Пирующие гетеры. Краснофигурный псиктер. VI в. до н. э.




не сосуда целиком, а только выде­ленного участка в самом широком месте, который назывался «клей­мом». В моду вошёл обычай, по которому гончар и вазописец ставили свои подписи на ва­зах — так высоко ценился труд ремесленника.

Амфора, на которой изображён «Геракл, вы­водящий Ке'рбера из под­земного мира», хранится в Московском государст­венном музее изобрази­тельных искусств имени А. С. Пушкина. Она даёт пред­ставление об этом искусстве. У неё стройные, строгие пропорции. На сияющем фоне чёрного лака выделя­ется светлое клеймо с изображением одного из последних подвигов Гера­кла. Герой показан склонённым к двуглавому псу Керберу, стражу подземного мира, с вьющимися над его лбами змеями.

Кербер чувствует силу героя: он видит приготовленную для него цепь и беспомощность владычицы мира мёртвых Персефоны, потому готов смириться со своей участью. Сзади стоит Гермес, бог-проводник, в петасе (шляпе путешественников) и крылатых сандалиях. В руке он держит магический жезл, с помо­щью которого можно усмирить любое существо. Сцена настолько тщательно продумана и так живо воспроизведена, что передать её мо­жет только длинный подробный рассказ.

Однако уже около 30-х гг. VI в. до н. э. блестящая плеяда вазописцев, в числе которых самыми выдающимися были Евфроний и Евтимид, стала работать в так на­зываемом краснофигурном стиле. Фигуры теперь стали светлыми, а фон — тёмным.

РАННЯЯ КЛАССИКА

Особого расцвета вазопись достиг­ла в период строгого стиля, как именуют сейчас всю раннюю классику (490—450 гг. до н. э.). Эта эпо­ха, связанная с борьбой Греции против могучей Персидской держа­вы, была периодом становления демократии в греческих городах-государствах (полисах). Эпоха ар­хаики, отмеченная правлением тиранов, уходила в прошлое. На историческую сцену выходил неза­висимый гражданин, человек. Для строгого стиля характерен драма­тический накал борьбы: большин­ство тем связано с битвами, напря­жёнными динамичными действами, строгостью наказания, выносимого врагам.

Среди мастеров того времени особо отличались Онесим, Дурис, вазописец Клеофрада, вазописец Брига и др. Одному из них, вазописцу Клеофрада, принадлежит зна­менитая гидрия (сосуд для воды) из Нолы со сценой «Гибель Трои». Кру­говое изображение в верхней части сосуда насыщено настоящим тра­гизмом: в центре изображена святы­ня троянцев — священный палла­дий (деревянная статуя Афины Паллады, хранительницы города Трои), — к которой припала дочь царя Приама, пророчица Кассандра. Греческий вождь Аякс, попирая те­ло павшего врага, с силой оторвал от палладия спасающуюся около него Кассандру. Это было неслыхан­ным доселе святотатством, за кото­рое на народ Аякса будет наложена особая кара на целую тысячу лет. Крутом смерть и насилие, и даже пальма печально склоняет свои вет­ви, а за ней, прямо на алтаре, уби­вают самого старца Приама, обаг­рённого кровью своего маленького внука Астианакта.

Тема искоренения произвола, неуправляемости и воцарения здра­вомыслия проходит сквозь все па­мятники той эпохи. В 60-е гг. V в. до н. э. был заново отстроен храм Зев­са в Олимпии — важнейшее обще­эллинское святилище, где раз в че­тыре года справлялись всемирно известные Олимпийские игры. Оба фронтона в храме, выстроенном архитектором Либоном из известня­ка, имели мраморные скульптурные

*Чаще Кербера (Цербера) изображали с тремя голова­ми и змеиным хвостом.

**Геракл — мифологиче­ский герой, сын бога Зевса и смертной женщины Алкме­ны. Совершил двенадцать великих подвигов.

группы (ныне хранятся в музее Олимпии). Композиция на западном фронтоне здания представляла страстную, патетическую сцену: кен­тавры нападали на женщин и маль­чиков во время брачного пира царя Пирифоя. Динамичные и напряжён­ные фигуры словно сливаются в группы, которые постепенно пони­жаются к углам, и вместе с тем дей­ствие становится всё более напря­жённым. Всё изображение оказалось связанным и по форме, и по сюже­ту. Оно исполнено духовной силы: стоящий в центре бог Аполлон под­нимает правую руку, предвещая по­беду людям.

На другом, восточном, фронтоне представлена статическая компози­ция, на которой Эномай и Пело'пс готовятся к состязаниям. Миф о первом беге колесниц был положен в основу Олимпийских игр. Пелопс некогда прибыл из Малой Азии про­сить в жёны Гипподамию — дочь Эномая. Тот, предчувствуя смерть от руки жениха, всё же вызвал его, как и прежних претендентов, на состя­зания. Пелопс хитростью погубил старого царя, подговорив на преда­тельство возничего.

Спокойствие героев иллюзорно, они все напряжены в ожидании ис­хода. Эномай подбоченился, Пелопс как победитель одет в золотой панцирь. Женщины стоят рядом с ни­ми, а далее — загадочные статуи жрецов, мальчиков и возлежащие мужские фигуры, символизирую­щие реки Алфей и Кладей, в долине которых проходили состязания.

Образы строгого стиля действи­тельно строгие. Статуя возничего из Дельф глубоко отражает идеалы эпо­хи. Она была посвящена Аполлону одним из правителей Южной Ита­лии. Фигура до половины закрыта колесницей, но все видимые детали отработаны с величайшей тщатель­ностью: и пальцы ног, и вздувшиеся вены, и каннелюры — вертикальные желобки, покрывающие одеяния. Один исследователь удачно сказал, что фигуры строгого стиля стоят по­добно трубам органа. Выражение их так же сурово. Обращает на себя внимание новый тип лица с гладкой, низко закрывающей лоб причёс­кой, правильными чертами и силь­ным, тяжёлым подбородком.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: