Графический диктант (Д.Б. Эльконин)




Методики диагностики готовности к школе

Методика исследования мотивации учения М.Р. Гинзбург

Инструкция: Сейчас я тебе прочитаю рассказ (Если испытуемый мальчик, то в рассказе фигурируют мальчики, и картинки используют с изображением мальчиков. Для девочки ситуация подбирается соответственно)

Мальчики (девочки) разгова­ривали о школе. Первый маль­чик сказал: «Я хожу в школу по­тому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». На стол перед ребенком выкла­дывается картонка с рисунком № 1: женская фигура с указываю­щим жестом: перед ней фигура ре­бенка с портфелем в руках. (Внеш­ний мотив)

Второй мальчик (девочка) ска­зал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Да­же если бы школы не было, я все равно бы учился». Выкладывается карточка с рисунком № 2: фигура ребенка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

Третий мальчик сказал: «Я хо­жу в школу потому, что там ве­село и много ребят, с которыми можно поиграть». Выкладывается карточка с рисунком № 3: фигурки двух де­тей, играющих в мяч. (Игровой мотив.)

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хо­чу быть большим. Когда я в шко­ле, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Выкладывается карточка с ри­сунком № 4: две фигурки, изобра­женные спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный ав­томобиль. (Позиционный мотив.)

Пятый мальчик (девочка) ска­зал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения ни­какого дела не сделаешь, а выу­чишься – и можешь стать кем захочешь». Выкладывается карточка с ри­сунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что по­лучаю там пятерки». Выкладывается карточка с ри­сунком № 6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)

После прочтения рассказа задаются вопросы:

- А как по-твоему, кто из них прав? Почему? – Выбор I.

- С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? – Выбор II.

- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? – Выбор III.

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если со­держание недостаточно прослеживается в ответе ребенка, задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?», чтобы быть уверенным в том, что ребенок произвел свой выбор, исхо­дя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов

Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в общую таблицу. По наибольшему количеству выборов определяются доминирующие мотивы. Пример заполнения таблицы приведен ниже.

 


Методика «Рисунок школы»

Для проведения теста каждому ребенку дают чистый стандарт­ный лист бумаги, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

Когда ребенок закончит работу, с ним нужно побеседовать, задать уточняющие вопросы по поводу нарисованного. Коммента­рии ребенка записывают на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов:

Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трем показателям. При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы склады­ваются.

 

1. Цветовая гамма.

2 балла — в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой и т.д.);

0 баллов — рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричне­вый, темно-зеленый, черный);

1 балл — в равной степени присутствуют светлые и темные тона.

2. Линия и характер рисунка.

2 балла — объекты прорисованы тщательно и аккуратно; ис­пользуются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура;

0 баллов — объекты изображены нарочито небрежно, схематич­но; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщи­ны, слабая линия;

1 балл — в рисунке присутствуют обе характеристики.

3. Сюжет рисунка.

2 балла — симметричное изображение (рисунок школы зани­мает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов,
оживляющих пейзаж (цветов, деревьев, плакатов, флагов, занаве­сок на окнах и др.); изображение детей, идущих в школу или весна, лето (светит солнце, нет туч); изображение светлого време­ни суток;

0 баллов — асимметричность рисунка; отсутствие деталей и ук­рашений); отсутствие на рисунке людей либо изображение детей, уходящих из школы; время года — осень, зима (темное небо, идет
дождь или снег); время суток — ночь или вечер;

1 балл — в рисунке присутствуют обе характеристики.

Анализ результатов

6-5 баллов — у ребенка сложилось эмоционально благополуч­ное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем;

4-2 балла — у ребенка есть некоторая тревога по поводу школь­ного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо рас­ширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной дей­ствительности, формировать положительное отношение к учите­лю и одноклассникам; причинами тревоги могут быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обуче­ния в школе старших детей;

1-0 баллов — у ребенка явно выраженный страх перед школой; часто это приводит к непринятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одно­классниками.


1.

Графический диктант (Д.Б. Эльконин)

Предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью выявляется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Материал

· Тетрадный лист в крупную клетку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками

· Простой карандаш

Инструкция

Сейчас мы с тобой (с вами) будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. (Вместе с детьми выяснить, где правая и где левая сторона, показать на образце как проводить линии вправо и влево.)

Для усиления мотивации к качественной деятельности возможен игровой вариант: «Мы с вами машинисты и поведем свои паровозы по маршруту. Рельсы по маршруту проложены замысловатым узором. Важно провести паровозы строго по рельсам, чтобы не совершить аварию. Будьте внимательны к командам диспетчера».

Тренировочный узор №1

«Поставь(те) карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай(те) сам(и).» (При диктовке делаются достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию. На самостоятельное выполнение узора дается 1-1,5 минут. Во время выполнения узора взрослый помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается. Объяснить детям, что узор необязательно должен идти по всей ширине страницы.)

 

Узор №2

«Поставьте карандаш на следующую точку. Приготовьтесь! Внимание! Одна клетка вверх, одна направо. Одна вверх, одна направо. Одна клетка вниз, одна направо. Одна вниз, одна направо. Одна вверх, одна направо. Одна вверх, одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор». (Через 1-1,5 минут самостоятельного рисования говорим: «Готовьтесь рисовать следующий узор. Поднимите карандаш, поставьте его на следующую точку».

 

Узор №3

«Внимание! Три клетки вверх, одна вправо. Две вниз, одна вправо. Две вверх, одна вправо. Три клетки вниз, одна вправо. Две вверх, одна вправо. Две вниз, одна вправо. Три клетки вверх и продолжайте самостоятельно.» (Через 1-1,5 минут начинается диктовка последнего узора.)

 

Узор №4

«Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо, одна вверх. Одна влево, две вверх. Три клетки вправо, две вниз. Одна влево, одна вниз. Три клетки вправо, одна вверх. Одна влево, две вверх. Продолжайте дальше самостоятельно.»

 

 

Оценка результатов

Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:

4 балла – точное воспроизведение узора. (Неровности линии, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки).
3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии.
2 балла – воспроизведение с несколькими ошибками.
1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором.
0 баллов – отсутствие сходства даже в отдельных элементах.

За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по этой же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4. Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной, оценка, занимающая промежуточное значение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов. Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая оценка. Затем обе оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если за работу под диктовку и за самостоятельную работу получено по 0 баллов) до 16 (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

Низкий — 0-3 балла
Ниже среднего 4-6 баллов
Средний — 7-10 баллов
Выше среднего — 11-13 баллов
Высокий — 14-16 баллов


Методика «Лесенка»

 

Ребенку показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объяс­няют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, доб­рые, сильные, послушные чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех ниж­них ступеньках окажутся плохие дети — чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней сту­пеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему».

Для того чтобы легче было выполнять задание, предлагают поместить на ту или иную ступеньку карточку с изображением мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка).

После того как ребенок сделает пометку, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама (воспитательница, учительница)».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший — плохой», «добрый — злой», «умный — глупый», «сильный — сла­бый», «смелый — трусливый», «самый старательный — самый не­брежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргу­ментирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Обработка результатов:

Способ выполнения задания Тип самооценки
1. Не раздумывая, ставит себя на са­мую высокую ступеньку; считает, что мама и воспитатель оценивают его также; аргу­ментируя свой выбор, ссылается на мне­ние взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Неадекватно завышенная самооценка
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». Завышенная самооценка
3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. Адекватная самооценка
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Заниженная самооценка

 

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может гово­рить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выпол­нять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают; «Не знаю». Дети с задержкой развития не пони­мают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям млад­шего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих оши­бок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

На седьмом году жизни появляются зачатки рефлексии — способ­ности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, по­этому самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятель­ности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непри­вычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: