Франчайзинг как право пользования интеллектуальной собственностью




 

На сегодняшний день популярной формой передачи прав на пользование интеллектуальной собственностью в области туризма выступает франчайзинг. Произошло данное понятие из французского языка и переводится на наш язык как льгота или привилегия. В индустрии туризма данный вариант позволяет создавать новые хозяйственные комплексы и расширять сети сбыта товаров или услуг. Это магазины, отели, хостелы, рестораны, туроператоры и так далее.

Во франчайзинге существует две стороны. Первой выступает франчайзер, сторона, которая дает право пользоваться своей интеллектуальной собственностью, а второй стороной является франчайзи, сторона, получающая права. Франчайзер дает право франчайзи использовать права за вознаграждение и при обязательном пункте, что будет применена система ведения дел, которая была разработана и применена франчайзером.

Франчайзинг содержит несколько признаков, которые выделяют его. Франчайзер имеет официально признанные права на собственность и систему ведения бизнеса. Прежде чем заключить договор с франчайзи, франчайзер обязан предоставить всю необходимую информацию и в процессе сотрудничества помогать франчайзи. Франчайзи в свою очередь должен вести дела в соответствии с правилами и за свой счет производит необходимые вклады и выплачивает вознаграждение франчайзеру.

На территории Российской Федерации для того, чтобы сформировать цепочку однородных организаций с одинаковыми правилами ведения дел используется понятие аналогичное зарубежному франчайзингу это «коммерческая концессия». Все аспекты регулируются Гражданским кодексом РФ и прописаны в статье 54. Сторонами коммерческой концессии могут выступать коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Договор между ними заключается в письменной форме и регистрируется.

Правообладатель предоставляет пользователю право на пользование интеллектуальной собственностью, указывая срок. Пользователь получает право на фирменное название, на охраняемую коммерческую документацию, на торговый знак и другие документы. Также правообладателем выдается лицензия, и он должен корректно проинструктировать пользователя по вопросам, которые связаны с осуществлением всех прав.

Пользователь обязуется не разглашать полученную информацию от правообладателя и должен соблюдать все обязанности. Также он должен давать информацию потребителям о том, что он работает по договору коммерческой концессии, используя фирменное название и товарный знак правообладателя.

Договор коммерческой концессии заключается по какой-либо сфере деятельности и предполагает применение деловой репутации и опыта правообладателя. Должно быть проведено профессиональное обучение работников, инструктаж по ведению бизнеса и предоставлена документация по делам организации.

В договоре также целесообразно отметить объем передаваемых прав, потому что данные права нематериальны и могут использоваться неограниченным кругом лиц.

Правообладатель вправе установить цену услуг, которые будут предоставляться пользователем, или определить верхнюю и нижнюю границу данных цен.

Договор коммерческой концессии заключает в себе вознаграждение правообладателю за предоставление прав на пользование его интеллектуальной собственностью. Это фиксированные разовые или же периодические переводы платежей, форма должна быть прописана в договоре. В договоре коммерческой концессии имеет место быть такое понятие как «паушальный взнос». Это фиксированная сумма, которая выплачивается один раз сразу после заключения договора. И имеется такой платеж как «роялти». Роялти выплачиваются ежегодно или ежеквартально в определенном проценте от продаж, оказанных услуг и так далее.

За правообладателем и пользователем устанавливается ответственность по предъявляемым клиентом требованиям о несоответствии качества товаров, работ, услуг, которые оказываются и продаются по договору коммерческой концессии. Таким образом, законом установлена солидарная ответственность туроператора и турагента за качество туристского продукта, реализуемого турагентом по договору коммерческой концессии [9].

В Российской Федерации договор коммерческой концессии в индустрии туризма не имеет особо большого использования. Впервые в 1997-1998 годах были применены шаги по использованию франчайзинга в туристской индустрии. В России существуют следующие виды сетевых организаций, это розничные сети туроператоров и турагенства, которые созданы по принципу франчайзинга. Входя во франшизу, пользователь получает раскрученную марку, повышенную комиссию и другие плюсы.

Сети туристских агентств появляются на рынке с целью оказывать влияние на производителей услуг и добиться специальных условий сотрудничества с туроператорами. Суммарная доля сетей агентств в оборотах туроператоров не превышает, как правило, 10 %, только в отдельных случаях она достигает 15 % [9].

Франчайзинг в международном туризме получил свое бурное развитие во второй половине двадцатого века, показав отличный способ ведения бизнеса. Франчайзинговые сети по всему миру довольно развиты и цивилизованных странах, таких как Канада, США и в Европе большое количество турагентств пользуются этим способом.

К примеру можно отметить крупнейшие мировые сети TUI, Томас Кук и так далее. TUI, или же Touristik Union International является на мировом рынке одной из крупнейших туристических организаций на территории Европы. Европейский туроператор TUI Travel – совместное предприятие, которое объединило немецкую TUI AG и британскую First Choice. TUI Travel PLC содержит в своих клиентах около 30 000 000 человек в 20 странах мира.

В России в начале девяностых годов прошлого века новые пути в экономическом прогрессе страны привели к применению франчайзинга в деятельности российских предпринимателей, и в дальнейшем это привело к закреплению законодательством франчайзинговых отношений в виде договора коммерческой концессии.

На сегодняшний день на российском рынке франчайзинг активно развивается во всех сферах, и сфера туризма не является исключением. Но, несмотря на это, рынок франчайзинга в России не до конца оценен, и пока только формируется спрос.

Франчайзинг имеет ряд достоинств и дает маленьким предприятиям выгодные предложения и помощь в существовании. Вне зависимости от области франчайзи приобретает не только бизнес, но также и помощь со стороны франчайзера. Это и наработанные технологии, и реклама товара, бренд и многое другое. Франчайзи получает готовую торговую марку, которая хорошо известна на рынке и вызывает доверие со стороны клиентов, а также может получать повышенную ставку со стороны поставщиков, юридическое консультирование. Также многие франчайзеры предоставляют возможность обучить персонал, проводя всевозможные тренинги и семинары, тем самым повышая квалификацию работников. Франчайзи может получить автоматическую систему поиска турпутевок и готовое дизайнерское сопровождение.

Такая система помогает франчайзи подобрать выгодное расположение для предприятия, организовать его фирменный стиль и понять, что все работает в правильном направлении. Также франчайзи избегает тот этап работы, который находится в начале и содержит немало проблем, потому что он использует уже готовые наработки франчайзера. Бывают такие франчайзеры, которые продают не только свою торговую марку и типовые туры, но также и предоставляют место для работы франчайзи.

 

Тот, кто приобретает франшизу, получает надежный бизнес, потому что готовая система уже развита и успешна. Франчайзенговые сети часто развиваются от нескольких десятков до нескольких тысяч точек. Положительной стороной при покупке франшизы выступает тот факт, что франчайзи не нужно будет тратиться на дополнительные рекламные расходы, вместе с франшизой он получает и развитую рекламную компанию.

Франчайзинг в туристской индустрии содержит как положительные, так и отрицательные стороны. Приобретая франшизу, франчайзи должен понимать, что выбор брендов на рынке большое количество, и каждый из них предлагает похожий комплекс услуг, поэтому успех зависит по большей части от местоположения офиса, а также от квалификации работников, которые должны убедить клиентов выбрать именно данный бренд.

Недостатком выступает и то, что возникает необходимость за многое платить. Помимо обычных инвестиционных взносов добавляются также затраты на первоначальный франшизный взнос, а также ежемесячные. Также важно отметить, что не каждый сможет работать под чьим-то началом. Ведь приобретая франшизу предприятия, франчайзи обязуется подчиняться жестким стандартам, а инициатива совсем не приветствуется.

И последним недостатком франчайзинга можно выделить тот факт, что большинство договоров заключается на длительный срок, а при желании выйти из франшизы придется заплатить немалую сумму в большинстве случаев.

Франчайзинг выступает направлением в туризме, которое используется как в туроператорской, так и в турагентской деятельности. Это довольно актуально на сегодняшний день, ведь в мире существует жесткая конкурентная среда, и поэтому компании объединяются в мощные союзы, чтобы выжить и укрепить свои позиции на рынке. Франчайзинг позволяет открыть новую деятельность, и при этом снизить уровень риска, избегая первоначальные этапы создания фирмы. Но важно, при приобретении франшизы, тщательно изучить все положительные и отрицательные стороны, чтобы избежать ненужных проблем и улучшить свое положение в деловой сфере.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: