МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Южно-Уральский государственный
Гуманитарно-педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
Кафедра теории, методики и менеджмента дошкольного образования
ПЛАН
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практики
(ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ в качестве воспитателя)
44.03.01 Педагогическое образование
уровень образования: бакалавриат
направленность (профиль):
Дошкольное образование
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ практика
(ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ В качестве воспитателя)
I. Общие положения
1.1.Производственная практика (педагогическая в качестве воспитателя) является важнейшей составной частью профессиональной подготовки и проводится с целью формирования у студентов целостного представления об образовательном комплексе современной образовательной организации и системы педагогических знаний и умений для практической работы.
1.2. Цель практики:
1. Углубить, закрепить, совершенствовать теоретические знания, научить творчески применять их в образовательной работе с детьми.
2. Формировать профессионально-педагогическую направленность студентов, воспитывать устойчивый интерес к профессии и любовь к детям, развивать потребность в углублении и совершенствовании навыков и умений.
3. Формировать профессионально значимые качества личности: дисциплинированность, сдержанность, организованность, целеустремленность и др.
4. Сформировать профессионально-педагогические умения, соответствующие квалификационным требованиям к воспитателю дошкольного учреждения.
|
1.3. Организация практики.
Практика проводится в дошкольных образовательных организациях в группах детей 3 – 7 лет. Общая продолжительность – 4 недели (1 неделя + 3 недели).
До начала практики каждый студент проходит медосмотр.
В дошкольной образовательной организации практикант находится в течение 6 часов посменно, в соответствии с графиком, утвержденным групповым руководителем: 1 смена с 8.00. до 14.00, 2 смена с 13.00. до 19.00. Дни, пропущенные студентом без уважительной причины, должны быть подтверждены документально и отработаны в другое время. Ежедневно работу студентов наблюдают воспитатели групп. 1 – 3 раза в неделю педагогическую деятельность практикантов изучают групповой руководитель, заместитель заведующего, заведующий ДОО.
1.4. В ходе практики студенты выполняют следующие виды работ:
· знакомятся с особенностями организации и содержанием работы в группах дошкольного возраста;
· наблюдают за ребенком, воспринимая его во всем своеобразии индивидуальных особенностей, диагностируя уровень развития воспитанности, обученности отдельных детей и группы в целом;
· анализируют и оценивают эффективность педагогического процесса, учатся навыкам собственной педагогической деятельности;
· руководят различными видами деятельности детей;
· изготавливают и используют в педагогическом процессе разнообразные пособия, дидактические материалы, технические средств обучения;
· проводят педагогически целесообразные формы работы с родителями.
1.5. В процессе данного вида практики студенты приобретают следующие профессиональные умения и навыки:
|
· применять полученные теоретические знания в практической деятельности, в решении конкретных педагогических задач;
· проектировать развитие личности ребенка и коллектива в целом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
· планировать и самостоятельно проводить образовательную работу с детьми;
· обоснованно выбирать наиболее эффективные формы, методы и средства;
· организовывать и руководить разными видами детской деятельности;
· устанавливать правильные взаимоотношения с детьми;
· педагогически обоснованно строить деловые отношения со всеми участниками образовательного процесса;
· анализировать собственную педагогическую деятельность, вести педагогическую документацию.
1.6. Отчетная документация по данному виду практики:
· дневник педагогической практики с анализом наблюдений (1 часть практики – 1 неделя);
· дневник педагогической практики с анализом наблюдений и планами образовательной работы (2 часть практики – 3 недели);
· план образовательной работы на 3 недели;
· конспекты зачетных видов деятельности;
· материалы по работе с родителями;
· отчет по оказанию помощи ДОО (изготовление пособий, игрушек, атрибутов к играм, составление конспектов, оформление помещений и др.).
1.7. По итогам данного вида практики выставляется оценка.
На итоговом совещании в дошкольной организации студентам выставляется предварительная оценка по практике. Окончательно она утверждается на заседании кафедры (выставляется средняя оценка за каждую часть практики).
|
Критериями при оценке практики являются:
· уровень сформированности профессионально-педагогических умений;
· профессиональная компетентность;
· отношение к практике, проявление профессионально значимых качеств;
· качество выполнения всех задач и видов работы на практике;
· качество и своевременность сдачи отчетной документации.
II. Содержание практики
2.1. Содержание практики заключается в изучении образовательного процесса ДОО, проведении студентами психолого-педагогической диагностики детей, составлении проекта собственной педагогической деятельности с детьми. Основное время практики посвящено освоению студентами всех форм образовательной работы с детьми, выполнению функциональных обязанностей воспитателя ДОО.
2.2. Перед началом практики на факультете проводится вступительная конференция. В первый день практики студенты знакомятся с ДОО и педагогическим коллективом. Осуществляется распределение студентов по возрастным группам, выбор старосты.
2.3.Весь период практики условно делится на несколько этапов: ознакомительно-адаптационный, диагностико-прогностический, конструктивно-исполнительский, итоговый.
III. Календарный план практики
часть практики (1 неделя)
I этап Ознакомительно-адаптационный | ||||
День недели | Задание | Цель | Методы изучения | Методические рекомендации |
1 день | Выезд студентов в базовое дошкольное учреждение. Инструктивное совещание со студентами, педагогами и администрацией ДОО. Распределение студентов по группам. Знакомство с построением развивающей среды в ДОО. Изучение работы ДОО по планированию деятельности педагогического коллектива. | Расширить, конкретизировать представления студентов о системе образовательных учреждений для детей дошкольного возраста. Дать общее представление о целях, задачах, их реализации в работе с детьми. Показать реализацию основных нормативных документов в деятельности дошкольной образовательной организации. Продемонстрировать принципы построения развивающей среды в ДОО. | Беседа с руководителями и педагогами ДОО. Экскурсия по ДОО. Работа с документацией. | Познакомьтесь с ДОО. Изучите особенности функционирования данного типа дошкольного учреждения: штатное расписание, количество и наполняемость групп, режим работы, питания. Познакомьтесь с реализацией возрастного принципа в организации жизни и деятельности детей в учреждении. Во время экскурсии по ДОО обратите внимание на создание развивающей среды: группы и их оборудование; методический кабинет, его оснащение; комнату для родителей; физкультурный и музыкальный залы, их оснащение; вспомогательные помещения (медицинский кабинет, кабинет физиопроцедур, прачечная, кухня); участок детского сада. Анализируя предметно-пространственную среду в ДОО, сделайте вывод о том, насколько учитываются интересы ребенка и его психологическое здоровье, реализуются ли в ней принципы построения развивающей среды. |
II этап Диагностико-прогностический | ||||
2 день | Изучение условий для охраны и укрепления здоровья детей в ДОО. Изучение организации двигательного режима в своей возрастной группе. Изучение уровня сформированности у детей своей возрастной группы культурно-гигиенических навыков и умений. | Формировать представление о содержании работы в ДОО по охране и укреплению здоровья детей. Формировать представление о создании оптимальных условий для двигательной активности детей. Формировать умение диагностировать уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей. | Целенаправленное наблюдение. Беседа с воспитателем, руководителем физвоспитания. Работа с диагностическими картами, их анализ. | Дайте заключение о соблюдении в ДОО санитарных норм и правил охраны жизни и здоровья детей. В беседе с воспитателем группы уточните, каким образом она добивается единства в укреплении здоровья ребенка в семье и ДОО. Познакомьтесь с двигательным режимом в своей группе. Проанализируйте условия в группе, спортивном зале, на участке для двигательной активности детей. Понаблюдайте спортивно-оздоровительные мероприятия в своей группе: физкультурные занятия; утренняя гимнастика; игры, индивидуальные занятия по развитию движений на прогулке. |
Наблюдая деятельность воспитателя, отметьте: организован ли каждый режимный момент увлекательно и интересно для детей; не расчленяются ли компоненты режима на главные и второстепенные (последних в жизни ребенка нет); не наблюдается ли напряженная обстановка при организации жизни и соблюдении режима; помогает ли воспитатель детям в выполнении бытовых процедур, сложных для них; · продумывается ли последовательность действий при организации режимных процессов. | ||||
3 день | Изучение личности ребенка своей возрастной группы в часы утреннего приема, на занятиях, в повседневной жизни, совместной деятельности педагогов и детей, деятельности детей в созданной педагогом среде. Проектирование деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков в своей возрастной группе на диагностической основе. | Формировать умение диагностировать развитие личностной сферы детей, определять психологический климат в группе. Формировать умение анализировать деятельность воспитателя и детей. Учить планировать свою деятельность с детьми. Формировать у студентов умение реализовать проект своей деятельности. | Целенаправленное наблюдение. Беседа с воспитателем, детьми. | Провести диагностику по изучению личности: · эмоциональное состояние детей группы; · особенности взаимоотношений между детьми; · влияние воспитателя на эмоциональное состояние детей группы. Наблюдение провести в процессе любой деятельности. Фиксация данных идет в виде фотозаписи. Вопросы для анализа: - каково настроение детей в группе? - есть ли дети, которые держатся отдельно от коллектива, как воспитатель объясняет это? - есть ли лидеры, как они ведут себя с другими детьми? - есть ли конфликты, как они разрешаются? - каково влияние воспитателя на эмоциональное состояние детей. На основе анализа наблюдений, диагностических карт по определению уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей своей возрастной группы спроектировать свою деятельность по руководству режимными процессами (подготовка к завтраку, обеду, умывание, прием пищи, подготовка к прогулке, одевание, раздевание ко сну и т.д.). |
4 день | Изучение условий для организации игровой и трудовой деятельности детей. Проектирование самостоятельной деятельности на основе полученных данных. Изучение особенностей взаимодействия ДОО с семьями воспитанников. | Формировать умение изучать особенности организации игровой и трудовой деятельности детей. Формировать умения анализировать особенности образовательного взаимодействия педагогов с родителями. Продолжить совершенствовать навыки проектирования своей деятельности. | Целенаправленное наблюдение. Беседа с воспитателем, детьми. Диагностические материалы. | При изучении условий для организации игр детей своей возрастной группы обратите внимание на их разнообразие, наличие игрового оборудования, зонирование групповой комнаты и др. Проанализируйте итоги своих наблюдений по вопросам: - какие виды деятельности взрослых отражают дети в своих сюжетно-ролевых играх? - какова структура сюжетов? - на каком этапе находится развитие игры у детей вашей группы? - какие роли исполняют дети в играх? - какова роль воспитателя в руководстве играми детей? При изучении условий для организации труда детей обратите внимание на наличие трудовых уголков, разнообразие видов труда, наличием оборудования и др. Наблюдая трудовую деятельность дошкольников, отметьте: какими видами труда занимались дошкольники; сколько детей участвовало в различных видах труда; отношение детей к труду; каковы мотивы трудовой деятельности детей; как проявляются особенности руководства различными видами труда при различных формах его организации. |
II этап Итоговый | ||||
5 день | Итоговая диагностика детей с целью выявления эффективности разработанного студентами педагогического проекта. Составление отчетной документации. Итоговое совещание по итогам практики. | Совершенствовать умение проектировать, реализовывать и анализировать профессиональную деятельность. | Анализ. Оформление отчетной документации. | Самооценка профессионально-педагогической деятельности. Проблемы, обсуждаемые на «круглом столе»: характеристика педагогической деятельности ДОО и материально-технической оснащенности образовательного процесса; успехи и трудности при прохождении практики; предложения по совершенствованию организации практики. |
III. Календарный план практики