ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ БИЛЕТУ № 6




6. Сформулируйте проблемы, при которых может использоваться арт-терапия в социальной работе с семьей и детьми, предложите алгоритм арт-терапии по решению одной из проблем конкретной категории детей или семей (по выбору студента).

На примере: категории клиентов - дети-инвалиды

 

. Как помочь таким детям, увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье. Средством, способным решить все эти задачи, является искусство, а в системе психокоррекции – арт-терапевтические методы. Применение методов арт–терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями способствует развитию их творчества, совершенствованию взаимодействия детей с окружающим миром через наглядные образы.

Арт-терапия – междисциплинарное направление, которое возникло на стыке искусства и науки (медицины, педагогики, социологии и других). Ее методы универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от решения проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием человеческого потенциала. В настоящее время арт–терапию все чаще рассматривают как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности.

Основная цель арт–терапии – гармонизация эмоционально-волевой сферы несовершеннолетних с ограниченными возможностями и их родителей через развитие способности самовыражения и самопознания.

Такие дети нуждаются в постоянной коррекции эмоционального фона, поведенческих расстройств, помощи в их социальной адаптации к жизни в обществе.

При работе с несовершеннолетними по коррекции эмоционально-волевой сферы психологом используются три вида работы по арт-терапии – активный, пассивный и смешанный.

Активный – ребенок сам создает продукт творчества: рисунки, скульптура, сказочные истории.

Пассивный – ребенок использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

Смешанный - ребенок использует имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, картины, сказки) для создания своих продуктов творчества.

Все виды арт-терапии могут использоваться в следующих формах работы
занятие-практикум, творческая мастерская, консультация, тренинг, ролевая игра.

Методы работы по арттерапии с детьми:

Песочная терапия – Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

Цветотерапия – лечение цветом, это особая методика, основанная на влиянии фотонов света различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии. Цветотерапия для детейпредполагает в первую очередь определение любимого цвета ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое окружает его.

Изотерапия – психологическая коррекция невротических, психосоматических нарушений у детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах через рисунок.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развитие творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром.

Работа с символами и образами – извлечение вытесненного, неосознаваемого психического материала, преобразование его в символы и образы и работа с ним.

В отличие от традиционных методов коррекции, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в работе арт–терапией заложено разнообразие методик. Применение различных методик повышает эффективность коррекционных мероприятий, а также создает дополнительный потенциал для развития ребенка.

В работе соблюдаются следующие требования к психологическим занятиям:

1. Настроение несовершеннолетних, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

2. Структура занятий гибкая, разработанная с учетом возрастных особенностей несовершеннолетних, степени выраженности дефекта, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии.

3. Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.

4. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, и др.).

5. Психологическое воздействие конструируется путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций.

Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции:

Упражнения на мышечную релаксацию снижают уровень возбуждения, снимают напряжение
Дыхательная гимнастика действует успокаивающе на нервную систему
Мимическая гимнастика направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей
Двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку способствуют межполушарному взаимодействию
Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи способствует развитию произвольности

Формы организации коррекционно-развивающего процесса:

  • Индивидуальная работа
  • Групповая работа

Групповые занятия проводятся небольшой группой, объединяющей детей по возрасту и степени выраженности структурного дефекта (до 6 человек). Продолжительность группового занятия от 20 до 40 мин.

Продолжительность индивидуального занятия 15-12 мин.

Для проведения арт–терапевтических занятий необходимы:

- сенсорная комната для проведения занятий с использованием сказкотерапии;

- кабинет-студия для индивидуальной и групповой работы как с несовершеннолетними, так и с их родителями. Кабинет–студия является наиболее подходящим типом помещения для работы с некоторыми группами детей (со сниженным интеллектом, с ограниченными возможностями и др.), а также с соматическими заболеваниями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: