Статистические данные органов внутренних дел показывают, что из года в год в стране совершается значительное количество правонарушений на автомобильном транспорте, предупреждение и искоренение которых вызывает необходимость применения мер административной ответственности.
Административное наказание является мерой ответственности за совершение правонарушения в области дорожного движения. Этот термин законодательно закреплен в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, заменив собой правовую категорию «административное взыскание».
А. П. Шергин справедливо считает, что термин «административное наказание» точнее отражает суть карательной санкции и не создает тавтологической ситуации с законодательной конструкцией «взыскание взыскивается»[17]. Аналогичную позицию занимает и Д. Н. Бахрах, который полагает, что новое название мер административной ответственности, во-первых, лучше раскрывает их карательное содержание и предназначение, во-вторых, подчеркивает их связь и близость к мерам уголовной ответственности, в-третьих, отражает общие черты этих видов ответственности[18]. С. О. Екимов основывается на том, что «законодатель стремился подчеркнуть общественную опасность административного правонарушения»[19]. Смена наименований в данном Кодексе не случайна: она во многом вызвана также необходимостью согласованности формы и содержания этой правовой категории[20].
Понятие административного наказания дано в ст. 3.1 КоАП РФ, как установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения.
Административное наказание имеет следующие признаки, выделяемые в юридической литературе:
|
– представляет собой установленную государством меру ответственности;
– применяется лишь за совершенное административное правонарушение;
– может быть применено только к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения;
– есть кара, которая заключается в обусловленном им лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя;
– всегда носит личный или имущественный характер и не должно затрагивать интересы третьих лиц;
– применяется широким кругом уполномоченных на то субъектов;
– всегда влечет последствие, при котором правонарушитель и после исполнения административного наказания считается подвергнутым такому наказанию[21].
Наказуемость также является одним из признаков правонарушения, однако значение все-таки имеет не жесткость наказания. Достижение целей административной ответственности зависит от неотвратимости ее наступления и справедливости наказания. Важнейшие принципы юридической ответственности заключаются в ее законности и соразмерности (индивидуализация)[22].
К проблеме понятия законности как неуклонного исполнения законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и общественными объединениями обращались многие авторы[23]. Мера ответственности должна быть соразмерна тяжести совершенного правонарушения и особенностям личности виновного. Но для индивидуализации ответственности необходимы определенные предпосылки в виде законодательного закрепления возможностей дифференциации ответственности[24].
|
Индивидуализация наказаний прописана во многих статьях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, например: лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение соответствующих правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 3 ст. 3.8), Кроме того, индивидуализация наказаний проявляется в законодательном закреплении обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение правонарушений (ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ), в возможности при малозначительности совершенного правонарушения освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).
Виды административных наказаний перечислены в части 1 ст. 3.2 КоАП РФ. Выстраивая перечень административных наказаний в КоАП РФ, законодатель взял за основу степень суровости административного наказания в зависимости от «ценности» объекта его ограничительного воздействия.
Рассмотрим отдельные виды административных наказаний, применяемых за нарушение Правил дорожного движения. За правонарушения, совершенные участниками дорожного движения, в КоАП РФ установлены наказания:
|
1) предупреждение,
2) административный штраф,
3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения,
4) лишение водителя права управления транспортными средствами;
5) административный арест.
В системе административных наказаний одно из достаточно заметных мест занимает предупреждение. В статье 3.4 КоАП РФ законодателем четко установлено, что предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме.
Особенность данного вида административного наказания заключается в отрицательной юридической оценке уполномоченными на то органами (должностными лицами) противоправных действий нарушителей Правил дорожного движения, которые влекут за собой наступление определенных отрицательных последствий для правонарушителя. Предупреждение может применяться к виновному лицу как мера морального характера, средство укрепления дисциплины среди водителей, пешеходов и других участников дорожного движения. Следует отметить, что устное предупреждение по правовым последствиям отличается от предупреждения, выносимого уполномоченным на то органом (должностным лицом) в соответствии с действующим законодательством. Устное предупреждение не является административным наказанием, лишено характера наказания и, как правило, несет воспитательную функцию. Оно установлено в основном за малозначительные нарушения Правил дорожного движения и не влечет для нарушителя каких-либо правовых последствий.
Предупреждение как мера административного воздействия оформляется постановлением уполномоченного на то органа (должностного лица) на основании рассмотрения материалов о нарушении Правил дорожного движения. Документирование административного правонарушения в указанной форме влечет для виновного негативные последствия правового характера. Лицо, виновное в нарушении Правил дорожного движения и получившее предупреждение в установленном законом порядке, находится в течение года в состоянии наказанности.
Анализ административной практики позволяет сделать вывод, что предупреждение как мера наказания за нарушение Правил дорожного движения применяется крайне редко[25].
Административный штраф - является одним из первых административных наказаний. Он был известен еще во времена Русской Правды. Ранее это наказание носило частный характер и выражалось в системе компенсаций или денежных штрафов в пользу потерпевшего. Впоследствии с развитием государства его постепенно стали взыскивать в пользу общественной, а позднее государственной власти и использовать в качестве финансовой выгоды[26]. Штраф как мера воздействия, помимо превентивных и ряда иных свойств, примечателен еще одним качеством – он пополняет бюджет. Этот фискальный аспект, приобретая особое значение в условиях дефицита государственного бюджета, приводит к настоящей «штрафомании», особенно в области дорожного движения. Так было в СССР в начале 20-х гг. ХХ в., подобное можно наблюдать и в настоящее время[27].
Административный штраф за нарушение Правил дорожного движения – мера административного наказания, которая в ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ определена законодателем как денежное взыскание. Оно заключается в том, что компетентные органы (должностные лица), согласно действующему законодательству, возлагают на виновного обязанность уплатить определенную сумму денег. Данной мере административного наказания свойственно то, что ее воздействие напрямую связано с имущественным правоограничением нарушителя. Как отмечал профессор А. П. Коренев, «штраф – материальное воздействие на нарушителя, которое выражается в денежном взыскании за неправомерный поступок»[28].
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - представляет собой принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация как мера административной ответственности известна с первых лет советской власти, где она служила одним из главных средств революционного давления на собственность как основу имперской государственности. Ее применяли административные органы в качестве меры «административного и экономического воздействия», способствующей «ликвидации экономической мощи свергнутых эксплуататорских классов»[29].
Действующий КоАП РФ определил конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения как принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей (ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ). Такая конфискация может применяться в качестве основного и дополнительного административного наказания. Юридическим фактом, выступающим основанием для применения конфискации, служит административное правонарушение, совершенное собственником[30]. Данная мера наказания предусмотрена ст. 12.4 и 12.5 КоАП РФ.
Применение наказания в виде конфискации относится к исключительной компетенции судьи[31]. Необходимо отметить, что указанный вид административного наказания применяется в области дорожного движения совместно со штрафными санкциями или лишением специального права на управление транспортным средством.
Лишение специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Согласно российскому законодательству аннулировать действие водительских прав уполномочен только суд, что свидетельствует об усилении гарантий от произвола государственно-властного преследования[32]. Судебный контроль представляет собой одну из существенных гарантий защиты прав граждан.
Среди субъективных прав физического лица по правовому источнику их возникновения можно выделить специальные права, возникающие на основе индивидуального административного акта[33]. Специальным правом физического лица после выполнения установленных законом процедур может стать право на управление транспортным средством. Гражданин приобретает специальный статус водителя транспортного средства, а значит, дополнительные права и обязанности. В случае несоблюдения правил дорожного движения к водителю может быть применена такая мера, как лишение специального права, т. е. «временное ограничение правосубъектности гражданина»[34].
Европейская Конвенция о международных последствиях лишения права управления транспортными средствами (ETS № 88), принятая 3 июня 1976 г. в Брюсселе, предусматривает, что «одним из эффективных и адекватных средств борьбы с дорожными правонарушениями является лишение права управления автомототранспортными средствами, под которым подразумевается любая окончательная мера, предусмотренная в отношении водителя, совершившего дорожное правонарушение, с целью ограничить его право управления автотранспортными средствами. Такая мера может иметь форму основного или дополнительного наказания либо меры безопасности и может быть наложена судебным или административным органом»[35].
В России еще в 1935 г. законодатель наделил Государственную автомобильную инспекцию, ее должностных лиц правом возбуждать перед квалификационной комиссией вопрос о лишении водителей права управления авто- и мотомашинами за систематическое грубое нарушение правил управления подобными транспортными средствами. Применение такой меры административной ответственности предполагалось и за нарушение правил дорожного движения[36]. Лишению специального права согласно закону подвергались водители за: а) нарушение правил дорожного движения; б) использование автомобилей и мотоциклов в целях личной наживы; в) управление транспортным средством в состоянии опьянения[37]. В дальнейшем такими полномочиями были наделены инспекторы госсельтехнадзора. Последние обладали компетенцией «лишать механизаторов права управления тракторами, комбайнами и другими самоходными сельскохозяйственными машинами на срок до одного месяца за грубое нарушение правил технической эксплуатации этих машин и правил техники безопасности»[38]. Вышеназванный вид наказания позднее был закреплен в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях[39] и Указе Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1983 г. «Об административной ответственности за нарушение правил дорожного движения»[40] за грубое или систематическое нарушение порядка пользования специальным правом – управления транспортными средствами. Вступивший в силу с 1 января 1985 г. КоАП РСФСР лишь незначительно изменил текст определения анализируемого вида наказания, установив нижний предел срока лишения специального права 15 дней[41]. В настоящее время в КоАП РФ предусмотрено, что срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.
Административный арест связан с существенным негативным вмешательством в свободу личности и применяется при особой государственной необходимости в целях охраны интересов личности и общества. Декретом СНК РСФСР от 29 января 1920 г. «О порядке всеобщей трудовой повинности» в России впервые была введена эта мера административной ответственности[42]. В дальнейшем законодатель то отказывался от ее применения, то вновь обращался к ней. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 23 июня 1921 г. был установлен перечень санкций, налагаемых за нарушение обязательных постановлений исполкомов местных Советов депутатов трудящихся одной из которых было лишение свободы до 2 недель[43]. Постановлением ВЦИК от 16 марта 1922 г. срок ареста был продлен до 1-го месяца, данная мера применялась за неуплату административного штрафа[44]. Однако удельный вес применения ареста в РСФСР составил лишь 2,4% от общего количества административных взысканий, и позднее его отменили[45]. Таким образом, эффективность административного ареста была невелика. Последующее законодательство предусматривало возможность применения краткосрочного лишения свободы административными органами лишь в случаях введения исключительного или военного положения[46]. Как мера административного наказания административный арест вновь стал применяться в 1956-1957 гг. и был установлен в качестве санкции за совершение мелкого хулиганства[47], позднее начал использоваться с применением физических работ[48].
Новое понятие административного ареста дано в ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ. Согласно закону административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток, при этом назначается судьей. Административный арест устанавливается КоАП РФ и применяется только в качестве основного наказания, поскольку является исключительно суровой мерой.
Водитель может быть подвергнут этому виду наказания лишь по ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством), ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами), ч. 2 ст. 12.26 (невыполнение водителем, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения), КоАП РФ ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ (оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он был).
Согласно ст. 3.9 КоАП РФ административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам 1-й и 2-й групп, к военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел и другим лицам, перечисленным ст. 3.9 КоАП РФ. По общему правилу (ч. 3 ст. 3.9 КоАП РФ) срок административного задержания включается в срок административного ареста. Его применение относится исключительно к компетенции суда (судьи).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, обеспечение безопасности дорожного движения является одним из основных направлений Российской Федерации. Количество дорожно-транспортных происшествий напрямую связано с такими обстоятельствами, как дисциплина участников дорожного движения, качество подготовки и воспитания водительских кадров, конструкция и техническое состояние транспортных средств, содержание улиц и дорог, их благоустройство. Но как бы, ни были совершенны улицы и дороги, технические средства организации и регулирования дорожного движения, а также транспортные средства, безопасность общественных отношений в области движения во многом зависит от эффективности действующего административного законодательства, строгого соблюдения КоАП РФ и Правил дорожного движения РФ.
Абсолютное большинство дорожно- транспортных происшествий - следствие административных проступков, допущенных участниками дорожного движения. В сферу административной юрисдикции Госавтоинспекции ежегодно вовлекаются почти 40 млн. человек, из них штрафным санкциям подвергается более 6 млн. граждан, а лишению управления транспортным средством — около 450 тыс. водителей.
Решение этой проблемы требует укрепление дисциплины водителей, пешеходов и других участников дорожного движения и, следовательно, повышения эффективности правового воздействия на них.
Эффективное воздействие административного принуждения в Российской Федерации затруднено из-за того, что недостаточно разработан понятийный аппарат административно-юрисдикционной деятельности, административного правонарушения и ответственности, исполнение административных наказаний, механизма правового регулирования, правового обеспечения в области дорожного движения.
Список использованной литературы:
1. Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.). От имени СССР Конвенция подписана 8 ноября 1968 г. и ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII с оговорками и заявлениями. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1979 г., вып. XXXIII, с. 385.
2. Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения (Москва, 28 марта 1997 г.). Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 134-ФЗ с оговоркой и заявлением.
3. Конституция Российской Федерации М, 1993. // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195 от 30.12.2001, редакция от 07.02.2011.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации М, 2008.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации № 63 от 13.06.1996, // Собрание законодательства Российской Федерации - 17 06 1996 - № 25 – Ст. 2954 (в редакции от 07.03.2011).
7.Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. // Российская газета. 2011. 8 февраля.
8. Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" № 196 от 10.12.1995, редакция от 27.07.2010.
9. Указ Президента РФ "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (вместе с "Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации") № 711 от 15.06.1998, редакция от 23.12.2010.
10. Постановление Правительства РФ "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") № 1090 от 23.10.1993, редакция от 10.05.2010.
11. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц" № 627 от 15.10.2003, редакция от 26.01.2011.
12. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации" № 759 от 18.12.2003, редакция от 28.08.2009.
13. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством" № 475 от 26.06.2008, редакция от 10.02.2011.
14. Приказ МВД РФ "О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию" № 444 от 02.06.2005, редакция от 07.07.2010.
15. Приказ МВД РФ "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" № 185 от 02.03.2009, редакция от 31.12.2009.
16. Приказ МВД РФ "Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения" № 676 от 04.08.2008.
17. Приказ Минздрава РФ "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" № 308 от 14.07.2003, редакция от 25.08.2010.
18.Приказ МВД России от 21 июня 2003 г. № 438. «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода» // «Российская газета. 2003 11 июля.
19.Приказ МВД РФ от 2 июня 2005 г. № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию» (с изменениями и дополнениями).
20. Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 186 «Об утверждении Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации».
21. Приказ Минздрава РФ "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" № 308 от 14.07.2003, редакция от 25.08.2010.
22. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(с изменениями от 25 мая 2006 г., 11 ноября 2008 г., 10 июня 2010 г.)
23. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изменениями от 11 ноября 2008 г.)
Дополнительная литература:
1. См.: Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. – М., 1983.
2. См.: Коренев А.П. Административное право России. Ч. I: учебник. – М., 2000;
3. Попов Л.Л. Административное право: учебник. – М., 2002; Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учебник. – М., 2002; и др.
4. Бахрах Д. Н. Административное право России: учебник для вузов. – М., 2003.
5. Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. – М., 1982. С. 128;
6. Дмитриев С.Н. Указ. соч. С. 32; и др.
7. Шергин А. П. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2002. С. 44.
8. Шергин А. П. Административные взыскания по советскому праву: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1969. С. 89, 96;
9. Дугенец А. С. Указ. соч. С. 66-69;
10. Коренев А. П. Нормы административного права и их применение: монография. М., 1978. С. 65;
11. Масленников М. Я. Российский административный процесс. Тверь, 2001. С. 93; Сорокин В. Д. Административный процесс и административно-процессуальное право: монография. СПб., 2002. С. 40; и др.
12. Иванов А. А. Принцип индивидуализации юридической ответственности: учебное пособие. М., 2000. С. 13, 21;
13. Зубков В. И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. М., 2002. С. 5.
14. Максимов И. В. Система административных наказаний по законодательству Российской Федерации / под ред. Н. М. Конина. С. 65.
15. Якуба О. М. Административная ответственность по советскому праву в свете дальнейшего усиления прав личности: дис. … д-ра юрид. наук. Харьков, 1963. С. 168.
[1] Далее – «государственная функция».
[2] См.: Административное право: учебник / Под ред. Л. Л. Попова. – М., 2002. С. 286.
[3] См.: Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. – М., 1983.
[4] См.: Коренев А.П. Административное право России. Ч. I: учебник. – М., 2000; Попов Л.Л. Административное право: учебник. – М., 2002; Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учебник. – М., 2002; и др.
[5] См.: Бахрах Д. Н. Административное право России: учебник для вузов. – М., 2003.
[6] См.: Коренев А.П. Указ. соч. С. 192.
[7] Согласно п. 2.1.1 Правил дорожного движения водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения – временное разрешение; регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа – и на прицеп; документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа – и на прицеп – в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца; в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
[8] См.: Коренев А.П. Указ. соч. С. 194.
[9] См.: Постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 47. Ст. 4531.
[10] См.: Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2897.
[11] См. Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».
[12] См.: Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 186 «Об утверждении Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации».
[13] См.: Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов осуществляется в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 и детализированным в Приказе Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения», а также в Приказе МВД России от 4 августа 2008 г. № 676 «Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения».
[14] См.: Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов осуществляется в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 и детализированным в Приказе Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения», а также в Приказе МВД России от 4 августа 2008 г. № 676 «Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения».
[15] См.: Бахрах Д.Н. Указ. соч. С. 450.
[16] См.: Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. – М., 1982. С. 128; Дмитриев С.Н. Указ. соч. С. 32; и др.
[17] Шергин А. П. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2002. С. 44.
[18] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под общ. ред. Э. Н. Ренова. М., 2002. С. 38.
[19] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под общ. ред. В. В. Черникова и Ю. П. Соловья. М., 2002. С. 54.
[20] Подробнее см.: Максимов И. В. Указ. соч. С. 169.
[21] Максимов И. В. Указ. соч. С. 174.
[22] Шергин А. П. Административные взыскания по советскому праву: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1969. С. 89, 96; Он же. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. С. 16; Максимов И. В. Указ. соч. С. 134.
[23] См., напр.: Дугенец А. С. Указ. соч. С. 66-69; Коренев А. П. Нормы административного права и их применение: монография. М., 1978. С. 65; Масленников М. Я. Российский административный процесс. Тверь, 2001. С. 93; Сорокин В. Д. Административный процесс и административно-процессуальное право: монография. СПб., 2002. С. 40; и др.
[24] Иванов А. А. Принцип индивидуализации юридической ответственности: учебное пособие. М., 2000. С. 13, 21; Максимов И. В. Указ. соч. С. 122-134.
[25] Административная практика Госавтоинспекции в РСФСР и РФ // Статистические сборники НИЦ ГИБДД, ДОБДД МВД РСФСР и РФ. М., 1993-2007.
[26] Зубков В. И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. М., 2002. С. 5.
[27] Максимов И. В. Система административных наказаний по законодательству Российской Федерации / под ред. Н. М. Конина. С. 65.
[28] Коренев А. П. Убеждение и принуждение в деятельности советской милиции // Труды Высшей школы МООП РСФСР. Вып. 11. С. 33.
[29] Якуба О. М. Административная ответственность по советскому праву в свете дальнейшего усиления прав личности: дис. … д-ра юрид. наук. Харьков, 1963. С. 168.
[30] Максимов И. В. Система административных наказаний по законодательству Российской Федерации / под ред. Н. М. Конина. С. 106.
[31] Решение Конституционного Суда Российской Федерации (.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 12. Ст. 1458; № 35. Ст. 4464).
[32] Старилов Ю. Н. От административной юстиции к административному судопроизводству // Сер. Юбилеи, конференции, форумы. Воронеж, 2003. Вып. 1. С. 32.
[33] Бахрах Д. Н. Административное право России: учебник. С. 502.
[34] Там же.
[35] Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998. С. 331.
[36] Постановление СНК СССР от 23 июня 1935 г. № 1529 «Положение о Государственной автомобильной инспекции цудортранса» (ст. 5) // Собрание законодательства СССР. 1935. № 41. Ст. 349.
[37] Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1968 г. «Об усилении административной ответственности за нарушение правил дорожного движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам и правил пользования транспортными средствами» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1968. № 26. Ст. 1009.
[38] Постановление Совета Министров СССР от 13 февраля 1969 г. № 122 «О государственном надзоре за техническим состоянием машинно-тракторного парка в колхозах, совхозах и других государственных сельскохозяйственных предприятиях и организациях» // СП СССР. 1969. № 6. Ст. 34.
[39] Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, утвержденные Постановлением Верховного Совета СССР от 23 октября 1980 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. № 44. Ст. 910.
[40] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1983 г. «Об административной ответственности за нарушение правил дорожного движения» // Там же. 1983. № 12. Ст. 174.
[41] Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1984 г. «О введении в действие Кодекса РСФСР об административных правонарушениях» // Там же. 1984. № 27. Ст. 910.
[42] СУ РСФСР. 1920. № 8. Ст. 49.
[43] Там же. 1921. № 52. Ст. 310.
[44] Там же. 1922. № 24. Ст. 262.
[45] Гурвич С. М. Административные взыскания // Власть Советов. 1924. № 5. С. 77.
[46] Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 3 апреля 1925 г. // Собрание законодательства СССР. 1925. № 25. С. 166.
[47] Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1956 г. «Об ответственности за мелкое хулиганство // Сов. Россия. 1956. 20 дек.; Максимов И. В. Система административных наказаний по законодательству Российской Федерации / под ред. Н. М. Конина. С. 138.
[48] Подробнее см: Максимов И. В. Система административных наказаний по законодательству Российской Федерации / под ред. Н. М. Конина. С. 138.