Защита трудовых прав граждан профессиональными союзами.




ТЕМА 20 ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ

 

Основные вопросы темы:

 

Понятие защиты трудовых прав работников и ее формы.

Система и компетенция государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Федеральная инспекция труда: понятие, структура, полномочия.

Защита трудовых прав граждан профессиональными союзами.

4. Самозащита работниками трудовых прав.

 

1. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Кроме того, такие обязанности не только провозглашаются, но и гарантируются Основным законом государства, предоставляя каждому гражданину право на защиту своих прав и свобод всеми, не запрещенными законом способами.

Государственно-принудительный механизм защиты права используется только в том случае, если сторона, нарушившая чьи-либо права, добровольно их не восстанавливает, либо препятствует этому, либо не исполняет добровольно своей обязанности.

В целях реализации конституционных положений ТК РФ (ст. 352) устанавливает следующие способы защиты трудовых прав работников:

 

1. государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, который осуществляется системой специально предназначенных для этого государственных органов;

2. защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

3. самозащита работниками трудовых прав;

4. судебная защита.

 

 

2. Конституционное право на защиту трудовых прав работников государство осуществляет посредством создания и регулирования деятельности специальных органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Систему таких органов можно классифицировать следующим образом:

1. органы, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ – органы Федеральной инспекции труда;

2. государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности (наряду с органами Федеральной инспекции труда) – федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности;

3. внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления;

4. государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, – Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

 

Федеральная инспекция труда – единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации. Такая система представляет собой совокупность государственных инспекций субъектов РФ в соответствии с территориальным делением государства.

Структура Федеральной инспекции труда. Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, – главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководители государственных инспекций труда в субъектах Федерации назначаются на должность и освобождаются от нее главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

Непосредственную деятельность по проведению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на всей территории России осуществляют государственные инспекторы труда.

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих правомочий являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону (ст. 359 ТК).

 

Основными полномочиями Федеральной инспекции труда (ст. 356 ТК РФ) являются:

 

1) осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Такой контроль осуществляется посредством проведения проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

2) анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений. Результатом анализа должны стать меры по устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

3) осуществление в соответствии с законодательством РФ рассмотрения дел об административных правонарушениях;

4) направление в установленном порядке соответствующей информации в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

5) реализация мероприятий по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

6) проведение предупредительного надзора за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;

7) осуществление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

8) обобщение практики применения, анализ причин нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подготовка соответствующих предложений по их совершенствованию;

9) анализ состояния и причин производственного травматизма и разработка предложений по его профилактике, принятие участия в расследовании несчастных случаев на производстве или проведение такого расследования самостоятельно;

10) выдача заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассмотрение и согласование проектов отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;

11) участие в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

12) принятие необходимых мер по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получение информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

13) запрос у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов

и других организаций и безвозмездное получение от них информации, необходимой для выполнения возложенных на них задач;

14) проведение приема и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

15) осуществление информирования и консультирования работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

16) информирование общественности о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведение разъяснительной работы о трудовых правах работников;

17) подготовка и публикация ежегодных докладов о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и представление их в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ;

18) осуществление надзора и контроля за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.

 

Исходя из того, что ограничение прав и свобод возможно только на основании федерального закона, ТК РФ в ст. 357 устанавливает основные права государственных инспекторов труда:

1) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;

2) запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

3) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

4) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

5) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

6) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

7) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

8) запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или деклараций о соответствии либо не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

9) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

10) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

 

Государственные инспекторы труда обладают достаточными полномочиями и в сфере разрешения трудовых споров. Так, в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Иные органы государственного надзора и контроля:

1) Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности;

2) Государственный энергетический надзор;

3) Государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

4) Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности.

 

 

3. Согласно ст. 2 Закона о профсоюзах, профессиональные союзы представляют собой добровольные общественные объединения граждан, связанные общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Таким образом, функция защиты социально-трудовых прав и интересов работников предусмотрена самой природой этой общественной организации и может осуществляться двумя способами:

1) в виде учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при принятии локального нормативного акта, затрагивающего права работников;

2) учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя.

 

Порядок учета мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ (ст. 372):

1) работодатель в предусмотренных ТК РФ случаях перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового прав и обоснование по нему, в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников;

2) выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме;

3) в случае, если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников в целях достижения взаимоприемлемого решения;

 

4) при недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а выборный орган первичной профсоюзной организации имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном ТК РФ;

5) государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

 

Порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя:

1) основанием для указанной процедуры является увольнение работника по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных п. 2, подп. «б» п. 3

и п. 5 ст. 81 ТК РФ для работников, являющихся членами профессиональных союзов, работодатель направляет в соответствующий выборный профсоюзный орган данной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения;

2) выборный профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос

и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, или немотивированное мнение работодателем не учитывается;

3) в случае, если выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недости-жении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный профсоюзный орган проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула;

4) соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный профсоюзный орган права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя – обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда;

5) работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

Работодатель и другие лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с федеральным законом.

 

 

4. В соответствии с ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами.

В сфере трудовых отношений самозащита работниками своих трудовых прав может проявляться в следующих формах:

1) в форме отказа от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором;

2) отказа от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные ТК РФ, иными законами и другими нормативными правовыми актами;

3) отказа от выполнения работы при задержке выплаты заработной платы на срок свыше 15 дней.

 

В отличие от гражданского законодательства, которое допускает любые соразмерные характеру и содержанию правонарушения меры его пресечения (ст. 14 ГК РФ), ТК РФ предусматривает лишь одну форму самозащиты работников – отказ от выполнения трудовых обязанностей.

Самозащиту трудовых прав работников следует отличать от забастовки, которая представляет собой одну из форм разрешения коллективного трудового спора.

Приостановка работы в целях защиты трудовых прав не прекращает трудового правоотношения (трудовой договор не расторгается), не лишает работника иных прав и не ограничивает сферу их применения.

В то же время работодатель (его представители) не имеет права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав. Преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты трудовых прав запрещается.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: