Исследование речи ребенка




1. Исследование импрессивной речи.

Соответственно возрасту предлагается выполнить следующие задания.

Для детей 2 лет — 3-го года жизни:

- показать по словесной инструкции логопеда, называнию различные предметы обстановки комнаты, вещи личного обихода;

- выполнить поручение по речевой инструкции, например, "Возьми куклу", " Принеси мяч" и т.д.

Для детей 3 лет — 4-го года жизни:

- показать по словесной инструкции предметы обстановки, вещи личного обихода и др.; показать по словесной инструкции предметы той или иной формы (круглое яблоко, квадратный стол), вели­чины (большой шкаф, маленький стул), того или иного цвета (красный шар, зеленый огурец);

- выполнить поручения по речевой инструк­ции, например, "Возьми шарик и положи на стол", ''Встань и подойди к окну";

- ответить на вопросы по содержанию небольшого рассказа (для выяснения понимания содер­жания). Например, можно прочитать следующий текст "У Миши был серый котик. Хвост у коти­ка пушистый, глазки зеленые, лапки мягкие. Миша давал ему молока и каши. А котик не любил кашу, просил мяса. Котик был ленивый, не хотел мышей ловить. Хорошо мышам. Котик молока полакает и спит на солнышке. Вот плутишка!"

Ребенку предлагается ответить: Кто был у Миши? Какой у котика хвост? Глазки? Лапки? Чем Миша кормил котика? Что просил котик? Почему мышам было хорошо? Какой был котик?

Для детей 4 лет - 5-го года жизни:

- показать по речевой инструкции логопеда игрушки, кукол-персонажей сказок, предметы оби­хода, предметы разной величины, формы и цвета;

- ответить на вопросы по содержанию про­граммной сказки или рассказа (для выяснения понимания содержания).

Для детей 5 лет - 6-го года жизни:

- показать по речевой инструкции логопеда игрушки, кукол-персонажей из сказок, предметы обихода, предметы разной величины, формы и цве­та;

- ответить на вопросы по содержанию про­граммной сказки или рассказа (для выяснения понимания содержания);

- показать по сюжетным картинкам времена го­да, диких и домашних животных.

Для детей 6 лет - 7-го года жизни:

- показать понимание и знание слов, обознача­ющих величину, форму и цвет предмета, понима­ние и знание времен года (с использованием сю­жетных картинок);

- показать понимание и знание праздников, основных профессий (с использованием сюжетных картинок);

- ответить на вопросы по содержанию про­граммного рассказа, газетной статьи.

2. Исследование экспрессивной речи.

Для детей 2 лет - 3-го года жизни:

- назвать окружающие предметы, игрушки;

- показать язык широкий, узкий, зубы, обли­зать языком губы, вытянуть губы вперед и т.д. (предложить выполнить одиночные движения и се­рию движений для всех последующих возрастных групп);

- рассказывание ребенком сказки, например, "Курочка ряба";

- описание несложной сюжетной картинки;

- высказывание об игрушке;

- чтение стихотворения.

Для детей 3 лет - 4-го года жизни:

- называние предметов обстановки, вещей лич­ного обихода, качеств предметов, овощей, фруктов, ягод (цвет, величина, форма, вкус);

- беседа;

- рассказывание по картинке;

- чтение стихотворения.

Для детей 4 лет — 5-го года жизни:

- беседа с ребенком;

- пересказ известной сказки;

- называние за логопедом (отраженная речь) картинок;

- рассказывание с логопедом (сопряженная речь) стихотворения;

- игра в лото, домино на сопряженной речи.

Для детей 5 лет — 6-го года жизни:

- беседа с ребенком об известных ему овощах, фруктах, машинах, профессиях и т.д. (по логиче­ским группам слов);

- сравнить, отвечая на вопросы логопеда, два предмета, рассказав об их различии и сходстве (на­пример, две куклы);

- назвать за логопедом сюжетные картинки;

- вместе с логопедом дать описание какой-нибудь игрушки в игре: "Игрушка-сюрприз": раз­вернув пакет, ребенок рассматривает игрушку, а за­тем по образцу логопеда вместе с ним называет игрушку и описывает ее качества (например, мяг­кую игрушку - медвежонка).

Для детей 6 лет — 7-го года жизни:

- составить предложения по сюжетным картин­кам;

- показать инсценировку знакомой сказки, ис­пользуя фигурки настольного театра;

- беседа с ребенком о детских передачах, книгах, его друзьях и т.д.:

- повторить за логопедом предложения небольшого текста;

- вместе с логопедом назвать и выполнить дей­ствие, например, с мозаикой: "Я взял красный кру­жок. Я взял еще один красный кружок" и т.д.- "Получился цветок".

Обобщение:

1) особенности внимания заикающегося (внима­тельный, сосредоточенный, отвлекаемый, неусид­чивый, раздражительный, истощаемый, негатив­ный);

2) форма судорог (клоническая, тоническая, сме­шанная);

3) вид судорог (дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный);

4) степень выраженности заикания:

ЛЕГКАЯ - ребенок активен в деятельности, заи­кание не влияет на общительность, легкий контакт со сверстниками, со взрослыми, судороги наблю­даются только в самостоятельной речи;

СРЕДНЯЯ - активность в деятельности сниже­на, заикание повлияло на общительность ребенка, со взрослыми и детьми вступает в контакт неохот­но, судороги имеются в самостоятельной, вопросно-ответной, отраженной речи;

ТЯЖЕЛАЯ - ребенок пассивен в деятельности, необщителен, контакт только при побуждении со стороны взрослого, судороги во всех видах речи;

5) проявления заикания (количество судорог, их сила и длительность) в различных формах речи: в самостоятельном рассказе; в рассказе по картин­ке; в беседе; в пересказе прочитанного логопедом текста; в вопросно-ответной речи; при чтении сти­хотворения во время отраженной, сопряженной и шепотной речи;

6) состояние дыхательной функции: ритм (нор­мальный, аритмия), темп (нормальный, ускорен­ный, замедленный), характер вдоха (нормальный, укороченный, слишком глубокий, во время речи), характер выдоха (соответствует количеству слов во фразе, укороченный, слишком быстрый выдох), характер дыхания (диафрагмально-брюшное, диафрагмальное, поверхностное верхнеключичное);

7) состояние, строение и подвижность артикуляторного аппарата. Аномалии в строении губ, челю­сти, зубов, языка, твердого и мягкого неба (нет, есть, какие).

Отметить параметры движений: наличие или отсутствие движения; активность (расторможенность, заторможенность); объем (полный, неполный). точность выполнения; длительность (спо­собность удерживать органы в заданном положе­нии): темп движений (норма, замедленный, уско­ренный); замена движения (синкинезии);

8) состояние звукопроизношения. Определить нарушение звукопроизношения по механизмам: дислалия или дизартрия. По форме: моторное, сенсор­ное, смешанное нарушение. По проявлению: сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, дефек­ты заднеязычных звуков, дефекты озвончения, де­фекты смягчения. По объему: мономорфное, поли­морфное нарушение;

9) состояние просодических компонентов ре­чи: темп (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, аритмия), сохранение пауз (норма, деление слов, слогов паузой, судорогой), голос (сила голоса: громкий, слабый, тихий, мерца­ющий, затухающий; высота голоса - высокий, низ­кий, нормальный; тембр голоса - сиплый, хрип­лый, резкий, с металлическим оттенком, с носо­вым оттенком, особое внимание обратить на нали­чие мягкой или тверди атаки голоса); внятность речи (внятная, отчетливая, смазанная, неясная).

Поскольку при заикании наблюдается не толь­ко нарушение звукопроизношения, но могут быть отклонения, задержки в формировании словаря, грамматического строя речи, фонематических про­цессов, рекомендуется обследовать эти стороны ре­чи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: