группы! Это известная всем причина, которая негативно влияет на развитие нашего спорта, при его падающей (в 2000-2010 годы) популярности. Но надо находить способы и методы привлечения ребят в наши виды спорта,что в последнее время стало удаваться многим тренерам (смотрю по отчёту Федерации о росте числа занимающихся в ДЮСШ лыжным двоеборьем и прыжкам на лыжах с трамплина.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: