ФИО педагога: БАБАКЕХЯН Т.Е.
Предмет: русский язык
Класс: 8 класс
Тип урока: урок закрепления новых знаний и умений
Тема урока | Рр Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ по русскому языку /задание 9.3/ «Что такое красота?» | |
п\п | Цели урока | Планируемые результаты урока |
Образовательная | Предметные: 1)освоение алгоритма написания сочинения-рассуждения по данному понятию; 2) овладение навыками выразительного чтения и пересказа данного текста; 3) овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 4) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 5) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; | |
Развивающая | Метапредметные: 1) владение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения); владение разным видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной); способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение различными видами монолога и диалога; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; | |
Воспитывающая | Личностные: 1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, 2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационно – мотивационный | Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | 2 минуты |
1. П риветствие 2. Создание ситуации для мотивации учения | СУ: Здравствуйте. Садитесь. Запишите в тетрадях… Начнём с того, что перед вами уже поставлена цель – успешно пройти ГИА в 9 классе. В:Кто поставил эту цель перед вами? Кто будет её выполнять? Что нужно для этого сделать? СУ: Очень рада, что вы это понимаете. Но, я думаю, вы понимаете и то, что добиться этой цели совсем непросто. Поэтому предлагаю вам в помощь один из психологических тренингов. Когда вас начинает одолевать лень, повторяйте слова: «Я торжественно обещаю учиться и успешно сдать все экзамены!» Давайте попробуем вместе. | Приветствуют учителя. Записывают дату урока. Жизнь. Мы. Учиться. Повторяют обещание. |
II. Актуализация знаний | Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия | 3 минуты |
1. Фраза дня (СЛАЙД 3) 2. Дифференцированные задания (СЛАЙД 4) 3. Проверка задания (СЛАЙД 5) 4. Общее задание (СЛАЙД 6) 5. М/В(микровывод) | «Красота спасёт мир». /Ф.М.Достоевский/ 1. Назовите тип предложения по строению и наличию грамматической основы 2. Назовите грамматическую основу предложения. 3. Дайте полную характеристику этого предложения. В:Согласны ли вы с этим высказыванием великого классика? СУ: Из ваших рассуждений следует, что ваши понятия о красоте очень разнятся. | Записывают фразу, задания выполняют устно. Простое, двусоставное Красота – подлежащее, выраженное ИС, спасёт – ПГС, т.к. выражено глаголом Повест., невоскл., ПП, двусост. (ПГС), распр., с прямым дополнением) Высказывают свои суждения |
III. Целеполагание/ постановка проблемы | Цель: выявление проблемы, определение темы, целей и способов действия | 3 минуты |
1. Определение ТЕМЫурока (СЛАЙД 7) 2. Постановка ЦЕЛЕЙ урока (СЛАЙД 8) | СУ: Поэтому сегодня на уроке нам нужно выяснить, что же такое красота. И для этого мы воспользуемся картиной И.Н.Крамского «Неизвестная», более популярное название которой – «Незнакомка», и текстом Г.Исаева из книги М.П.Филипченко «Сборник диктантов по русскому языку для 5-11 классов». Результатом нашей работы должно стать сочинение-рассуждение в формате ОГЭ (задание 15.3) В: Исходя из всего вышесказанного, как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? 1. Связь между такими типами речи как описание и рассуждение очевидна: описание всегда даёт материал для размышлений. Поэтому картина поможет нам многое обдумать и понять. А так как описание картины аналогично третьему заданию итогового собеседования в 9 классе, то эта работа очень поможет нам в подготовке к устному экзамену. А это и будет одной из целей нашего урока. 2. Но экзаменационное сочинение-рассуждение пишется не по картине, а по тексту. Следовательно, нам нужно будет сегодня поработать ещё и с текстом: во-первых, выразительно его прочитать (задание №1 ИС) и пересказать (задание №2 ИС), во-вторых, проанализировать с точки зрения орфографии (задание №5 ОГЭ), синтаксиса (задание №8 ОГЭ) и пунктуации (задание №9 ОГЭ). 3. Но самое главное, нам с вами нужно обсудить вопрос, заявленный в теме нашего урока. | Формулируют и записывают тему: «Урок развития речи по подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ (задание 9.3) – «Что такое КРАСОТА?» |
IV. Применение знаний и способов действий для решения проблемы | Цель: применение новых знаний в типовых заданиях, проверка умения применять новые знания в типовых условиях | 10 минут |
РАБОТА С ТЕКСТОМ 1. Лексическая работа 2. Работа у доски 3. Проверка ДЗ 3. Работа с заданиями ИС и ОГЭ (СЛАЙД 9) | СУ: Итак, начнём с проверки домашнего задания. А для того, чтобы мы смогли больше сделать за урок, в ходе него мы будем делиться на группы. Каждая группа должна выступать оппонентом другой группы, то есть контролировать выполнение заданий и проверять результаты. 3 гр.: Найдите в словаре лексическое значение слов «этюд» (набросок к картине), «чопорна» (чрезмерно строга), «надменна» (высокомерна), «виртуозная» (талантливая); запишите синонимы к ним. Синтаксический разбор предложения №10 текста 1 гр.: Назовите номера предложений с однородными членами, начиная с 11-го предложения, так как предыдущие были разобраны нами на прошлом уроке. Во-первых, прочитайте слова, которые являются однородными членами в этих предложениях; во-вторых, укажите, какими членами предложения они являются. Оппоненты из 2-ой группы будут контролировать ваши ответы. 2 гр.: Назовите номера предложений, в которых использованы причастные обороты. Зачитайте сами причастные обороты, указав, какими членами предложения они являются. Участники 1-ой группы соответственно теперь проверяют ваши ответы. В:С какой целью автор использует причастные обороты в речи? 1 гр.: Подготовьте выразительное чтение текста, учитывая критерии оценки задания №1 Итогового собеседования в 9 классе (ИС). В:Вспомните: какую роль играют ключевые слова в тексте при чтении? 2 гр.: Подготовьте пересказ текста, используя приёмы сжатия (задание №2 ИС и задание№1 ОГЭ). Не забывайте о необходимости сохранения микротем. Используя текст дайте описание картины И.Н.Крамского «Неизвестная» СУ:На подготовку чтения и пересказа отводится всего 4 минуты. 3гр.:1вариант – из предложения №5 выписать слова с орфограммой «Правописание Н/НН в суффиксах кратких прилагательных и причастий» В:По какому принципу определяется написание Н/НН в суффиксах кратких прилагательных и причастий? 2 вариант – морфемный разбор слова «страусовое» В: Какая грамматическая ловушка скрывается в этом слове? | Делятся на группы. Диктуют синонимы классу Выполняет у доски представитель 2-ой гр. Записывают с/р в тетради. Учащиеся поочерёдно комментируют по порядку предложения, называя однородные члены (1гр.) и п/о (2 гр.), содержащиеся в них. Автор словно сам является художником – прорисовывает детали словесного портрета. Выполняют задания На них падает логическое ударение. Чопор н а (чопор н ая), надме нн а (надме нн ая) – прил.; прищуре н ы – прич. Исключение из правила: суф.-ов- вместо -ин (историч. вариативность: Иван ов – Мит ин) |
V. Коррекция/самоконтроль знаний и способов действий | Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях, корректировка результатов | 13 минут |
1. Проверка выполнения заданий (СЛАЙД 9) (СЛАЙД 10,11) (СЛАЙД 12) | СУ:2 группа проверяет выполнение задания 1-ой группой по критериям ИС (ИЧ, ТЧ) Затем 1-ая группа сможет отплатить своим оппонентам той же монетой, проверяя пересказ по критериям П1,П2 данным в ИС. 3-я группа наблюдает за работой первых двух групп, потом комментирует под запись выполнение своих заданий. | Выполняют задания и взаимопроверку. Записывают в тетради |
VI. Систематизация знаний | Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания | 1 минута |
1. Работа со СХЕМОЙ (СЛАЙД 13) | СУ:Давайте проверим по схеме, всё ли мы выполнили, что запланировали. | Осталось обсудить вопрос, заявленный в теме урока. |
Динамическая пауза/гимнастика для глаз | Цель: снизить физическое и психологическое напряжение | 2 минуты |
VII. Разбор домашнего задания | Цель: Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | 8 минут |
1. Работа с ТЕКСТОМ 2. Работа с ШАБЛОНОМ сочинения-рассуждения по данному понятию | СУ:А для этого давайте вернёмся к тексту и определим его главную мысль. Вспомните, пожалуйста, в каких ещё литературных текстах затрагивается эта же проблема. В:Какова главная мысль этих произведений? Давайте послушаем сейчас стихотворение Н.Заболоцкого в исполнении… Обратите внимание на последние строки этого стихотворения: А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? В: 1. Созвучен ли этот вопрос вопросу сочинения-рассуждения в теме урока? 2. Так что же такое красота в вашем понимании? Запишите эту мысль в тетради, она вам обязательно пригодится. СУ: А теперь давайте обратимся непосредственно к заданию 9.3: внимательно прочитайте его, и подумайте, каков же должен быть тезис. В:1. Что можно взять из текста в качестве 1-го аргумента? 2. А в качестве 2-го? 3. Каков должен быть вывод в сочинении? Перед вами шаблоны сочинений 9.3, которые помогут вам на первом этапе подготовки правильно распределить части сочинения, связать их логически и грамматически. А кому такой вариант сочинений покажется слишком простым, тот может написать свой вариант, не забывая о соблюдении требований к композиции и содержанию сочинения-рассуждения задания 9.3 | Предложение №16 Литературная сказка В.В.Вересаева «Состязание», экологическая сказка Н.Степанова «Красота», Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка» - по-настоящему красив лишь человек одухотворённый. Две ученицы читают стихотворение наизусть у доски. Да Настоящая красота – это красота духовная. Настоящая красота – это красота духовная. Основную мысль текста – предложение №16. Стихотворение Н.Заболоцкого Должен соответствовать тезису |
IX. Рефлексия/ Итоги урока | Цель: подвести итог и оценить работу учащихся. | 3 минуты |
1. Оценивание работы учащихся 2. ОБЪЯВЛЕНИЕ оценок (СЛАЙД 14) | СУ:Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, что работал на уроке § «отлично», § «хорошо», § «удовлетворительно», § «неудовлетворительно», используя тот алгоритм, который мы сами с вами составили. СПАСИБО ЗА УРОК! | Оценивают свою работу поднятием рук. |
|