Ориентация помещения по странам света




.

С изменением источника света меняется состав отраженного света, а следовательно, и цвет поверхности.

Наше зрение в силу своей способности приспосабливаться к изменению цветового освещения (эффект цветовой адаптации) не всегда ощущает перемену в соотношении всех цветов в помещении, но будет чувствовать перемену общего цветового колорита помещения, в связи с чем изменится эмоциональное восприятие его.

Известно, какое благоприятное действие оказывает на человека солнце.

Длительная недостаточность солнечного света угнетает, поэтому надо позаботиться о том, чтобы цветовыми средствами компенсировать недостаток теплоты в помещениях, ориентированных на север.

 

Прямой солнечный свет содержит больше красных лучей и меньше зеленых, синих и фиолетовых.

 

Рассеянный свет голубого неба значительно холоднее (голубее) прямого света полуденного солнца, поэтому любая отделка помещения, выходящего окнами на север, будет иметь более холодный оттенок, чем отделка помещения, освещенного с южной стороны.

Помещения, освещенные с северной стороны, окрашивают в более теплые тона, чтобы сгладить впечатление холодности и пасмурности.

В комнатах, обращенных на юг, в окраске должны преобладать холодные цвета, чтобы успокоить яркий для глаз свет солнечных лучей, который не только вредно действует на зрение, но и искажает цветность всех поверхностей в помещении, делая их блеклыми. Казалось бы, что в помещениях, обращенных на юг, целесообразно применять более насыщенные цвета.

Но так как в средней полосе нашей страны пасмурных дней в году больше, чем солнечных, этого делать не следует.

 

Пропорции помещения.

Размеры и пропорции помещений воспринимаются по-разному в зависимости от примененных в интерьере цветов.

Так, стены, окрашенные в тяжелые, плотные цвета, давят, теснят;

стены же, окрашенные в легкие светлые тона, создают впечатление простора и свободы.

 

Иллюзорное приближение или отдаление поверхности зависит также от цветового тона: теплые цвета выступают вперед, а холодные отступают назад.

Поэтому помещения со светло-голубыми стенами кажутся значительно больше, чем с красно-коричневыми. Это свойство цветов целесообразно использовать в излишне затесненных квартирах.

 

Восприятие пропорций помещения связано также с рисунком, фактурой и способами применения отделочных материалов и искусственного освещения.

Чтобы комната казалась просторнее, обои или пленки должны иметь мелкий рисунок с расплывчатым контуром.

При использовании отделочных материалов с крупным и четким рисунком помещение кажется меньше.

Чтобы помещение казалось более высоким, цвет доводят до потолка.

При заметном бордюре высота комнаты зрительно уменьшается, верхняя кромка стены, а с ней и потолок как бы приближаются к человеку.

Панели в жилых квартирах в домах современной постройки обычно не выделяют другим цветом, так как комнаты в этом случае также кажутся ниже.

 

Освещение.

При светлой окраске стен, потолка и пола значительно увеличивается количество отраженного света, а следовательно, и общая освещенность помещения.

Кроме того, большая или более равномерная освещенность достигается при матовой поверхности, так как последняя отражает свет во все стороны, а глянцевая преимущественно в одном направлении.

 

Установлено, что для создания необходимого уровня освещенности в квартире основные отражающие поверхности должны иметь следующие показатели светлоты

(коэффициент отражения, %):

потолок — 75—85,

стены — 50—70,

пол — 20—40.

 

При недостаточной освещенности помещений резко снижается насыщенность цветов, причем голубые, синие и фиолетовые тона меньше изменяются, чем красный, оранжевый и желтый.

Поэтому в слабо освещенных помещениях (например, прихожих, коридорах) стены лучше окрашивать в холодные тона. Днем такие помещения, несмотря на недостаточную освещенность, не будут казаться серыми и скучными и будут сохранять свое цветовое значение.

Плохо освещенные помещения нельзя окрашивать в белый цвет, потому что белые поверхности в таких условиях кажутся тусклыми и серыми.

 

С изменением источника света (дневное и вечернее освещение) меняется и состав отраженного света, а с ним и цвет объекта.

Чем ближе спектральная характеристика цвета к спектральной характеристике падающего на него света, тем цвет интенсивнее.

В свете электрической лампы накаливания преобладают желтые, оранжевые и красные цвета. Они повышают яркость теплых тонов. Холодные тона при таком свете темнеют и приобретают другие оттенки: голубые — зеленеют, фиолетовые —- краснеют, причем насыщенные цвета претерпевают большие изменения, чем малонасыщенные.

 

При желтом и белом освещении повышаются острота зрения, скорость восприятия и устойчивость видения, при холодном освещении — снижаются.

 

Назначение помещения.

Решая квартиру в цвете, нельзя забывать, что все цвета определенным образом воздействуют на человека, создавая соответствующую эмоциональную атмосферу или, как говорят, цветовой климат интерьера.

Цветовая среда оказывает на человека воздействие психологического и физического характера.

Психологическое воздействие связано со свойством человеческого мозга перерабатывать зрительную информацию и реагировать на нее.

На физиологические функции человека цвет воздействует почти автоматически (изменяется ритм пульса, дыхание), причем одинаково в основном на всех людей.

Исследования, проведенные отечественными и зарубежными учеными, позволили определить характер воздействия различных цветов и их сочетаний на нервную систему и работоспособность человека.

 

Красный цвет оказывает возбуждающее действие активного, навязчивого, принудительного характера. При этом дыхание и пульс изменяются, как при всяком возбуждении. При кратковременном воздействии красного цвета работоспособность повышается. Более длительное воздействие цвета приводит к утомлению и снижению

работоспособности.

Оранжевый цвет создает бодрое, веселое, жизнерадостное настроение, вызывает ощущение тепла, при условии непостоянного воздействия благоприятно влияет, на работоспособность.

Желтый цвет производит впечатление солнечного освещения. Цвет активный, оживляющий, бодрящий, способствует созданию хорошего настроения. При непостоянном воздействии повышает работоспособность.

Зеленый цвет — нейтральный, мягкий, успокаивающий. Длительное действие цвета не утомляет и вызывает хотя и не сильный, но устойчивый подъем работоспособности. Кратковременное действие цвета не влияет на трудоспособность. Зеленый цвет может иметь множество оттенков, различно влияющих на человека. Так, в сочетании с желтым зеленый цвет приобретает мягкие тона и благоприятно действует на настроение, а в сочетании с синим — приобретает свойства пассивных цветов.

Голубой цвет — относится к пассивным цветам: способствует ослаблению и замедлению жизненных процессов, понижению активности и эмоционального напряжения, вызывает ощущение прохлады.

Синий цвет — холодный, спокойный, пассивный, под его влиянием активность жизненных процессов снижается, регулируются дыхание и пульс. Работоспособность уменьшается. При воздействии этого цвета возникает склонность к созерцательности и размышлению.

Фиолетовый цвет относится к наиболее пассивным. Его воздействие приводит к ослаблению и замедлению жизненных процессов, понижению активности, к появлению ощущения угнетенности с оттенком некоторого беспокойства, как бы скрытого возбуждения. Даже кратковременное действие фиолетового цвета сильно снижает работоспособность.

Коричневый цвет — спокойный, сдержанный, вызывает ощущение тепла, способствует созданию спокойного мягкого настроения; некоторые оттенки могут вызвать серьезные и даже мрачные размышления.

Черный цвет — мрачный, тяжелый. Ассоциируется с ночью, темнотой. Резко снижает настроение.

Серый цвет — унылый, вызывает апатию, скуку.

Белый цвет — холодный, спокойный, создает впечатление скромности и простоты.

 

Характер воздействия цветов изменяется в зависимости от их насыщенности.

 

Яркие насыщенные цвета вызывают зрительное напряжение, что приводит к излишнему возбуждению, усталости, головной боли и снижению работоспособности.

 

Интенсивные тона навязчивы.

 

Вследствие быстрого цветового утомления зрительного аппарата насыщенные цвета при длительном их восприятии начинают казаться более темными, как бы теряют свою интенсивность.

 

Цветовое утомление будет тем ощутимее, чем больше площадь, занимаемая данным тоном, и чем дольше приходится его воспринимать.

 

Поэтому чем насыщенней цвет, тем меньшую площадь он должен занимать и применять его следует в помещениях кратковременного пребывания.

 

В помещениях, предназначенных для длительного пребывания, пригодны для основных поверхностей только цвета относительно небольшой насыщенности, которая для разных тонов различна.

Цвета коротковолновые (красный, оранжевый) и длинноволновые (синий, фиолетовый) должны быть менее насыщенными, чем средневолновые (желтый, зеленый, голубой). Перечисленные свойства цветов позволяют сделать некоторые выводы относительно их применения в квартире.

 

Для больших плоскостей, например стен, предпочтительнее светлые, зеленые, зелено-желтые и бежевые тона, поскольку они являются оптимальными по психологическому воздействию и по созданию благоприятных условий для зрительной работы.

 

В более интенсивные тона, причем лучше теплые, целесообразно окрашивать стены в небольших непроходных помещениях недлительного пребывания, например в гардеробных и встроенных шкафах (для внутренних поверхностей).

 

В коридорах интенсивные тона применять не следует, так как они действуют возбуждающе.

 

Ванные комнаты лучше отделывать в голубых и зеленых тонах.

 

Интенсивный фиолетовый цвет можно применять только в очень небольших количествах, а сильно разбеленный — для стен в спальных комнатах.

 

Для детских комнат больше подходит отделка основных поверхностей мягким спокойным зеленовато-желтым и розовым тоном.

 

Пол во всех помещениях квартиры должен быть теплым, не очень светлых тонов.

 

Сочетание цветов в интерьере. Для жилищного строительства, осуществляемого в основном по типовым проектам, характерно сходство планировочных решений многих квартир.

 

В этих условиях различают три типа цветовых композиций:

· однотонные композиции, построенные на одном цвете или группе близких цветов,

· полярные композиции, построенные на сочетании двух главных цветов больших либо средних интервалов или двух групп, близких по цвету,

· многоцветные композиции, построенные обычно на трех главных цветах или трех группах близких цветов средних интервалов — обычно равноудаленных по цветовому кругу.

 

 

Сочетание цветов.

Сочетание цветов - это результат взаимодействия всех используемых цветов и оттенков.

Чтобы разобраться с сочетанием цвета нужно вникнуть для чего это делать. Цвет в интерьере воздействует на визуальное восприятие человеком - это не только красиво и не красиво, но и направленные визуальные восприятия: пространства, перспективы, баланса, настроения, температуры.

Пространство - цветом можно визуально увеличить или уменьшить пространство.

Перспектива - цветом можно удалить или приблизить предметы в интерьере, сочетанием цветов можно создать передний и задний планы.

Баланс - цветом и сочетанием цветов, уравновешивают общее восприятие интерьера, или вводят дисбаланс, чтобы изменить характер интерьера.

Настроение - есть легкие радостные цвета и противоположные им: тяжёлые, угрюмые, строгие.

Температура - цветом воздействуют на восприятие человеком тепла в помещении: утепляют и охлаждают интерьер.

Также, цветом можно выразить различные ассоциации: небо, землю, песок, отношение историческому периоду или региону.

Цвета, которые мы используем в интерьере работают совместно. Один цвет может усилить, ослабить или видоизменить другой цвет и его восприятие. Например, нейтральный заиграет розоватыми оттенками в окружении ярко-желтого цвета:

И в окружении красного, он таким уже не является:

Гармония - это философско-эстетическая категория, означающая целостность, слитность, закономерную связность всех частей и элементов формы, т.е. это высокий уровень упорядоченности многообразия и соответствие частей в составе целого, отвечающего эстетическим критериям совершенства и красоты.

 

Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.

Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как

- цветового тона;

- светлоты;

- насыщенности;

- формы;

- размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.

 

Признаки гармонии цвета:

1) Связь и сглаженность. Связующими фактором может быть: монохромность, ахроматичность, объединяющие подмеси или налеты (подмесь белого, серого, черного), сдвиг к какому-либо цветовому тону, гамма.

2) Единство противоположностей, или контраст. Виды контраста: по яркости (темное-светлое, черное-белое и т.д.), по насыщенности (чистые и смешанные), по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания).

3) Мера. т.е. в композицию, приведенную к гармонии нечего добавить и убрать.

4) Пропорциональность, или соотношение частей (предметов или явлений) между собой и целом. В гамме - это подобие отношений яркостей, насыщенности и цветовых тонов.

Рассмотрим соотношение площадей цветовых пятен:

1 часть светлого поля — 3-4 части темного поля;

1 часть чистого цвета — 4-5 частей приглушенного;

1 часть хроматического — 3-4 части ахроматического.

5) Равновесие. Цвета в композиции должны быть уравновешены.

6) Ясность и легкость восприятия.

7) Прекрасное, стремление к красоте. Недопустимы психологически негативные цвета, диссонансы.

8) Возвышенное, т.е. идеальное сочетание цветов.

9) Организованность, порядок и рациональность



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: