Древесные и кустарниковые насаждения на дорогах могут предназначаться для технических целей (предохранение дорог от снежных заносов, создание защиты от резких порывов ветра в местах выхода дороги из зоны затишья на открытое место), а также для архитектурно-художественного оформления дороги.
Снегозащитные насаждения представляют собой густые многорядные полосы деревьев и кустарников, которые задерживают снег, сметаемый к дороге ветром с прилегающих полей. Простейшим видом снегозащитных насаждений являются живые изгороди – густые двухрядные посадки деревьев или кустарников, за которыми отлагается снег.
Рис. ХХХV.7. Декоративное озеленение
а- декоративные группы деревьев и кустарников на полосе отвода, б -членение листвен-декоративными группами
1 -ряды снегозащитных насаждений или опушка леса; 2- декоративные группы разных, 5 - рядовые
автомобильных дорог:
рядовых посадок хвойными: в - оживление вила опушки леса рядовыми посадками и на полосе отвода, деревьев; 3 - одиночные декоративные деревья и кустарники; 4 - ось автомобильной дороги, посадки.
Объем приносимого за зиму снега, м³/м | Число рядов в полове | Необходимая ширина половы земли, м | Расстояние от бровки дороги до посадок, м |
6-8 6-8 8-10 | 15-25 |
Снегосборные лесные полосы состоят из нескольких рядов деревьев с низкой плотной кроной, окаймленных со стороны поля одним-двумя рядами плотного кустарника. При большом числе рядов в посадки вводят и высокие деревья (ель, сосну, березу, тополь). Лесная полоса создает на пути переносимого ветром снега преграду, снижающую скорость ветра, что приводит к отложению снега в лесной полосе и вблизи от нее. Количество рядов зависит от объема приносимого за зиму снега, (табл. XXXV. 1).
|
Для устройства снегозащитных полос необходим дополнительный отвод, причем полоса от дороги до снегозащитных насаждений остается в ведении землепользователей.
Декоративные насаждения предназначаются для украшения дороги, уменьшения ее однообразности, придания ей живописности, увязки дороги с окружающей местностью. По принципам компоновки они бывают трех типов (рис. XXXV.7):
регулярного, когда деревья и кустарники располагаются параллельно бровке дороги, в строго определенном порядке, на постоянном расстоянии друг от друга. Чтобы устранить однообразие и монотонность регулярных посадок, периодически меняют виды деревьев или включают в регулярные посадки отдельные декоративные группы деревьев;
ландшафтного, когда декоративные посадки размещают в пределах полосы отвода деревьев и кустарников в виде групп разного размера и состава, увязанных с придорожным ландшафтом, существующей растительностью и формами рельефа;
смешанного, когда на фоне регулярных рядовых посадок размещают ландшафтные группы, особенно подчеркивая ими пересечения и примыкания дорог, подходы к мостам.
Проекты озеленения разрабатывают с привлечением ландшафтных архитекторов-озеленителей, подбирающих для каждого участка дороги хорошо произрастающие на нем породы деревьев и кустарников.