Различают три вида воздействия цвета на человека: физическое, оптическое и эмоциональное.
При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека. Объективное воздействие цвета подтверждено экспериментальным путем и зависит от
¾ количества цвета,
¾ качества цвета,
¾ время воздействия,
¾ особенностей нервной системы,
¾ возраста,
¾ пола и других факторов.
Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности.
Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы.
Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему.
Красный, желтый, оранжевые цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу.
Группа синего, фиолетового, зеленого напротив для пассивной интроверсии и импульсов обращенных внутрь.
Оранжевый и красный цвета, возбуждая попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что эти активные цвета часто называют "кричащими".
Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.
Основные цвета имеют следующие характеристики:
¾ Желто-коричневый цвет кажется сухим,
¾ зеленовато-синий - влажным,
¾ розовый - слащавым,
¾ красный - теплым,
¾ оранжевый - кричащим,
¾ фиолетовый - тяжелым,
¾ желтый - легким.
Это действие цвета нельзя объяснить ассоциациями. Оно вызвано синестезией, т.е. возбуждением одного органа чувств при раздражении другого. Ниже приводятся основные характеристики кажущегося воздействия цветов.
|
Белый | легкий | |||
Желтый | легкий | теплый | сухой | |
Оранжевый | теплый | сухой | кричащий, громкий | |
Красный | тяжелый | теплый | сухой | кричащий, громкий |
Фиолетовый | тяжелый | |||
Синий | тяжелый | холодный | влажный | тихий, спокойный |
Зеленый | прохладный | влажный | спокойный | |
Голубой | легкий | влажный | тихий, спокойный | |
Коричневый | тяжелый | теплый | влажный | |
Черный | тяжелый | сухой |
Оптическое воздействие цвета
К этому воздействию относятся иллюзии или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов.
Рассматривая оптические явления цвета, все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синий, т.к. в основном цвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к какой-нибудь из этих групп. Исключение составляет зеленый цвет.
Светлые цвета, например белый или желтый создают эффект иррадации, они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности.
Для примера, если через щель дощатой стены проникает луч света, то щель кажется шире, чем в действительности. Когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви эти кажутся более тонкими, чем обычно (см. рисунок).
Это явление играют существенную роль при конструировании шрифтов.
В то время, как, например, буквы E и F сохраняют свою полную высоту, высота таких букв как O и G, несколько уменьшаются, еще больше уменьшаются из-за острых окончаний буквы A и V. Эти буквы кажутся ниже общей высоты строки. Чтобы они казались одинаковой высоты с остальными буквами строки, их уже при разметке выносят несколько вверх или вниз за приделы строки.
|
Эффектом иррадации объясняется и различное впечатление от поверхностей, покрытых поперечными или продольными полосками.
Поле на рисунке слева кажется более низким, чем поле на рисунке справа, так как белый цвет окружающий поля проникает наверху и внизу между полосками и визуально уменьшает высоту поля.
Основные оптические особенности групп красных и синих цветов представлены в таблице.
Красный, желтый, оранжевый | Фиолетовый, синий, голубой |
теплые, тяжелые, материальные, прочные, плоские, фактурные, шероховатые, матовые, расширение распространяемое по горизонтали, подчинены дуге, мягкие, глухие, шумные, низкие | холодные, лёгкие, нематериальные, проницаемые, пространственные, беcфактурные, гладкие, блестящие сжатие, распространение по вертикали, подчинены углу, острые и колючие, звонкие, тихие, высокие |
Желтый цвет зрительно как бы приподнимает поверхность. Она кажется к тому же более обширной из-за эффекта иррадации.
Красный цвет приближается к нам, голубой, наоборот удаляется.
Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, зрительно уменьшаются и устремляются к низу.
Зеленый цвет - наиболее спокойный из всех цветов.
Также нужно отметить центробежное движение желтого цвета и центростремительное синего. Если сделать два круга равной величины и заполнить один желтым, а другой синим (см. рис.), то уже после короткой концентрации на них становится заметным, что желтое лучеиспускает, приобретает движение из центра и почти осязаемо, приближается к человеку. Синее же развивает центростремительное движение (подобно стягивающей себя в свой домик улитке) и удаляется от человека. Первый круг колет глаза, во втором глаз утопает.
|
Это воздействие увеличивается, если к нему добавить различие в светлоте и темноте, т.е. воздействие желтого увеличится при добавлении к нему белого цвета, синего - при утемнении его черным.
При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета. Это влияние очень тесно связанно с оптическими свойствами цвета.
Абсолютно зеленое есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет ни призвука ни радости, ни печали. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей, но может и прискучить со временем. При введении в зеленый цвет желтого цвета он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе, он делается более серьезным, вдумчивым.
С другой стороны, желтый цвет беспокоит человека, колет его, возбуждает. Сравненное с состоянием человеческой души, его можно было бы употребить как красочное выражение безумия, слепого бешенства (желтый цвет Достоевского).
Синее же склонно к углублению. Чем глубже, темнее становится синий цвет тем больше он зовет человека к бесконечному, будит в нем голод к чистоте и сверхчувственному. Очень темное синее дает элемент покоя. Доведенный до приделов черного синий цвет получает призвук печали. Становясь более светлым, синий приобретает равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным, как голубое небо. И становясь светлее все более беззвучный, пока не дойдет до беззвучного покоя - станет белым.
Часто белый цвет определяется как "некраска". Он есть как бы символ мира где исчезают все краски, все материальные свойства. Поэтому и действует белый цвет на нашу психику как молчание. Но это молчание как бы не мертвое, а наоборот полное возможностей.
Черный цвет, наоборот, воздействует как нечто без возможностей, как мертвое пятно, как молчание без будущего.
Равновесии белого и черного рождает серое, естественно серый цвет не может дать ни движения, ни звука. Серое - беззвучно и бездвижно, но эта неподвижность другого характера чем у зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами - желтым и синим. Поэтому серый цвет - это безутешная неподвижность.
Красный цвет, мы воспринимаем как характерно теплый цвет, воздействует внутренне как жизненный, живой, беспокойный цвет не имеющий, однако, легкомыслия желтого. В отличие от желтого красный цвет как бы пылает внутри себя. Но идеально красный цвет очень сильно меняет своё влияние при изменении цвета. При добавлении в красный цвет черного возникает тупое, жесткое, не способное к движению коричневое. В более холодном оттенке красного пропадает активность пламени. Становясь оранжевым красное приобретает лучеиспускание желтого, но постоянно сохраняет серьезность.
Фиолетовый цвет - это как бы охлажденный красный, поэтому он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное.
Выбор предпочтительно (любимого) цвета человеком определяется его характером и зависит, также от социального фактора. На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый - черный. Зависимость выбора предпочтительного цвета от темперамента иллюстрируется на рисунке.
Характер и выразительность цвета может значительно меняться в зависимости от различных ассоциаций. Каждый из нас пытается объяснить эмоциональную характеристику того или иного цвета характером предметов, на которых мы обычно воспринимаем этот цвет. Это очень индивидуальная особенность каждого человека, зависящая от приобретенного им опыта. Установить здесь какие-либо правила очень трудно, но с некоторой вероятностью можно предположить, что красный цвет ассоциируется с огнем и кровью, желтый - с солнцем, синий - с небом, водой, зеленый - с лесом, лугами.
Наконец, существует такое понятие как слышание цвета, т.е. каждому цвету сопоставляется музыкальная нота. Это явление невозможно точно описать для каждого конкретного цвета, но не найдется ни одного человека, который стал бы искать впечатления от ярко-желтого на басовых клавишах рояля.
Русский композитор Александр Скрябин в симфонической поэме «Прометей» включил в состав исполнения световую строку (Luce), предназначавшуюся для световой клавиатуры. Зафиксированные в этой строке эффекты меняющихся красок основаны на предложенной самим автором шкале звуко-цветовых соответствий.