I этап Ознакомительно-адаптационный | ||||
День недели | Задание | Цель | Методы изучения | Методические рекомендации |
1 день 1 неделя | Выезд студентов в базовое дошкольное учреждение. Инструктивное совещание со студентами, педагогами и администрацией ДОО. Распределение студентов по группам. Знакомство с построением развивающей среды в ДОО. Изучение работы ДОО по планированию деятельности педагогического коллектива. | Расширить, конкретизировать представления студентов о системе образовательных учреждений для детей дошкольного возраста. Дать общее представление о целях, задачах, их реализации в работе с детьми. Показать реализацию основных нормативных документов в деятельности дошкольной образовательной организации. Продемонстрировать принципы построения развивающей среды в ДОО. | Беседа с руководителями и педагогами ДОО. Экскурсия по ДОО. Работа с документацией. | Познакомьтесь с ДОО. Изучите особенности функционирования данного типа дошкольного учреждения: штатное расписание, количество и наполняемость групп, режим работы, питания. Познакомьтесь с реализацией возрастного принципа в организации жизни и деятельности детей в учреждении. Во время экскурсии по ДОО обратите внимание на создание развивающей среды: группы и их оборудование; методический кабинет, его оснащение; комнату для родителей; физкультурный и музыкальный залы, их оснащение; вспомогательные помещения (медицинский кабинет, кабинет физиопроцедур, прачечная, кухня); участок детского сада. Анализируя предметно-пространственную среду в ДОО, сделайте вывод о том, насколько учитываются интересы ребенка и его психологическое здоровье, реализуются ли в ней принципы построения развивающей среды. |
II этап Диагностико-прогностический | ||||
2 день 1 неделя | Изучение условий для охраны и укрепления здоровья детей в ДОО. Изучение организации двигательного режима в своей возрастной группе. Изучение уровня сформированности у детей своей возрастной группы культурно-гигиенических навыков и умений. Проектирование деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков в своей возрастной группе на диагностической основе. | Формировать представление о содержании работы в ДОО по охране и укреплению здоровья детей. Формировать представление о создании оптимальных условий для двигательной активности детей. Формировать умение диагностировать уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей. Учить планировать свою деятельность с детьми. Формировать у студентов умение реализовать проект своей деятельности. | Целенаправленное наблюдение. Беседа с воспитателем, руководителем физвоспитания. Работа с диагностическими картами, их анализ. | Дайте заключение о соблюдении в ДОО санитарных норм и правил охраны жизни и здоровья детей. В беседе с воспитателем группы уточните, каким образом она добивается единства в укреплении здоровья ребенка в семье и ДОО. Познакомьтесь с двигательным режимом в своей группе. Проанализируйте условия в группе, спортивном зале, на участке для двигательной активности детей. Понаблюдайте спортивно-оздоровительные мероприятия в своей группе: физкультурные занятия; утренняя гимнастика; игры, индивидуальные занятия по развитию движений на прогулке. |
Наблюдая деятельность воспитателя, отметьте: · организован ли каждый режимный момент увлекательно и интересно для детей; · не расчленяются ли компоненты режима на главные и второстепенные (последних в жизни ребенка нет); · не наблюдается ли напряженная обстановка при организации жизни и соблюдении режима; · помогает ли воспитатель детям в выполнении бытовых процедур, сложных для них; · продумывается ли последовательность действий при организации режимных процессов. На основе анализа наблюдений, диагностических карт по определению уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей своей возрастной группы спроектировать свою деятельность по руководству режимными процессами (подготовка к завтраку, обеду, умывание, прием пищи, подготовка к прогулке, одевание, раздевание ко сну и т.д.). | ||||
3 день 1 неделя | Изучение личности ребенка своей возрастной группы в часы утреннего приема, на занятиях, в повседневной жизни, совместной деятельности педагогов и детей, деятельности детей в созданной педагогом среде. Изучение условий для организации игровой и трудовой деятельности детей. Проектирование самостоятельной деятельности на основе полученных данных. Изучение особенностей взаимодействия ДОО с семьями воспитанников. | Формировать умение диагностировать развитие личностной сферы детей, определять психологический климат в группе. Формировать умение анализировать деятельность воспитателя и детей. Формировать умение изучать особенности организации игровой и трудовой деятельности детей. Формировать умения анализировать особенности образовательного взаимодействия педагогов с родителями. Продолжить совершенствовать навыки проектирования своей деятельности. | Целенаправленное наблюдение. Беседа с воспитателем, детьми. | Провести диагностику по изучению личности: · эмоциональное состояние детей группы; · особенности взаимоотношений между детьми; · влияние воспитателя на эмоциональное состояние детей группы. Наблюдение провести в процессе любой деятельности. Фиксация данных идет в виде фотозаписи. Вопросы для анализа: - каково настроение детей в группе? - есть ли дети, которые держатся отдельно от коллектива, как воспитатель объясняет это? - есть ли лидеры, как они ведут себя с другими детьми? - есть ли конфликты, как они разрешаются? - каково влияние воспитателя на эмоциональное состояние детей. |
При изучении условий для организации игр детей своей возрастной группы обратите внимание на их разнообразие, наличие игрового оборудования, зонирование групповой комнаты и др. Проанализируйте итоги своих наблюдений по вопросам: - какие виды деятельности взрослых отражают дети в своих сюжетно-ролевых играх? - какова структура сюжетов? - на каком этапе находится развитие игры у детей вашей группы? - какие роли исполняют дети в играх? - какова роль воспитателя в руководстве играми детей? При изучении условий для организации труда детей обратите внимание на наличие трудовых уголков, разнообразие видов труда, наличием оборудования и др. Наблюдая трудовую деятельность дошкольников, отметьте: какими видами труда занимались дошкольники; сколько детей участвовало в различных видах труда; отношение детей к труду; каковы мотивы трудовой деятельности детей; как проявляются особенности руководства различными видами труда при различных формах его организации. | ||||
III этап Конструктивно-исполнительский | ||||
4 день 1 неделя | Самостоятельная работа студентов в I половину дня: - прием детей, индивидуальная работа; - утренняя гимнастика; - режимные процессы; - занятие по плану воспитателя; - прогулка (все компоненты). | Формировать умение реализовать проект своей деятельности. Формировать профессиональную позицию в образовательном процессе ДОО. | Практическое проведение разных форм работы с детьми своей группы. Анализ работы. | При организации и проведении разных видов детской деятельности следует учитывать данные изучения индивидуальных особенностей детей, программные задачи, особенности комплексно-тематического планирования. |
5 день 1 неделя | Самостоятельная работа студентов во II половину дня: - индивидуальная работа; - режимные процессы; - занятие по плану воспитателя; - прогулка (все компоненты); - работа с родителями. | Формировать умение реализовать проект своей деятельности. Формировать профессиональную позицию в образовательном процессе ДОО. | Практическое проведение разных форм работы с детьми своей группы. Анализ работы. | При организации и проведении разных видов детской деятельности следует учитывать данные изучения индивидуальных особенностей детей, программные задачи, особенности комплексно-тематического планирования. |
6 день 2 неделя | Самостоятельная работа студентов в I половину дня: - прием детей, индивидуальная работа; - утренняя гимнастика; - режимные процессы; - занятие по плану воспитателя; - прогулка (все компоненты). | Формировать умение реализовать проект своей деятельности. Формировать профессиональную позицию в образовательном процессе ДОО. | Практическое проведение разных форм работы с детьми своей группы. Анализ работы. | При организации и проведении разных видов детской деятельности следует учитывать данные изучения индивидуальных особенностей детей, программные задачи, особенности комплексно-тематического планирования. |
Самостоятельная работа студентов во II половину дня: - индивидуальная работа; - режимные процессы; - занятие по плану воспитателя; - прогулка (все компоненты); - работа с родителями. | Формировать умение реализовать проект своей деятельности. Формировать профессиональную позицию в образовательном процессе ДОО. | Практическое проведение разных форм работы с детьми своей группы. Анализ работы. | При организации и проведении разных видов детской деятельности следует учитывать данные изучения индивидуальных особенностей детей, программные задачи, особенности комплексно-тематического планирования. | |
7 день 2 неделя | Самостоятельная работа студентов в I половину дня: - прием детей, индивидуальная работа; - утренняя гимнастика; - режимные процессы; - занятие по плану воспитателя; - прогулка (все компоненты). | Формировать умение реализовать проект своей деятельности. Формировать профессиональную позицию в образовательном процессе ДОО. | Практическое проведение разных форм работы с детьми своей группы. Анализ работы. | При организации и проведении разных видов детской деятельности следует учитывать данные изучения индивидуальных особенностей детей, программные задачи, особенности комплексно-тематического планирования. |
8 день 2 неделя | Самостоятельная работа студентов во II половину дня: - индивидуальная работа; - режимные процессы; - занятие по плану воспитателя; - прогулка (все компоненты); - работа с родителями. | Формировать умение реализовать проект своей деятельности. Формировать профессиональную позицию в образовательном процессе ДОО. | Практическое проведение разных форм работы с детьми своей группы. Анализ работы. | При организации и проведении разных видов детской деятельности следует учитывать данные изучения индивидуальных особенностей детей, программные задачи, особенности комплексно-тематического планирования. |
9 день 2 неделя | Самостоятельная работа студентов в I половину дня: - прием детей, индивидуальная работа; - утренняя гимнастика; - режимные процессы; - занятие по плану воспитателя; - прогулка (все компоненты). | Формировать умение реализовать проект своей деятельности. Формировать профессиональную позицию в образовательном процессе ДОО. | Практическое проведение разных форм работы с детьми своей группы. Анализ работы. | При организации и проведении разных видов детской деятельности следует учитывать данные изучения индивидуальных особенностей детей, программные задачи, особенности комплексно-тематического планирования. |
10 день 2 неделя | Самостоятельная работа студентов во II половину дня: - индивидуальная работа; - режимные процессы; - занятие по плану воспитателя; - прогулка (все компоненты); - работа с родителями. | Формировать умение реализовать проект своей деятельности. Формировать профессиональную позицию в образовательном процессе ДОО. | Практическое проведение разных форм работы с детьми своей группы. Анализ работы. | При организации и проведении разных видов детской деятельности следует учитывать данные изучения индивидуальных особенностей детей, программные задачи, особенности комплексно-тематического планирования. |
11 день 3 неделя | Самостоятельная работа студентов в I половину дня: - прием детей, индивидуальная работа; - утренняя гимнастика; - режимные процессы; - занятие по плану воспитателя; - прогулка (все компоненты). | Формировать умение реализовать проект своей деятельности. Формировать профессиональную позицию в образовательном процессе ДОО. | Практическое проведение разных форм работы с детьми своей группы. Анализ работы. | При организации и проведении разных видов детской деятельности следует учитывать данные изучения индивидуальных особенностей детей, программные задачи, особенности комплексно-тематического планирования. |
12 день 3 неделя | Самостоятельная работа студентов во II половину дня: - индивидуальная работа; - режимные процессы; - занятие по плану воспитателя; - прогулка (все компоненты); - работа с родителями. | Формировать умение реализовать проект своей деятельности. Формировать профессиональную позицию в образовательном процессе ДОО. | Практическое проведение разных форм работы с детьми своей группы. Анализ работы. | При организации и проведении разных видов детской деятельности следует учитывать данные изучения индивидуальных особенностей детей, программные задачи, особенности комплексно-тематического планирования. |
13 день 3 неделя | Самостоятельная работа студентов в I половину дня: - прием детей, индивидуальная работа; - утренняя гимнастика; - режимные процессы; - занятие по плану воспитателя; - прогулка (все компоненты). | Формировать умение реализовать проект своей деятельности. Формировать профессиональную позицию в образовательном процессе ДОО. | Практическое проведение разных форм работы с детьми своей группы. Анализ работы. | При организации и проведении разных видов детской деятельности следует учитывать данные изучения индивидуальных особенностей детей, программные задачи, особенности комплексно-тематического планирования. |
14 день 3 неделя | Самостоятельная работа студентов во II половину дня: - индивидуальная работа; - режимные процессы; - занятие по плану воспитателя; - прогулка (все компоненты); - работа с родителями. | Формировать умение реализовать проект своей деятельности. Формировать профессиональную позицию в образовательном процессе ДОО. | Практическое проведение разных форм работы с детьми своей группы. Анализ работы. | При организации и проведении разных видов детской деятельности следует учитывать данные изучения индивидуальных особенностей детей, программные задачи, особенности комплексно-тематического планирования. |
IV этап Итоговый | ||||
15 день 3 неделя | Итоговая диагностика детей с целью выявления эффективности разработанного студентами педагогического проекта. | Совершенствовать умение проектировать, реализовывать и анализировать профессиональную деятельность. | Анализ. Оформление отчетной документации. | Самооценка профессионально-педагогической деятельности. Организация выставки пособий и игр, изготовленных студентами. Проблемы, обсуждаемые на «круглом столе»: характеристика педагогической деятельности ДОО и материально-технической оснащенности образовательного процесса; учет методов работы воспитателя, уровня развития и особенностей детей при реализации собственного проекта педагогической деятельности; результативность запланированных мероприятий; самоанализ организации и проведения различных видов деятельности детей; успехи и трудности при прохождении практики; предложения по совершенствованию организации практики. |
Составление отчетной документации. Итоговое совещание по итогам практики. |