Учет доходов и расходов от внереализационных операций




Помимо реализационного финансового результата организации получают внереализационный финансовый результат, представляющий собой различные доходы, расходы и потери, непосредственно учитываемые на счете 99 "Прибыли и убытки".

Достаточно полный перечень внереализационных доходов и расходов в ПБУ 9/99, ПБУ 10/99.

 


2. Бухгалтерский управленческий учет

 

2.1 Система учета затрат на производство

 

Предпосылкой и базой для появления управленческого учета стал производственный учет (учет затрат). Сегодня можно выделить шесть этапов становления и развития систем учета, планирования и анализа затрат: 1) формирование информации о затратах для целей контроля расходования средств и калькулирование себестоимости продукции с использованием простых методов учета и распределения затрат (до 18века); 2) создание целостной системы производственного учета затрат (1920-е годы); 3) формирование взаимосвязанной информации о фактических и плановых затратах в разрезе центров ответственности (1950-е годы); 4) создание паритетных систем управленческого учета затрат, критика традиционных и появление современных методов учета затрат: метода АВС, метода учета затрат в рамках системы управления ограничениями и т.д.(1980-е годы); 5) расширение систем управленческого учета затрат, когда все новые подходы к управлению организацией становятся объектами исследования со стороны бухгалтеров-аналитиков (1990-е годы); 6) интеграция методов управленческого учета затрат (с 2000 г.). При этом интеграция современных методов управленческого учета затрат началась еще в XX в. Однако этот процесс усилился именно в настоящее время.

Вместе с тем на протяжении всех рассмотренных этапов развития системы существовали методы, которые сложно было увязать друг с другом. Более того, методы учета затрат менялись на предприятиях при изменении экономической ситуации в стране (рост, стагнация, спад). С одной стороны, эти обстоятельства позволяют говорить о существовании некоторой спирали в процессе развития системы: при спаде используются трудоемкие методы, направленные на контроль и оптимизацию затрат, при росте - простые методы, направленные на сбор информации для принятия решений. С другой - о наличии противоречий в подходах к достижению поставленных стратегических целей в рамках системы управленческого учета. Например, на протяжении многих десятилетий такими концептуальными противоречивыми методами были стандарт-кост (сложная система учета затрат, жесткая система контроля затрат) и директ-кост (простая система учета затрат, ориентированная на рост объемов продаж). Сегодня, по нашему мнению, им на смену должны прийти две интегрированные системы учета затрат. С одной стороны - это метод TSC или target stаndard-costing, т.е. метод учета целевых нормативных и фактических затрат с использованием процессно-ориентированного подхода к калькулированию себестоимости продукции, с другой - метод управленческого учета целевых и фактических затрат, основанный на принципах бережливого (экономичного) производства.

Единство методов заключается в том, что в их основе лежит расчет валовых и удельных целевых затрат, осуществляемый на этапе проектирования продуктов. Другими словами, оба метода используют элементы системы "target-costing" (ТС). Однако рассматриваемый целевой подход или система целевого управленческого учета затрат намного шире системы ТС. Если в рамках системы "target-costing" под целевыми затратами понимают предполагаемые затраты на производство нового продукта, генерирующие целевую прибыль и тем самым устанавливающие цену, приемлемую для потребителя, мы предлагаем рассматривать целевые затраты в контексте осуществления не только планово-экономических, но и бухгалтерских процедур. Под целевыми затратами следует понимать предполагаемые валовые и удельные затраты, определяемые на этапах согласования стратегических целей предприятия (т.е. согласования целей как внешней так и внутренней среды), соотносимые с объектами управленческого учета затрат (целевые затраты на продукт, на поток, создающий ценность, вид деятельность и т.д.), подлежащие корректировке на этапах производства и учету на всех этапах жизненного цикла продукта.

Целевой подход также заключается в интеграции элементов различных методов формирования информации в рамках управленческого учета затрат, использование которых позволит предприятию достичь заданных стратегических и среднесрочных целей: сокращения затрат, роста доходов, повышения качества, увеличения стоимости бизнеса и т.д.

Важное значение имеет организация аналитического учета затрат и использование таких учетных группировок затрат, которые способствуют созданию гибкой системы сбора и обработки информации для руководства предприятием и его подразделениями в условиях постоянно меняющейся окружающей среды (в случае изменения целевой цены продуктов, спроса, ключевых партнеров и т.д.). Это могут быть затраты, ориентированные на потребителя и рынок в целом (затраты на загруженное и недозагруженное оборудование); на акционеров (затраты амортизационных отчислений, затраты законодательно установленные и установленные согласно правилам собственников, распределяемые целевые затраты в корпорациях), конкурентов (искусственно устанавливаемые целевые затраты, величину которых необходимо достичь для получения конкурентного преимущества) и т.д. Целевой подход также лежит и в основе самих мероприятий по сокращению затрат. Другими словами, оценивается целесообразность несения затрат. Целевые и фактические затраты находят свое отражение и в системе учетных объектов. Выбор состава и иерархии промежуточных и конечных объектов учета затрат также осуществляется в рамках целевого подхода. Таким образом, управленческий учет затрат должен способствовать достижению целого ряда поставленных целей либо прямым, либо косвенным путем. Для этого определяются внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние как на величину, так и на аналитическую структуру затрат уже на этапе согласования стратегических (затем среднесрочных и краткосрочных) целей предприятия. Основными функциями такой системы управленческого учета затрат являются: расчет стратегических целевых затрат (на ряд лет); расчет целевых затрат на год; расчет удельных целевых затрат продукт на этапе его проектирования, корректировка целевых затрат продукт на этапе производства продукта, производственный учет (в т.ч. калькулирование себестоимости продукции); оперативный учет; оперативное планирование затрат; управленческий контроль и анализ затрат.

Различия в представленных интегрированных методах заключается в том, что обе системы призваны решать одни и те же задачи, но разными способами. Метод TSC ориентирован на управление затратами, в то время как система управленческого учета целевых затрат, основанная на принципах бережливого производства - на увеличение скорости движения ресурсов и увеличение совокупного дохода за определенный промежуток времени. В основе первого метода лежат сложные схемы распределения затрат, второй метод практически не предусматривает использование процедур распределения затрат (за редким исключением) и т.д.

Базовые принципы формирования информации о целевых затратах в этих системах, классификация объектов управленческого учета целевых и фактических затрат, отличия и единство в подходах представлены в таблице.

 

Таблица - Сравнение систем управленческого учета

Единство и отличие Процессно-ориентированная система управленческого учета целевых затрат (метод ТSС) Cистема управленческого учета целевых затрат, основанная на принципах бережливого производства
Основные принципы ведения учета затрат Определение валовых (на предприятие) и удельных (на продукт) целевых затрат. Контроль использования материальных, трудовых и прочих ресурсов, управление по отклонениям от целевых затрат, формирование информации по альтернативным вариантам действий Определение валовых (на предприятие) и удельных(на продукт) целевых затрат. Устранение потерь (недопущение брака и дефектов) и видов деятельности, не приносящих ценность, создание режима постоянной экономии и совершенствования, формирование информации по альтернативным вариантам действий
Уровень сложности системы учета затрат Сложная система учета, формирующая детальную информацию о всех видах затрат. Акцент на распределение косвенных затрат Упрощенная система учета затрат (сведение к минимуму или отказ от использования методик по распределению косвенных затрат)
Приоритеты при сборе информации Внимание акцентируется на нуждах потребителей, акционеров, государства, партнеров, информации об изменениях во внутренней среде Внимание акцентируется на нуждах потребителей, акционеров, государства, партнеров, информации об изменениях во внутренней среде
Частота предоставления информации Формирование ежемесячных управленческих отчетов Формирование еженедельных управленческих отчетов
Методы учета затрат Применение метода ТSС на базе процессно-ориентируемой системы учета затрат Элементы метода учета целевых затрат, метод учета затрат по потокам, создающим ценность, метода учета стоимости генерирования денежных средств
Запасы и их оценка Запасы средние (цель - снижение запасов). Используются сложные методы оценки запасов, в т.ч. методы, основанные на расчете конкретного количества запасов Запасы минимальные. Используются простые методы оценки запасов, в т.ч. методы на основе времени (количества дней запаса)
Организационная структура Незначительные преобразования организационной структуры вследствие выделения агрегированных видов деятельности и т.д. Значительные преобразование организационной структуры: выделение потоков и производственных ячеек
Обеспечение роста прибыли методами управленческого учета Сокращение накладных затрат, формирование информации о загруженных и недозагруженных РМВЗ, используемых и неиспользуемых трудовых ресурсов, аутсортинг, т.е. постоянное измерение влияния внешней среды Увеличение дохода в результате роста объемов продажи продуктов вследствие повышения скорости потока и вследствие добавления ценности продукта, субаренда освободившихся площадей (вследствие сокращения площадей потоков), аутсортинг и т.д.
Объекты учета целевых и фактических затрат Подразделения, виды деятельности, носители затрат, стадии жизненного цикла продукта, рыночные функции (свойства) продукта, продукт и его части, каналы сбыта и т.д. Потоки, создающие ценность, производственные ячейки, стадии жизненного цикла продукта и т.д.

 


2.2 Планирование и бюджетирование по центрам ответственности, принятие управленческих решений

 

Вопросы бюджетирования в последнее время наиболее остро встали перед руководителями многих организаций Одним из способов достижения этой цели является применение или совершенствование системы бюджетирования.

Современные тенденции в области управления декларируют, что построение системы бюджетирования в настоящее время должно основываться на глубоком изучении рынка, понимании клиентуры и контрагентов, а также вовлечении в процесс бюджетирования и управления большого количества руководителей и специалистов разного уровня ответственности.

Применение элементов практических технологий, наоборот, позволяет не отрываться от действительности, а применять механизмы, гарантированно дающие положительный результат. Использование практического опыта тем более ценно, что оно позволяет существенно снизить затраты при внедрении или совершенствовании системы бюджетирования.

Традиционно, когда говорят о бюджете, то имеют в виду постатейное планирование и учет доходов и расходов в разрезе Центров прибыли и Центров затрат. При этом основное внимание уделяется финансовому отражению деятельности Общества. Итак, к основным понятиям бюджета относятся:

Центры учета, которые определяются как места возникновения доходов и расходов - Центры прибыли и Центры затрат. Состав и иерархия Центров учета определяет финансовую структуру Общества, которая, как правило, не всегда совпадает с его организационной структурой. Например, Центром прибыли может являться как Управление по работе с клиентами, так и кредитный отдел. При этом они могут иметь различный состав доходных статей. Также выделяются Центры финансовой ответственности, включающие в себя функции как Центров прибыли, так и Центров затрат. Ими могут быть достаточно самостоятельные филиалы банка или специализированные проекты. Под Центрами финансирования или Центрами финансового управления обычно понимают Казначейство общества.

Бюджетный план, состоящий из статей доходов и расходов, является составной частью управленческого плана счетов. Состав статей бюджетного плана отражает взгляд руководства общества на то, какие показатели деятельности Общества должны быть подвержены планированию и контролю. Обычно основой для разработки бюджетного плана в обществах является Форма N102, содержащая широкий перечень статей доходов и расходов, а также статей по распоряжения прибылью или компенсации убытков.

Финансовый план или платежный календарь, разработка которого является завершающей стадией бюджетного планирования. В процессе разработки финансового плана (платежного календаря) выполняется агрегация значений бюджетных строк с однородными финансовыми инструментами в пределах планируемого бюджетного периода. Платежный календарь в свою очередь является исходной информацией для выполнения работ по управлению финансами, поскольку содержит в себе информацию о движении средств в разрезе финансовых инструментов, а не в разрезе статей доходов и расходов.

Традиционная технология бюджетирования ориентируется в первую очередь на финансовое описание деятельности Общества. Различаются работы по постановке технологии бюджетирования и работы по ее исполнению:

Постановка системы бюджетирования начинается с построения финансовой структуры Общества и разработки плана статей доходов и расходов. Затем те или иные статьи доходов и расходов закрепляются за ответственными специалистами и руководителями, которые заполняют их при планировании и учете. Консолидация бюджетных планов требуется в случае применения иерархической финансовой структуры Общества. Таким образом определяется состав участников процесса бюджетирования и распределяются их роли в этом процессе.

Выделение прямых и косвенных затрат, постоянных и переменных доходов и расходов является важным элементом технологии бюджетирования. Результатом этой работы является группировка статей доходов и расходов, обусловленная не целями планирования и контроля, а определяемая применением сходных технологий планирования и учета. Например, доходы от расчетного или кассового обслуживания, комиссии от обслуживания кредитных карт во многом подвержены поведению клиентуры Общества и являются переменными или условно постоянными статьями. В этом случае более применимы статистические методы планирования, базирующиеся на обработке исторических данных обслуживания клиентов. В свою очередь, затраты на аренду помещений, охрану и коммунальные услуги являются постоянными и планирование их целесообразно выполнять на основании заключенных договоров. Доходы от кредитования или работы с векселями являются прямыми доходами соответствующих Центров прибыли. При их планировании необходимо учитывать интегрируемую оценку риска, которая в бюджете может быть трансформирована в набор бюджетных планов, отражающих различные варианты развития событий (примеры планов: оптимистичный, пессимистичный, оптимальный).

Полный состав этапов при выполнении бюджетирования представлен в виде планирования, учета, контроля исполнения и анализа бюджета. В простейшем случае руководители обходятся учетом фактического исполнения и анализом бюджета.

Традиционные понятия и технологии бюджетирования ориентированы на финансовое выражение бизнеса Общества в целом. При этом для планирования и учете значений статей бюджета используются такие понятия, как договора, заявки на приобретение техники, может выполняться нормирование труда сотрудников, учитывается сезонность востребованности обществаовских услуг. То есть используются понятия, не относящиеся напрямую к задаче финансового планирования.

 


Заключение

 

Главные цели деятельности ОАО "РЖД" - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в области грузовых и пассажирских перевозок, работ и услуг, оказываемых железнодорожным транспортом как внутри России, так и на международном рынке, а также извлечение прибыли.

Имущество предприятия представлено в значительно большей степени внеоборотными активами, которые составляют более 90% от всего имущества на протяжении анализируемых лет. Можно сказать, что если бы ОАО "РЖД" не была монополией, которую поддерживает государство, то следовало бы рассматривать решения о существовании вплоть до ликвидации организации. Показатели 2008 - 2010 гг. значительно хуже предыдущих годов, что говорит о влиянии неблагоприятной финансовой обстановке в мире на данном промежутке.

Устойчивость финансового состояния организации может быть повышена путем:

- Обоснованное уменьшение запасов и затрат;

- Усовершенствовать структуру управления;

- изыскивать резервы по снижению затрат на производство;

- осваивать новые методы и технику.

- активно заниматься планированием и прогнозированием управления финансов предприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: