Система правовых норм устанавливающих административную ответственность в области дорожного движения.




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра организации деятельности ГИБДД

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

организации деятельности ГИБДД

подполковник полиции

 

Д.Л. Проказин

«____» _____________ 2011 г.

 

 

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Организация деятельности ГИБДД»

Тема № 5

«Меры административного воздействия, применяемые должностными лицами подразделений ГИБДД»

 

(специальность 030505 65 – Правоохранительная деятельность,

специализация – административная деятельность органов внутренних дел,

профиль подготовки – деятельность подразделений ГИБДД

очная форма обучения)

 

_______2_________

(количество часов)

 

Орел


П Л А Н

 

Введение

 

Основные вопросы:

1. Система правовых норм, устанавливающих административную ответственность в области дорожного движения.

 

2. Полномочия должностных лиц ГИБДД по применению мер административного принуждения

 

3. Виды административных наказаний применяемых к правонарушениям в области дорожного движения.

 

Заключение

 

Литература

 

Учебное оборудование, демонстрационные материалы и ТСО:

- презентация;

- мультимедийный проектор.

 

 

Лекция подготовлена старшим преподавателем кафедры ОД ГИБДД подполковником полиции Ноговициной Е.Н.

 

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры ОД ГИБДД

«14 » сентября 2011 г. Протокол № 18.

ВВЕДЕНИЕ

Аварийность на автомобильном транспорте – одна из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед человечеством. Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибают и получают ранения белее 50 млн. человек. По данным Всемирного банка, глобальные экономические потери составляют более 500 млрд. долларов в год, а статистика Всемирной организации здравоохранения свидетельствует, что на долю дорожно-транспортных происшествий приходится более 30% смертельных исходов от всех видов несчастных случаев. В материалах Генеральной Ассамблеи ООН указывается, что в настоящее время мировое сообщество переживает «глобальный кризис в области обеспечения безопасности дорожного движения». К сожалению, Россия не является исключением.

Большие размеры социальных и экономических потерь от дорожно-транспортных происшествий в России придают задаче обеспечения безопасности дорожного движения особую государственную значимость, поэтому одной из важнейших задач нашего государства является формирование взвешенной и обоснованной административно-юрисдикционной политики, оказывающей существенное влияние на значительный круг общественных отношений в сфере дорожного движения.

В комплексе мер, направленных на улучшение экономического и социального уровня жизни общества, важное место отводится мероприятиям правового, организационного и воспитательного характера, проводимые для повышения правосознания и предупреждения опасного поведения участников дорожного движения. Особая роль среди этих мер принадлежит деятельности по привлечению правонарушителей к административной ответственности, призванной оказать позитивное влияние на участников дорожного движения.

Необходимым механизмом реализации мер административного воздействия является административное принуждение, которое побуждает участников дорожного движения соблюдать требования действующего законодательства в области дорожного движения, давать оценку антиобщественного поведения, возлагать на нарушителя обязанность исправиться и возместить причиненный ущерб. Административное принуждение осуществляется не только в интересах общества, но и в интересах самого правонарушителя. Главная роль среди этих мер принадлежит деятельности подразделений Госавтоинспекции по привлечению правонарушителей к административной ответственности, где институт административной ответственности, реализуемый в рамках административных наказаний, является мощнейшим инструментом пресечения и предупреждения правонарушений в области дорожного движения.

 

 

Система правовых норм устанавливающих административную ответственность в области дорожного движения.

Одной из актуальных проблем, существующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, является высокий уровень аварийности. К последствиям такого уровня аварийности, можно отнести материальный ущерб, травматизм различной степени тяжести и гибель участников дорожного движения. Одной из главных причин высокого уровня аварийности является увеличение количества автомототранспортных средств, противоправное и агрессивное поведение водителей. К числу наиболее распространенных причин аварийности относятся управление транспортным средством (ТС) в состоянии опьянения, превышение скорости, выезда на полосу встречного движения.

Проблема предотвращения дорожно-транспортных происшествий является комплексной и требующей для своего решения совместных усилий не только государственных органов исполнительной власти, но и органов местного самоуправления, а также негосударственных организаций. В осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения значительную роль играют общественные объединения, создаваемые для защиты прав и законных интересов граждан, участвующих в дорожном движении.

Многоплановость и сложность общественных отношений, складывающихся в сфере безопасности дорожного движения, обусловливают наличие множества нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в данной сфере. Вся совокупность таких актов представляет собой определенную систему, которую составляют:

- Конституция Российской Федерации, федеральные законы, акты Президента России, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные (межведомственные) нормативно-правовые акты как федерального, так и регионального уровней. Наряду с российскими правовыми актами в эту систему входят и международные документы по безопасности дорожного движения, к которым присоединилась Российская Федерация.

Ведущее место в общегосударственной системе обеспечения общественного порядка и общественной безопасности занимает полиция. Правовые основы организации и деятельности полиции определены Законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ. Настоящим законом на полицию пунктом 19 статьи 12 возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также за деятельностью организаций, проводящих обязательный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; регулированием дорожного движения; оформлением документов о дорожно-транспортном происшествии; осуществлением государственного учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения; приемом экзаменов на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдачей водительских удостоверений; регистрацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортных средств и прицепов к ним и выдачей в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлением по основаниям и в порядке, предусмотренным Правительством Российской Федерации, сопровождения транспортных средств; согласованием маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях - тяжеловесных грузов.

Согласно статье 2 Закона «О полиции» одним из основных направлений деятельности полиции является обеспечение безопасности дорожного движения. В соответствии с Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения возложена на специализированное подразделение в сфере внутренних дел - Государственную инспекцию безопасности дорожного движения, которому делегированы эти полномочия, но уже в более широком контексте.

В настоящее время государственными органами под руководством Президента РФ ведется разработка совместной стратегии и тактики действий всех федеральных министерств, органов исполнительной власти регионов и общественных организаций, участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения. Совершенствуется нормативная правовая база Правительства РФ и федеральных министерств по вопросам регламентации административно-надзорной деятельности в области дорожного движения, разработаны и реализуются государственная и региональные программы обеспечения безопасности дорожного движения. Продолжается процесс обновления законодательства об административных правонарушениях в области дорожного движения.

В зависимости от сферы применения норм направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, нормы можно подразделить на три основные группы:

· первая группа - нормы, устанавливающие правовой порядок дорожного движения, права и обязанности его участников, требования к водителям транспортным средствам, автомобильным дорогам и средствами регулирования движения;

· вторая группа - нормы, предусматривающие ответственность за нарушение предписаний направленных на обеспечение безопасности дорожного движения;

· третья группа - нормы, определяющие порядок и формы управляющего воздействия на участников дорожного движения.

Базовым для рассматриваемой сферы общественных отношений является Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 15 ноября 1995 года № 196. Настоящий законодательный акт определяет приоритетные направления и принципы государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, основные формы и методы их реализации, регламентирует основные требования, предъявляемые к субъектам, функционирующим в области дорожного движения.

Основным нормативным актом, устанавливающим порядок дорожного движения на территории России, являются - Правила дорожного движения Российской Федерации(далее – Правила).

Требования к техническому состоянию и оборудованию транспортных средств, положения, касающиеся обязанностей должностных лиц предприятий, организаций и учреждений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, объединены в самостоятельный документ – "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", утвержденный Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (с последующими изменениями и дополнениями).

В сущности ПДД есть нормативное закрепление ограничений направленных на обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в сфере дорожного движения, непосредственно затрагивающие интересы всех участников дорожного движения (водителей, пешеходов и пассажиров), а также организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности. Правила в основном, определяют порядок их взаимодействия только непосредственно в процессе движения транспортных средств, опираясь на инструкции, положения, правила, Государственные стандарты и другие нормативные правовые акты, образующие круг предписаний обязательного характера установленные государством в целях регулирования общественных отношений в сфере дорожного движения.

Если говорить об области правовой охраны общественных отношений, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, в зависимости от степени общественной опасности и последствий того или иного нарушения, виновные в его совершении могут понести:

- административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

В правовом регулировании отношений, возникающих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, наиболее значительное по объему место занимают нормы административного права. Их преобладание обуславливается, прежде всего, направленностью на установление позитивных правил поведения участников дорожного движения и должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспорта и содержание автомобильных дорог. Именно в нормах административного права конкретизированы функции, права и обязанности органов, занятых обеспечением безопасности дорожного движения, установлены составы нарушений правил дорожного движения, меры ответственности за их совершение.

Нормы, предусматривающие административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность можно условно разделить на:

- материальные, определяющие содержание обязанностей и прав участников регулируемых общественных отношений, их правовой статус, санкции за определенные нарушения;

- процессуальные, устанавливающие порядок реализации обязанностей и прав, предусмотренных для участников общественных отношений материально-правовыми нормами.

К важнейшим материальным нормам следует отнести:

- Кодекс РФ об административных правонарушениях;

- Гражданский Кодекс РФ, устанавливающий общие основания, ответственность за причинение вреда источником повышенной опасности;

- Уголовный Кодекс РФ.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - определяет принципы и общие положения, предусматривающие ответственность за нарушение нормативов действующих в области дорожного движения. Регламентирует производство по делам об административных правонарушения, определяет составы правонарушений на транспорте и области дорожного движения (ст.ст. 8.22, 8.23, 11.21, 11.23, 14.37, 14.38, 17.7, 17.9, 19.3, 19.4, 19.5, 19.22, 20.25 и 12 Глава КоАП РФ). Устанавливает административные санкции и порядок их реализации. ведения производства по ним и полномочия конкретных должностных лиц в производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.

Диспозиции большинства норм, предусматривающих ответственность за нарушения в области дорожного движения, носят бланкетный характер – в них говорится лишь о нарушении определенных правил (ПДД, правил регистрации автотранспортных средств и др.), т.е. в нормах с бланкетными диспозициями деяние может образовать состав правонарушения, только тогда, когда оно было выражено в нарушении закрепленных соответствующих нормативных актах специальных правил безопасности.

УК РФ устанавливает признаки, по которым отдельные нарушения нормативов, действующих в сфере ОБДД, можно отнести к преступлениям, а виновных в их совершении привлечь к уголовной ответственности, например (ст. ст. 264, 266, 268 УК РФ и др.)

Поскольку автомобиль является источником повышенной опасности, то применяются положения ст. 1079 ГК РФ, в соответствии с которой юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной обязанности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Таким образом, как уже упоминалось выше, общественные отношения в области дорожного движения регулируются большим количеством нормативных правовых актов, определяющих совокупность требований к ее основным элементам – участникам дорожного движения (водителю, пешеходу и пассажиру), транспортному средству, автомобильной дороге и окружающей среде. Многообразие предписаний обязательного характера, установленных государством для регулирования общественных отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения тесно связаны между собой и в случае их применения требуется обращаться к нормам других законодательных актов.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством за нарушения указанных нормативов участники дорожного движения могут привлекаться к дисциплинарной ответственности.

К процессуальным нормам, устанавливающим порядок реализации обязанностей и прав, предусмотренных для участников общественных отношений, материально-правовыми нормами относятся:

- КоАП РФ, которым определен порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

- Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 02.03.2009 г. Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения[1] определяет порядок действий сотрудников органов внутренних дел, связанных с реализацией указанной государственной функции.

- ГПК РФ и УПК РФ.

 

2. Полномочия должностных лиц ГИБДД по применению мер административного принуждения.

 

Административное принуждение обладает специфическими признаками, которые позволяют выделить его в качестве самостоятельного вида государственного принуждения. Административное принуждение является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что представляет собой результат проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер[2].

Сущность обеспечения безопасности дорожного движения заключается в том, чтобы убедить или при необходимости принудить, опираясь на силу государственной власти, все министерства, ведомства, предприятия, учреждения и другие организации, всех должностных лиц, а также граждан соблюдать требования норм, касающихся безопасности дорожного движения[3].

Выполнение этих задач возможно только при реализации Государственной инспекцией безопасности дорожного движения соответствующих государственно-властных полномочий, применения мер административного принуждения.

Большинство ученых в зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения подразделяют на:

– меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры);

– меры административного пресечения (административно-пресекательные меры);

– меры административно-процессуального обеспечения;

– меры административной ответственности [4];

административно-правовые восстановительные меры принуждения, которые применяются в целях возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей[5].

Меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры), будучи одним из видов административного принуждения, используются субъектами их применения в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Они выступают в качестве ограничений административно-правового характера, административно-побудительных действий в отношении того или иного физического, должностного или юридического лица[6]. Так, должностным лицам ГИБДД в целях предупреждения правонарушений предоставлено право применять такие административно-предупредительные меры, как остановка транспортного средства, технический осмотр, досмотр транспортных средств, грузов и багажа, личный досмотр водителей, пассажиров, иных участников дорожного движения, проверка документов водителей, предусмотренных Правилами дорожного движения[7], использование транспорта и средств связи, принадлежащих физическим и юридическим лицам независимо от форм собственности, приглашение граждан для оказания содействия сотрудникам ГИБДД в составлении процессуальных документов, выяснение обстоятельств дорожно-транспортных происшествий и т.п., временный запрет или ограничение движения транспортных средств и пешеходов в случае аварии, происшествия, проведения массовых мероприятий, проведение реквизиции транспортных средств, т.е. временного их изъятия в силу государственной необходимости при наступлении стихийных бедствий, и т.п.

Характерная черта указанных административно-предупредительных мер заключается в том, что они могут применяться к участникам дорожного движения при отсутствии факта правонарушения. При определенных обстоятельствах, создающих угрозу общественной или личной безопасности граждан (стихийных бедствиях, техногенных катастрофах, эпидемиях, пожарах, дорожно-транспортных происшествиях, ухудшении дорожных условий), должностные лица ГИБДД вынуждены прибегать к применению принудительных мер к лицам, которые не являются правонарушителями.

Меры административного пресечения (административно-пресекательные меры) как разновидность административного принуждения обладают всеми его признаками. По мнению профессора А.П. Коренева, под мерами административного пресеченияпонимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния, предотвращения его опасных последствий, а также в целях создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности[8].

Одна из основных целей пресечения – прекратить административно наказуемое деяние и не допустить новых. Вместе с тем меры административного пресечения могут быть применены уполномоченными на то должностными лицами для прекращения общественно опасных действий граждан, не достигших 16 лет, а также невменяемых, неделиктоспособных.

Перечень мер административного пресечения, применяемого сотрудниками Госавтоинспекции, весьма широк и разнообразен. Такое право, для пресечения противоправных действий водителей, пешеходов и других участников дорожного движения, должностным лицам ГИБДД предоставлены Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», Законом РФ «О полиции», КоАП РФ, Правилами дорожного движения[9], Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации[10], Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения[11], Наставлением по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации[12] и иными нормативными правовыми актами.

Перечень средств и способов пресечения, содержащихся в нормативных правовых актах, не является исчерпывающим.

В статье 27.1 КоАП РФ говорится, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо (в том числе и должностные лица ГИБДД) вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление (ст. 27.2 КоАП РФ);

2) административное задержание (ст.ст. 27.3, 27.4, 27.5, 27.6 КоАП РФ);

3) личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ);

4) д осмотр транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ);

5) изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ);

6) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида (ст. 27.12 КоАП РФ);

7) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (ст. 27.12 КоАП РФ); [13]

8) медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП РФ);[14];

9) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации (ст. 27.13 КоАП РФ);

10) арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ);

9) привод (ст. 27.15 КоАП РФ);

При применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях предусмотренных ст.ст. 27.7, 27., 27.9 и 27.14 КоФП РФ, в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Кроме того, в соответствии с п. 19 ст. 13 Закона РФ «О полиции» должностные лица Госавтоинспекции в целях обеспечения производства по делу об административном правонарушении также имеют право производить: фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения при невозможности установления их личности.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (меры административно-процессуального обеспечения), меры административного пресечения и административно-предупредительные меры сходны по своему назначению, обладают общими характерными чертами и имеют единую цель.

Можно согласиться с мнением профессора Д.Н. Бахраха о том, что меры административного предупреждения, пресечения и процессуального обеспечения имеют общие, характерные черты: они применяются в отношении лиц, совершивших правонарушения, направлены на предотвращение возможных вредных последствий этих правонарушений, но при этом не носят характера административного наказания[15]. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие авторы[16].

Меры административного предупреждения, пресечения и процессуального обеспечения могут применяться независимо или одновременно друг с другом, так как проверка должностным лицом ГИБДД документов водителя может повлечь его отстранение от управления в связи с необходимостью задержания или запрещения эксплуатации транспортного средства и привлечением к административной ответственности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: