ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ




Екатерина Александровна Данилова – ассистент кафедры педагогики и психологии,

СИПКРО

г.Самара, Россия

E-mail: arxeologinya@mail.ru

Михаил Александрович Артамонов – учитель истории и обществознания,

ГБОУ Школа 1795

г.Москва, Россия

E-mail: mihail.artamonoff2015@yandex.ru

Аннотация: в статьеавторы поднимают проблему, связанную с формированием пространственных мышления и представлений учащихся на уроках истории и приемами, которые помогут учителю преодолеть указанные трудности.

Ключевые слова: метапредметность, формирование пространственного мышления.

 

METHODS OF FORMING SPATIAL THINKING OF STUDENTS IN HISTORY LESSONS THROUGH THE USE OF METHODS OF HISTORICAL GEOGRAPHY

Ekaterina Alexandrovna Danilova -assistant of the Department of pedagogy and psychology,

CIPRO Samara, Russia

E-mail: arxeologinya@mail.ru

Mikhail Alexandrovich Artamonov -history and social studies teacher,

GBOU School 1795 Moscow, Russia

E-mail: mihail.artamonoff2015@yandex.ru

Abstract: in the article, the authors raise the problem related to the formation of spatial thinking and representations of students in history lessons and techniques that will help the teacher overcome these difficulties.

Keywords: meta-subject, the development of spatial thinking.

«География является глазами истории»

картограф XVI века А.Ортелий

Сегодня в России в условиях модернизации содержания общего образования и разработки новых стандартов общего образования идет широкое обсуждение необходимости интеграции в учебный предмет метапредметности: теоретические и методологические знания, универсальные учебные умения.

Но проводя содержательный анализ стандартов обнажается следующая проблема: в части требований к результатам освоения основной образовательной программы мы не находим упоминания о необходимости формировать и развивать пространственное мышление обучающихся среди метапредметных результатов. А ведь ориентация человека во времени и пространстве является необходимым условием его социального бытия, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания действительности. Свободное оперирование пространственными образами является тем необходимым умением, которое объединяет разные виды деятельности[1]. Проблема формирования и развития пространственного мышления и способы ее разрешения играют важную роль в школьной практике. Переход на новые ФГОС определяет иное качество результатов обучения: овладение учащимися не только предметными, но и метапредметными умениями и компетенциями. Деятельность по развитию пространственного мышления представляет собой основу формирования и совершенствования метапредметных умений и компетенций[2].

В процессе деятельности (игровой, учебной, трудовой, спортивной) человек выделяет пространственные соотношения в воспринимаемом пространстве, отражает их в представлениях или понятиях. Но ему нередко приходится не только их фиксировать и соответственно регулировать свою деятельность, но и прогнозировать новые соотношения, ранее не воспринимаемые. На основе чувственно познания заданных пространственных соотношений при помощи сложной системы умственных действий человек создает новые пространственные образы и выражает их в словесной или графической форме (в виде схем, чертежей, рисунков, эскизов). Это достигается специальной деятельностью представления, обеспечивающей восприятие заданных пространственных соотношений, их мысленную переработку (преобразование) и создание на этой основе новых пространственных образов[3]. По мнению Г.Д. Глейзера, содержанием данного процесса является оперирование образами, их преобразование, причем нередко длительное и многократное. В этот процесс вовлекаются образы, возникающие на различной графической основе, поэтому в пространственном мышлении происходит постоянное перекодирование образов, т.е. переход от пространственных образов реальных объектов к их условно-графическим изображениям; от трехмерных изображений к двумерным и обратно[4]. Это доказывает, что формирование и развитие пространственного мышления может происходить на всех учебных предметах, например, при работе с текстом и переводе его в таблицу, график, рисунок; перенос информации из текста на географическую карту (политическую, физическую, тематическую и т.д.), создании опорных конспектов с опорными графическими конструкциями; моделировании, проектировании.

Более подробно хотелось бы освятить деятельность по формированию и развитию пространственного мышления на примере такого учебного предмета как история.

Одним из главных методических требований к уроку истории является работа с картографическим материалом. Подавляющее большинство изучаемых в школьном курсе тем требуют пространственной локализации. Несмотря на требования методики преподавания истории и само собой разумеющееся использование различных карт, схем и планов на уроках; задания на знание исторической карты вызывают трудности у учащихся и выпускников школ. Историческая карта зачастую выступает на уроке не самостоятельным источником информации, а дополнением и подкреплением рассказа учителя. Использование видеороликов и инфографики экономят для учителя время на уроке и создают яркие внешние эффекты, но не учат детей работать с картой и как следствие в долгосрочной перспективе не происходит запоминание и отсутствуют навыки чтения карты. Цель достижения учеником представления об историческом процессе как событии не только хронологическом, но и пространственном не достигается. Карта остается за пределами мировоззренческой картины школьника. Использование отдельных методов дисциплины «историческая география» позволит расширить пространственный кругозор учащихся и научить их работать с картой.

Историческая география является вспомогательной исторической дисциплиной, но имеет те же методы исследования, как и сама история: анализ исторических источников (археологических, письменных), статистический метод, метод картографирования и другие. Обращение к источнику, работа со статистикой, сравнение карт различных исторических эпох в купе со школьным историческим атласом и контурной картой формируют у ученика целостное восприятие изучаемой эпохи по горизонтали.

Основной исторический источник школьных лет обучения по средневековой Руси – «Повесть временных лет» (далее - ПВЛ) - содержит указание на места расселения восточных славян после распада единой славянской общности. При изучении темы «Восточные славяне и их соседи» целесообразно организовать работу на уроке (как в VI, так и в X классах) через анализ отрывка из ПВЛ, где ученики под руководством учителя соотносят летописные сведения с географической картой и наносят условными обозначениями расселение восточных славян на контурную. Отдельный вопрос в изучении первоначальной истории нашей страны связан с «варяжским вопросом», а именно о месте происхождения и первоначального расселения «русов». На уроке ученикам старших классов предлагается проанализировать отрывки из трудов историков, выдвигавших различные версии по этому вопросу и сделать выводы с опорой на карту. Для сравнения возможных мест расселения следует привлекать отрывки сочинений Г.З. Байера и Г.Ф. Миллера с их скандинавской версией, В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова с прибалтийской теорией, Д.И. Иловайского, помещавшего «русов» между Доном и Днепром, Б.А. Рыбакова, указывавшего на район расселения племенного союза полян, теории И.Н. Данилевского о невозможности закрепления термина «русь» за определенной территорией ввиду его социального происхождения и последние исследования К.А.Аверьянова, который возводит прородину «русов», пришедших вместе с Рюриком, с территории современной Латвии.

При изучении темы «Зарождение и становление российской государственности», а именно появления «полюдья», работа на уроке идет через анализ источника – «О русах, приезжающих из России на моноксилах в Константинополь» Константина Багрянородного. Информация о маршруте полюдья киевского князя из данного источника накладывается на карту и вместе с тем выясняется почему именно такое движение описывал князь и его дружина, в какой период года это происходит, какое расстояние он преодолевает и сколько ему требуется для этого. Такая работа показывает географические рамки расселения славян и образования государства, что дает максимально полное представление об ойкумене средневековой Руси на раннем этапе становления.

Одним из объектов изучения исторической географии является географическая среда т.е. природные условия, влияющие на жизнь и развитие общества. В русских летописях есть многочисленные упоминания о метеорологических условиях в тот или иной исторический отрезок времени. Погодные условия влияли на ход исторического процесса, ускоряя или замедляя его. Например, если говорить о периоде образования и складывания Древнерусского государства, то на основе источников можно утверждать о благоприятном климате в этот период (отсутствие записей об экстремальных погодных явлениях), что способствовало становлению единого государства. И наоборот – теплая зима XIII века позволила монголам совершить первый поход на русские княжества. При изучении темы «Русские первопроходцы и путешественники XVII века» необходимо понять причины возможности освоения Сибири и Дальнего Востока. Помочь в этом может «Свод экстремальных природных явлений, отмеченных в русских летописях». Анализируя информацию, которая содержится в нем, можно говорить о благоприятных и неблагоприятных периодах отечественной истории с точки зрения климата и сделать выводы о его влиянии на процесс освоения людьми территории России и росте численности и территории государства.

Еще один прием работы с источником и проекции его содержания на карту – это анализ мирных договоров России с другими странами. В данном случае открывается широкие возможности применения подобного приема на уроках, т.к. отечественная история в изобилии дает подобный актовый материал.

Историческая география в качестве основных методов исследования использует работу со статистикой. Статистической обработке подлежат данные источников, переписей населения (ревизий), данные об экономическом развитии отдельных регионов и страны, которые наносятся на карту. Подобный метод на школьном уровне предлагается осуществлять по следующему алгоритму. Первым этапом работы станет перевод данных текста учебника или дополнительного текстового материала, содержащего количественные данные, в схемы, диаграммы, статистические таблицы и графики. Упорядоченные данные дадут первую информацию для выводов о темпах, скорости, количестве и времени изучаемого явления. Вторым этапом будет нанесение на контурную карту изучаемых объектов или явлений, что позволит сделать умозаключения о степени развития, распространения, территориального размещения (почему сконцентрированы здесь или, наоборот, рассеяны). Такой прием подойдет при работе с темами, связанными с экономическим развитием страны, проводимыми реформами, что дает представление о масштабах преобразований, степени освоения страны в изучаемую эпоху и объясняет развитие или задержку отдельных регионов страны в хозяйственном плане. Например, используя данные статистики железнодорожного строительства в XIX веке, ученики составляют графики и дают характеристику темпам строительства. Нанося на контурную карту, используя атласы, основные железные дороги школьники могут объяснить приоритеты строительства, дать оценку густоты железных дорог и степени охваченности страны ими, сравнить с другими странами.

В целях формирования пространственного мышления учащихся можно обратиться к еще одному методу исторической географии – это картографирование. Как метод вспомогательной исторической дисциплины он подразумевает использование различных описаний для составления планов и карт, а также сравнение различных карт по данному периоду или разных эпох с целью уточнения информации для дальнейшего нанесения на карту и составления исторических атласов. При изучении крупных битв, изменивших ход отечественной истории, обычно учитель обращается к плану битвы и, комментируя происходящие на ней события, излагает учебный материал. Используя описание битвы (географические объекты, ландшафт, расположение сил противников), учитель и ученики, анализируя имеющейся текстовый материал, составляют план или схему изучаемой битвы. Цель не просто нарисовать описанное, а научить работать с информаций на высоком уровне. При изучении темы «Борьба Руси с западными завоевателями» на уроке с опорой на сведения Новгородской первой летописи и старшей Ливонской рифмованной хроники, ученики анализируют причины столкновения (в обоих памятниках они разные), находят географические названия места сражения, расположения войск и численность, локализуя полученную информацию на контурную карту, приходят к итогам битвы с опорой на источники и сравнивают проделанную работу с современными научными сведениями. Подобная работа может быть организована и при изучении других крупных битв и сражений российской истории.

Приемы работы на уроках истории, используя методы исторической географии, весьма разнообразны и их список можно продолжить, что еще раз говорит об актуальности развития пространственного мышления у учащихся.

Значительное количество школьников имеют в своём сознании неупорядоченные совокупности пространственных образов различной степени обобщённости. Оперирование такими образами затруднено из-за хаотичности возникновения их в оперативной памяти учащихся, т.к. отсутствует общий подход к осмысливанию пространственно-временных свойств мироздания и его «элементов»[5]. Трудно переоценить значение пространственного мышления в жизни каждого человека. Нет ни одной сферы деятельности, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Умение свободно оперировать пространственными образами рассматривается как одно из важнейших качеств индивидуума, часть его общего интеллектуального развития. Это то фундаментальное умение, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Поэтому, важно вести работу по формированию и развитию пространственного мышления школьников метапредметно, а не только в рамках некоторых учебных предметов.

Примечания:


[1] Метаметодика как перспективное направление развития частных методик: Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции. СПб.2005.С.185.

[2] Ермак Е.А. Развитие пространственного мышления при изучении геометрии: Учебное пособие.Псков.2014.С.48.

[3] Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления у школьников.М.1980.С.421.

[4] Глейзер Г.Д. Развития пространственных представлений школьников при обучении геометрии.М.1985.С.356.

[5] Ермак Е.А. Там же.С.48.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: