Чернофигурная гидрия. V в. до н. э.




Так называемый храм Посейдона. V в. до н. э. Пестум.

возвышенностях, третьи — на опуш­ках лесов, недалеко от рек или свя­щенных ущелий.

Затем к дорическому («мужествен­ному») ордеру присоединился ионический («женственный»), а в конце V в. до н. э. и коринфский («девиче­ский»), пропорции которого упо­доблялись девическому телу. Тогда зодчие стали выбирать ордер для храмов в зависимости от пола, духа и олимпийского авторитета божест­ва. Так впоследствии будет предписы­вать древнеримский архитектор Витрувий в своём труде «Десять книг об архитектуре», который он напишет в конце I в. до н. э.

В эпоху архаики стали строить большие греческие святилища: Аполлона (бога света и искусств) — в Дельфах, Геры (супруги верховно­го бога Зевса) — в Олимпии. Святи­лища занимали важное место в жиз­ни древних греков, поскольку они являлись средоточием древнейших ритуалов и постепенно превраща­лись в крупные центры искусств.

Например, дельфийский комп­лекс, подобно всем другим святыням эллинов, возник на освящённом месте. Об этом говорит и легенда древнегреческого поэта Гомера:

Так называемый храм Цереры. VI в. до н. э.

Пестум.

Дельфы были основаны критянами. Французские археологи, начавшие раскопки в 1907 г., нашли террако­товые ритуальные предметы, посвящённые богине Афине. Там был от­строен храм Аполлону, победителю чудовищного змея Пифона, который являлся воплощением хаотических вод. Святилище было ограждено и ориентировано таким образом, что в него входили с востока, а к храму поворачивали с запада. По пред­ставлениям архаики, запад был ме­стом смерти, и потому храм Аполло­на рассматривался как гробница божества (Пифона). В ней он и воз­рождался благодаря творившей ри­туал богине-птице. В дельфийских мифах это Коронида, супруга Апол­лона и мать бога-врачевателя Асклепия. Однако в религии древних гре­ков богини-женщины уступают место богам-мужчинам. Так и Коронида (Ворона) была убита в мифах Аполлоном.

Зигзагообразный, трудный подъ­ём в святилище воспроизводил ночной путь бога Солнца, его драма­тическую борьбу с силами преис­подней и выход из тьмы на восток. Это был не просто путь с востока на запад и вновь на восток, но одновре­менно и подъём вверх по высокой, крутой скале; буквально — восхож­дение к свету. Мрачные Дельфы, где, по свидетельствам древних, сели­лись лишь коршуны и звучало мно­гократное, жуткое эхо, были святи­лищем борьбы смерти и жизни, тьмы и света — и победой вторых.

В Дельфах кроме храма Апол­лона, от которого до наших дней дошли только руины, было ещё не­сколько зданий: небольшие сокро­вищницы разных городов, в кото­рых под опекой бога хранилась их казна (они стояли перед храмом вдоль священной дороги), стадион, театр и знаменитая Лесха (здание для собраний) книдян, которую в V в. до н. э. расписал величайший греческий художник Полигнот с острова Фасоса. Его прославленные фрески «Разрушение Илиона» и «Преисподняя» не сохранились, как и всё его творчество, но их деталь-

но описал прекрасный знаток грече­ских древностей Павсаний. Его кни­га «Описание Эллады» (II в. н. э.) до сих пор остаётся непревзойдённым трудом по истории эллинской ста­рины.

Скульптура эпохи архаики вхо­дила в силу так же стремительно, как и архитектура. Она тесно связана с ней, поскольку обычно была предна­значена для религиозных комплек­сов и украшала фронтоны зданий. Живопись по традиции тоже была очень близка и к архитектуре, и к скульптуре, потому что скульптуру раскрашивали, иногда в невероятно яркие, фантастические цвета.

Композиции архаических хра­мов, которые помещались на фрон­тонах (в частности, замечательные фрагменты афинского Акрополя), также связывались с идеей проис­хождения мира, и потому их глав­ной героиней часто выступала Гор­гона Медуза.

В древнегреческой мифологии герой Персей обезглавил её, что



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: