Максимальная продолжительность жизни разных видов позвоночных




ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Часть 1

Ответом к заданиям 1-21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочета­ние). Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

1. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозна­ченный на схеме знаком вопроса

 

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Наука экология занимается изучением

1) взаимодействия организмов между собой

2) химического состава живых организмов

3) влияния загрязнения окружающей среды на живые организмы

4) эмбрионального развития организмов

5) круговорота в природе химических элементов, осуществляемого при участии живых организмов

6) наследственности и изменчивости организмов

3. В соматической клетке ежа 96 хромосом. Какой набор хромосом имеют половые клетки этого животного? В ответе запишите только количество хромосом.

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Цитоплазма выполняет в клетке функции

1) дыхательного и энергетического центра

2) внутренней среды клетки

3) месторасположения ядра и органоидов

4) передачи наследственной информации

5) связи между ядром и рибосомами

6) расщепления белков, жиров и нуклеиновых кислот

5. Установите соответствие между характеристикой и типом деления клеток.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИП ДЕЛЕНИЯ КЛЕТКИ

A) между гомологичными хромосомами 1) митоз

происходит обмен генами 2) мейоз

Б) образуются дочерние клетки, идентичные материнской

B) деление лежит в основе почкования кишечнополостных животных

Г) деление лежит в основе вегетативного размножения

Д) гомологичные хромосомы отходят к разным полюсам клетки

Е) гомологичные хромосомы конъюгируют друг с другом

6. Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках амебы на подготовительном этапе энергетического обмена, в процессе гликолиза и в процессе дыхания при окислении фрагмента молекулы гликогена, состоящего из 12 остатков глюкозы?

Ответ запишите в виде последовательности цифр, в порядке их убывания

7. Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме трех, используются для описания особенностей модификационной изменчивости. Найдите три характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) затрагивается большинство особей в популяции

2) обладает адаптивностью — способствует приспособлению к условиям среды

3) приводит к изменению генов

4) изменяется структура гетеросом

5) является кратковременной

6) происходит уменьшение числа хромосом

8. Установите соответствие между зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, и структурами организма, которые из них развиваются. К каждой пози­ции, данной в первом столбце, подберите соответствующую

 

 

 

СТРУКТУРЫОРГАНИЗМА ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ

А) эпителий рта и прямой кишки 1) эктодерма

Б) спинной мозг 2) энтодерма

В) эпителий дыхательных путей

Г) эпителий мочеполовой системы

Д) палочки и колбочки сетчатки глаза

9.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для низших растений характерны следующие признаки:

1) имеют вегетативные и генеративные органы

2) тело представляет собой таллом, или слоевище

3) имеют разнообразные ткани

4) обычно живут в водной среде

5) включают одноклеточные организмы

6) имеют цветки и плоды

10. Установите соответствие между признаком и классом животных.

ПРИЗНАК КЛАСС

A) наличие среднего уха 1) Земноводные

Б) отсутствие ребер 2) Рыбы

B) наличие чешуи

Г) наличие конечностей

Д) двухкамерное сердце

Е) отсутствие легких

11. Установите, в какой последовательности происходит процесс репликации ДНК. Запи­шите соответствующую последовательность цифр.

1) образование двух молекул ДНК из одной

2) присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов

3) воздействие фермента ДНК-полимераза на нуклеотиды

4) раскручивание молекулы ДНК

12. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Функциями белков в организме человека являются

1) строительная 2) передача наследственных признаков 3) защитная 4) запасающая 5) хранение генетической информации 6) ферментативно-каталитическая

13. Установите соответствие между признаком желез и их типом.

ПРИЗНАК ТИП ЖЕЛЕЗ

А) выделяют гормоны 1) внешней секреции

Б) имеют выводные протоки 2) внутренней секреции

В) выделяют секрет в кровь

Г) не выделяют гормоны

Д) выводные протоки отсутствуют

Е) выделяют секрет в полости или на поверхность тела

14. Установите последовательность передачи звуковых колебаний к рецепторам органа слу­ха. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) барабанная перепонка 2) жидкость в улитке 2) рецепторы органа слуха 4) наружное ухо 5) слуховые косточки 6) перепонка овального окна

15. Известно, что подсолнечник масличный — важнейшее пищевое, кормовое, техническое растение. Прочитайте текст. Выберите из приведенного текста три предложения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Подсолнечник является однолетним травянистым растением. 2) Родина подсолнеч­ника — Мексика, где его называли «цветком солнца». Поэтому подсолнечник теплолю­бивая культура и сеять его нужно весной, когда почва прогреется до 8-12 °С. 3) Соцве­тие подсолнечника — корзинка, плод — семянка. 4) Подсолнечное масло идет в пищу, на изготовление маргарина, из тертых семян получают халву. 5) Из стеблей и листьев подсолнечника производят силос и сенаж — корма для травоядных животных. Так же используют жмых, остающийся после выжимания масла. 6) Из подсолнечника можно делать бумагу, мыло, лакокрасочные материалы.

16.Укажите соответствие между направлением эволюции и его характерными признаками.

ПРИЗНАК НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

А) уменьшение численности особей 1) биологический прогресс

Б) сужение ареала 2) биологический регресс

В) расширение ареала

Г) увеличение численности особей

Д) увеличение внутрипопуляционной изменчивости

Е) вымирание видов, родов, семейств

17. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Стабилизирующий отбор, в отличие от движущего

1) характерен для меняющихся условий среды

2) благоприятствует организмам с новыми признаками

3) приводит к гибели организмов, отклоняющихся от нормы

4) приводит к гибели организмов, соответствующих норме

5) характерен для постоянных условий среды

6) благоприятствует организмам с признаками, соответствующими норме

18. Установите соответствие между примерами экологических факторов и типом, к которо­му они относятся.

ПРИЗНАК ТИП ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА

А) поднятие уровня Мирового океана 1) биотический

Б) эпидемия сибирской язвы 2) абиотический

В) истребление воронами городских голубей

Г) пыльные бури в Африке

Д) повышение сейсмической активности земной коры

Е) наличие хищников и конкурентов

19. Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с усвоения неорганического углерода. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) образование углекислого газа в процессе дыхания

2) образование крахмала в клетках растений

3) образование в клетках растений глюкозы

4) поглощение углекислого газа в процессе фотосинтеза

5) использование органических веществ в процессе питания

20. Проанализируйте таблицу «Части клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Части клетки

Объект Расположение Функции
(А) ядро Хранение и передача наследственной информации
Хлоропласт (Б) Осуществляет фотосинтез
ЭПС цитоплазма (В)

Список терминов:

1) комплекс Гольджи

2) ДНК

3) кариоплазма

4) цитоплазма

5) биосинтез белка

6) транспорт веществ

7) клеточный центр

21. Изучите таблицу «Максимальная продолжительность жизни разных видов позвоноч­ных». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании получен­ных результатов.

Максимальная продолжительность жизни разных видов позвоночных

 

 

Класс животных Вид Максимальная
продолжительность жизни (годы)
Млекопитающие Африканский слон  
  Белка  
  Домовая мышь  
  Собака  
  Человек  
  Шимпанзе  
Птицы Голубь  
  Колибри  
  Ласточка  
  Лебедь  
Пресмыкающиеся Галапагосская черепаха  
  Нильский крокодил  
  Прыткая ящерица 8-10
Рыбы Гуппи  
  Карась  
  Осетр  
  Сом  

 

 

Утверждения:

1) Наименьшую продолжительность жизни из представленных в таблице млекопитаю­щих имеет голубь.

2) Наибольшую продолжительность жизни из представленных в таблице пресмыкаю­щихся имеет галапагосская черепаха.

3) Наибольшую продолжительность жизни из представленных в таблице рыб имеет осетр.

4) Сом является самым долгоживущим пресмыкающимся.

5) Наименьшую продолжительность жизни из представленных в таблице пресмыкаю­щихся имеет нильский крокодил.

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (22-28) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

22. Почему плодовые растения (яблони, груши, персики) при размножении с помощью се­мян теряют полезные для человека признаки?

23. Какой видоизмененный побег изображен на рисунке? Назовите его части, обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4, и функции, которые они выполняют.

 

 

24. Найдите ошибки в приведенном тексте. исправьте их.

1. К хрящевым рыбам относятся норвежская сельдь и тихоокеанский лосось. 2. Хря­щевые рыбы не имеют жаберных крышек. 3. Скелет хрящевых рыб целиком костный. 4. Характерным органом хрящевых рыб является плавательный пузырь. 5. Чешуя у хрящевых рыб — плакоидная (зубовидная).

25. Перечислите основные признаки цветковых растений, по которым их выделяют в отдельную систематическую группу.

26.Первое место среди пушных зверей, добываемых в нашей стране, занимает белка. Какие изменениябиотических факторовмогут привестикувеличению численности популяции белок?

27. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК. Определите последовательность нуклеотидов в молекуле тРНК, если последовательность нуклеотидов фрагмента цепи ДНК: ЦЦАГТАЦГТАГГАЦТ. Определите кодон иРНК, к которому присоединяется эта тРНК, и аминокислоту, переносимую этой тРНК, если известно, что третий триплет ДНК шифрует ее антикодон.

28. У каракулевых овец признак «длинные уши» (А) неполно доминирует над признаком «безухость»,а серая окраска шерсти(В)полностью доминирует над чёрной.Гены не сцеплены.

В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель ягнят, так как у них недоразвит желудок и они погибают при переходе на питание травой. Какое жизнеспособное потомство и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания двух дигетерозиготных животных? Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

-------------------------------

1) 27. Последовательность нуклеотидов фрагмента цепи ДНК: ЦЦАГТАЦГТАГГЦЦА. Опреде­лите последовательность нуклеотидов в иРНК, аминокислот в полипептидной цепи. Что произойдет в полипептиде, если в результате мутации во фрагменте гена выпадет пер­вый и третий триплет нуклеотидов?

28. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Рыжая окраска определяет­ся ХЬ, а черная ХВ, гетерозиготные особи имеют черепаховую окраску.

В первом скрещивании рыжей кошки с длинной (А) шерстью и рыжего короткошерст­ного кота получилось потомство с рыжей короткой шерстью и рыжей длинной шер­стью. Во втором скрещивании кошки с короткой рыжей шерстью и кота с черной длинной шерстью в потомстве получилось расщепление по фенотипу в соотношении 1:1:1:1. Составьте схемы скрещивания, определите генотипы и фенотипы всех особей в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в первом скрещива­нии?

 

2) 27. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ATАГЦТГААТ\Г Определите последовательность нуклеотидов в иРНК, антикодоны соответств тРНК и последовательность аминокислот в молекуле белка, используя таблицу генетического кода.

28. Красная окраска у плода земляники (А) неполно доминирует над белой, а нормальная чашечка (В) неполно доминирует над листовидной. Гены располагаются в разных хро­мосомах. Определите тип скрещивания, генотипы родителей и фенотипы потомства, полученного от скрещивания растения земляники с белыми плодами и нормальной ча­шечкой с растением розовыми плодами и промежуточной чашечкой.Составьте схему решения задачи.

 

3) 27. Последовательность нуклеотидов фрагмента цепи ДНК: ЦЦАГТАЦГТАГГАЦТ. Опре­делите последовательность нуклеотидов в иРНК, антикодоны тРНК и последователь­ность аминокислот во фрагменте молекулы белка, используя таблицу генетического кода.

28. Фенилкетонурия (ФКУ) — заболевание, связанное с нарушением обмена веществ (а), и альбинизм (в) наследуются как рецессивные аутосомные не сцепленные признаки. В семье мать и отец дигетерозиготны по генам альбинизма и ФКУ. Определите генотипы родителей. Составьте схему скрещивания, генотипы и фенотипы возможного потомства и вероятность рождения детей-альбиносов, больных ФКУ. Какой закон наследственно­сти проявляется в данном случае?

 

4) 27. Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках эукариот на подготовительном этапе энергетического обмена (в процессе гликолиза и в процессе дыхания) в процессе окисления фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 400 остатков глюкозы? Сколько АТФ образуется при полном окислении ЭТОГО фрагмента крахмала?

28. У человека группы крови систем АВО контролируются тремя аллелями одного гена — JO; J A, JB. Они формируют шесть генотипов JO J0 — первая группа, J A J0 или J А JA — вторая группа, JB J0 или JB JB — третья группа и JA JB — четвертая. Положи­тельный резус-фактор R доминирует над отрицательным г. У матери четвертая группа крови (JA JB) и положительный резус (гомозигота), а у отца вторая (JA J0) и отрица­тельный резус.

Определите генотип родителей, возможные группы крови, резус-фактор и генотип по­томков. Какова вероятность наследования ребенком группы крови матери и положи­тельного резус-фактора? Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

 

5) 27. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК. Определите последовательность нуклеотидов в молекуле тРНК, если последовательность нуклеотидов фрагмента цепи ДНК: ЦЦАГТАЦГТАГГАЦТ. Определите код он иРНК, к которому присоединяется эта тРНК, и аминокислоту, переносимую этой тРНК, если известно, что третий триплет ДНК шифрует ее антикодон. Для выполнения задания используйте таблицу генетиче­ского кода.

28. При скрещивании растения арбуза с круглыми полосатыми плодами с растением, имеющим длинные полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. При скрещивании растения арбуза с круглыми зелеными плодами с растением, имею­щим длинные полосатые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. Составьте схему решения задачи. Определите доми­нантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза. Как называется такое скрещивание и для чего его проводят?

 

6) 27. Белок состоит из 240 аминокислот. Установите число нуклеотидов участков молекул иРНК и ДНК, кодирующих данные аминокислоты, и общее число молекул тРНК, кото­рые необходимы для переноса этих аминокислот к месту синтеза белка. Ответ поясни­те.

28. У человека ген дальтонизма рецессивен (d) и сцеплен с Х-хромосомой. Ген дальнозор­кости (А) доминантен по отношению к гену нормального зрения. Дальнозоркая женщи­на, не страдающая дальтонизмом, отец которой был дальтоником, но хорошо видел вблизи, выходит замуж за мужчину с нормальным зрением и не страдающим цветовой слепотой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возмож­ного потомства и вероятность в этой семье дальнозорких детей-дальтоников и их пол. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

 

7) 27. Фрагмент цепи иРНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: АААУУАЦ-ГУЦЦАГУГ. Определите последовательность нуклеотидов на ДНК, антикодоны соответ­ствующих тРНК и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка, ис­пользуя таблицу генетического кода.

28. У человека группы крови систем АВО контролируются тремя аллелями одного гена — JO, JA, JB. Они формируют шесть генотипов JO J0 — первая группа, JA J0 или JA JA — вторая группа, JB J0 или JB JB — третья группа и JAJB — четвертая. Может ли от брака голубоглазой (а) женщины с первой группой крови и кареглазого (А) мужчины с четвертой группой крови, мать которого имела голубые глаза, родиться ребенок с го­лубыми глазами и второй группой крови? Определите генотипы родителей и потомков. Составьте схему скрещивания. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

 

8) 27. В результате мутации во фрагменте молекулы белка аминокислота метионин замени­лась на лизин. Определите аминокислотный состав фрагмента нормального и мутиро­ванного белка. Определите фрагмент мутированной иРНК, если в норме иРНК имеет последовательность: УУАЦУЦАУГЦЦЦГЦА. Ответ поясните.

28. У человека ген альбинизма (а) наследуется как рецессивный аутосомный признак, а ген гемофилии (несвертываемости крови) — рецессивный признак — сцеплен с Х-хромосомой. Женщина-альбинос, отец которой страдал гемофилией, выходит замуж за мужчину-альбиноса-гемофилика. Определите генотипы родителей и возможного по­томства. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность рождения в этой се­мье здоровых детей-альбиносов. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

 

9) 27. У одноклеточной зеленой водоросли хламидомонады преобладающим поколением явля­ется гаметофит. Определите хромосомный набор гамет хламидомонады и ее спор. Из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются споры хламидомона­ды? Из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются гаметы хла­мидомонады при половом размножении? Ответ поясните.

28. Скрещивались две породы тутового шелкопряда, которые отличались двумя признака­ми: полосатые гусеницы плели белые коконы, а одноцветные гусеницы плели желтые коконы. В поколении F1 все гусеницы были полосатые и плетущие желтые коконы. В поколении F2 наблюдалось расщепление:

3117 — полосатые гусеницы, плетущие желтые коконы,

1067 — полосатые гусеницы с белыми коконами,

1049 — одноцветные с желтыми коконами,

351 — одноцветные с белыми коконами.

Определите генотипы исходных форм и потомства F1 и F2.

 

10) 27. В результате мутации во фрагменте молекулы белка аминокислота глутамин замени­лась на аспарагин. Определите аминокислотный состав фрагмента нормального и мути­рованного белка. Определите и фрагмент мутированной иРНК, если в норме иРНК име­ет последовательность: ЦУАГААЦААГГЦУАУ. Ответ поясните. Для решения используйте таблицу генетического кода.

28. При скрещивании двух сортов томатов с красными шаровидными и желтыми груше­видными плодами в первом поколении все плоды получились шаровидные и красные. Определите генотипы родителей, гибридов 1 поколения и соотношение фенотипов 2 поколения.

 

11) 27. Хромосомный набор соматических клеток ячменя равен 14. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядрах (клетках) семязачатка в анафазе мейоза I и в кон­це телофазы мейоза I. Объясните все полученные результаты.

28. Известно, что у кукурузы коричневая окраска семян (А) доминирует над белой (а), а гладкая форма семян (В) над морщинистой (Ь). При скрещивании растения с коричне­выми гладкими семенами с растением с белыми морщинистыми семенами было получено 8005 коричневых гладких семян, 7997 белых морщинистых семян, 797 коричневых морщинистых семян, 803 белых гладких семени. Составьте схему решения задачи. Опре­делите, в результате какого процесса произошло появление коричневых морщинистых и белых гладких семян. Определите генотипы родителей, а также генотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены.

 

12) 27. Хромосомный набор соматической клетки растения равен 24. Определите хромосомный набор и количество молекул ДНК в клетках семязачатка в метафазе мейоза I и в мета-фазе мейоза П. Полученные результаты объясните.

28. У человека ген альбинизма (а) наследуется как рецессивный аутосомный признак, а ген гемофилии (несвертываемости крови) — рецессивный признак — сцеплен с Х-хромосомой. Женщина-альбинос, отец которой страдал гемофилией, выходит замуж за здорового мужчину не альбиноса, гетерозиготного по признаку альбинизма. Опреде­лите генотипы родителей и возможного потомства. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей не альбиносов.

 

13) 27. В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы тРНК с антикодонами ЦГА, АГА, ГЦА, УЦЦ, ЦГЦ. Определите аминокислотную последователь­ность синтезируемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК, в которой закодирована информация о первич­ной структуре фрагмента белка. Объясните последовательность ваших действий.

28. У человека ген карих глаз (А) доминирует над голубым цветом глаз, а ген цветовой слепоты — дальтонизм — рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Карегла­зая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цве­товой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Оп­ределите генотипы родителей и возможного потомства. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами, определите их пол.

 

14) 27. Белок состоит из 220 аминокислот. Установите число нуклеотидов участков молекул иРНК и ДНК, кодирующих данные аминокислоты, и общее число молекул тРНК, кото­рые необходимы для переноса этих аминокислот к месту синтеза белка. Ответ поясните.

28. У кроликов серая окраска тела доминирует над черной, а мохнатая шерсть над глад­кой. Черную гладкошерстную самку скрестили с дигетерозиготным самцом. Укажите генотипы родителей и генотипы и фенотипы гибридов первого поколения. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

 

15)27. Какой хромосомный набор характерен для спор и гамет растения кукушкин лен? Объ­ясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

28. Известно, что ген В, отвечающий за серую окраску тела у мух дрозофил, доминирует над геном Ь, отвечающим за черную окраску. Ген длинных крыльев V доминирует над геном v, отвечающим за появление коротких крыльев. Также известно, что гены, отве­чающие за окраску тела и длину крыльев, находятся в одной хромосоме.

В результате скрещивания серой короткокрылой мухи с черным длиннокрылым самцом получили потомство, все особи которого имели серую окраску и длинные крылья. Для определения генотипа потомства было проведено анализирующее скрещивание. Со­ставьте схемы обоих скрещиваний. Определите генотипы и фенотипы потомства в пер­вом и втором скрещивании, если известно, что кроссинговера в них не происходило.

 

16) 27. Последовательность нуклеотидов фрагмента цепи иРНК: АЦГЦУАГАУГУАЦУА. Опре­делите последовательность нуклеотидов в ДНК, антикодоны соответствующих тРНК и аминокислотную последовательность во фрагменте молекулы белка

28. У дрозофилы цвет тела определяется аутосомным геном, ген размера глаз расположен на Х-хромосоме. У дрозофил гетерогаметным полом является мужской. При скрещива­нии самок дрозофилы с серым телом и нормальными глазами и черных самцов с ма­ленькими глазами все потомство имело серое тело и нормальные глаза. Получившихся в первом поколении самок скрестили с исходной родительской особью. Составьте схемы первого и второго скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства. Какие законы действуют в скрещиваниях? Какая часть женских особей от всего возможного потомства во втором скрещивании сходна с исходной женской особью из первого скрещивания по фенотипу? Укажите их генотипы.

 

17) 27. Какой хромосомный набор характерен для клеток заростка и клеток листьев папорот­ника орляка? Объясните, из каких исходных клеток и в результате каких делений об­разуются эти клетки.

28. У львиного зева красная окраска цветка (А) неполно доминирует над белой. Гибридное растение имеет розовую окраску. Узкие листья (В) неполно доминируют над широкими. У гибридов листья имеют среднюю ширину. Гены располагаются в разных хромосомах.

Какое потомство получится от скрещивания растения с красными цветками и средними листьями с растением, имеющим розовые цветки и средние листья? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и фенотипы потомства от этого скрещивания. Со­ставьте схему решения задачи.

 

18) 27. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК. Определите последовательность нуклеотидов в молекуле тРНК, если последовательность нуклеотидов фрагмента цепи ДНК: АТГЦАТГЦАТГЦАТА. Определите кодон иРНК, к которому присоединяется эта тРНК, и аминокислоту, переносимую этой тРНК, если известно, что третий триплет ДНК шифрует ее антикодон. Для выполнения задания используйте таблицу генетиче­ского кода.

28. Скрещивали дигетерозиготную самку полевой мыши с серой окраской тела и укорочен­ным хвостом с самцом бурой окраски с укороченным хвостом. Известно, что у полевых мышей длина хвоста контролируется геном, который в доминантном гомозиготном со­стоянии обеспечивает развитие хвоста нормальной длины, в гетерозиготном состоя­нии — укороченного хвоста, а в гомозиготном рецессивном — гибель мышей в эмбрио­нальном периоде развития. Составьте схему скрещивания, определите генотипы исходных особей, генотипы и фенотипы потомства. Какое расщепление по фенотипу получится в этом скрещивании? Какой закон наследственности проявляется в скрещи­вании? Ответ поясните.

 

19) 27. Фрагмент цепи иРНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦУГГАЦ-ЦАУУГГАУГ. Определите последовательность нуклеотидов на ДНК, антикодоны соот­ветствующих тРНК и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка, используя таблицу генетического кода.

28. Хохлатого зеленого самца канарейки скрестили с хохлатой коричневой самкой. В ре­зультате получилось потомство: один хохлатый коричневый самец, один коричневый самец без хохолка и две хохлатые зеленые самки. Составьте схему скрещивания, если известно, что у канареек зеленая окраска обусловлена наличием сцепленного с полом доминантного гена. Наличие хохолка зависит от доминантного аутосомного гена (А), а отсутствие — от рецессивного (а). Какие законы наследственности проявляются в дан­ном случае?

 

Вирус гриппа относится к группе РНК-содержащих вирусов. Фрагмент одной из нуклеиновых кислот вируса гриппа имеет следующий нуклеотидный состав: -АЦААЦАЦАЦУЦЦУГ-ГАУГЦЦЦААААГА-. Определите аминокислотный состав фрагмента молекулы белка вируса. У РНК-содержащих виру­сов вначале идёт процесс обратной транскрипции — синтез ДНК (две цепи) на матрице РНК-вируса, а далее синтезиру­ется и-РНК по второй цепи ДНК. Затем синтезируется белок. Ответ поясните.

По родословной человека установите характер наследования предрасположенности к кариесу (доминантный или рецессив­ный, сцеплен или не сцеплен с полом) и обоснуйте его. Опре­делите генотипы родителей и потомков F, (1, 2, 3, 4, 5).

 

 

По изображённой на рисунке родословной человека опре­делите и объясните характер наследования признака (доми­нантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 1, 2,4, 8 и 9. Объясните фор­мирование этих генотипов.

 

По родословной человека, представленной на рисунке, установите характер наследования признака «маленькие глаза», выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом). Определите генотипы родителей и потомков F1 (1, 2, 3, 4, 5).

28. При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (а) растения с грушевидными плодами (р) в потомстве получено расщепление по фенотипу: 12 растений высоких с округлыми плодами; 39 — высоких с грушевидными плодами; 40 — карликовых с округлыми плодами; 14 — карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

 

27. Какой хромосомный набор характерен для клеток восьмиядерного зародышевого мешка и зародышевой почечки семени пшеницы? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

28. У мышей гены окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длинный хвост (В) развивается только у гомозигот, короткий хвост развивается у гетерозигот. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста, в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов.

При скрещивании самок мышей с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, длинным хвостом получено 50 % особей с чёрной шерстью и длинным хвостом, 50% — с чёрной шерстью и коротким хвостом. Во втором случае скрестили полученную самку с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, соотношение фенотипов во втором скрещивании. Объясните причину полученного фенотипического расщепления во втором скрещивании.

 

27. Какой хромосомный набор характерен для клеток спороносных побегов и заростка плауна?Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

28. У канареек наличие хохолка — аутосомный ген, ген окраски оперения сцеплен с Х-хромосомой. Гетерогаметным у птиц является женский пол. Хохлатую коричневую самку канарейки скрестили с хохлатым (А) зелёным (В) самцом, в результате получилось потомство: хохлатые коричневые самцы, коричневые самцы без хохолка, хохлатые зелёные самки, коричневые самки без хохолка. Получившихся коричневых самцов без хохолка скрестили с получившимися гетерозиготными хохлатыми зелёными самками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.

 

27. У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор зооспоры и гамет хламидомонады. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки при половом размножении.

28. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми неокрашенными семенами все гибриды первого поколения имели гладкие окрашенные семена. От анализирующего скрещивания гибридов Fj получено: 3800 растений с гладкими окрашенными семенами; 150 — с морщинистыми окрашенными; 4010 — с морщинистыми неокрашенными; 149 — с гладкими неокрашенными. Определите генотипы родителей и потомства, полученного в результате первого и анализирующего скрещиваний. Составьте схему решения задачи. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в анализирующем скрещивании.

 

27. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор мха кукушкин лён? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

28. У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма — d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец — с нормальным слухом (гомозиготен) и дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.

 

27. Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство числа и формы хромосом во всех клетках организмов из поколения в поколение.

28. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, ребёнка, фенотипы и генотипы других возможных детей. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо. Какой закон наследственности в данном случае?

 

28. По изображённой на рисунке родословной установите характер наследования признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), и обоснуйте его. Определите генотипы родителей 1, 2, 3 и 4, потомков 5, 6, 7 и 8. Установите вероятность рождения у мужчины 7 ребёнка с признаком, выделенным на рисунке родословной чёрным цветом, если он женится на женщине с этим признаком.

 

28. По изображённой на рисунке родословной установите характер наследования признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), и обоснуйте его. Определите генотипы родителей 1 и 2, потомков 3,4,5,6,7и8. Установите вероятность рождения у родителей 4 и 5 ребёнка с признаком, выделенным на рисунке родословной чёрным цветом.

 

 

27. Определите число хромосом (п) и число молекул ДНК (с) при образовании споры кукушкина льна в начале деления спорогония и после первого деления. Ответ обоснуйте.

28. По изображённой на рисунке родословной установите характер наследования признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), и обоснуйте его. Определите генотипы родителей 1 и 2, потомков 3, 4, 5, 6, 7 и 8. Установите вероятность рождения у родителей 3 и 4 ребёнка с <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: