ПРОДВИЖЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ СРЕДСТВАМИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ




ОПИСАНИЕ ПРАКТИКИ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ

В номинации «Читающая школа – читающая страна»

1. Название практики «Классно читать классику. Конкурс чтецов художественных текстов».

2. Аннотация практики.

Ежегодно в школе проходит конкурс чтецов художественной литературы. Ребята совместно с преподавателем подбирают текст из классической отечественной или зарубежной литературы. К тексту предъявляются следующие требования: он должен быть интересным, глубоким содержанию, соответствовать данной возрастной аудитории, пригоден для инсценировки. Каждый чтец должен продемонстри ровать небольшой моноспектакль. Допускаются и приветствуются соответствующий стиль одежды, различные театральные атрибуты.

3. Цели и задачи практики.

Цель практики: формирование интереса к чтению классической литературы.

Задачи: 1. Знакомство аудитории с новыми именами и произведениями классической литературы. 2. Развитие художественного вкуса и авторского мастерства. 3. Развитие умения раскрывать в тексте содержательные смыслы.

4. Для кого практика (целевая аудитория)?

Практика предназначена для учащихся средних и старших классов.

5. Актуальность практики (Почему важно и ценно реализовывать ваше образовательную практику? В чем ее уникальность? В чем ее актуальность относительно той социальной ситуации и контекстов, в которых вы ее реализовываете?)

- Данная образовательная практика направлена на формирование интереса к чтению, умения грамотно читать художественные текста. Уникальность практики в том, что каждый раз привлекаются новые авторы, может быть, мало известные. А у хорошо знакомых авторов берутся тексты, с которыми не знакомятся в школе. Таким образом, представление об этих писателях у учащихся расширяется и углубляется. Конкурсант должен так подать, доносить текст, чтобы это вызвало живой интерес у аудитории, желание прочитать данное произведение.

6. Ключевые образовательные форматы, реализуемые в рамках практики (тренинги, семинары, игры, практические занятия, выездные интенсивные модули и т. д.).

- Перед выступлением на конкурсе конкурсант подбирает значимый текст, заучивает его наизусть и репетирует, вырабатывая необходимую мимику и интонацию.

7. Технология практики.

- Практика состоит из трех этапов. 1. Подготовительный. Отбирается текст, проводятся репетиции под наблюдением наставника. 2. Конкурсный. 3. Рефлексия. Анализируется выступление: сильные стороны и проблемные, над которыми предстоит работать.

8. Опыт реализации. Когда и где была реализована данная практика, ключевые результаты реализации.

- Данная практика реализуется во время подготовки и проведения ежегодных литературных чтений.

9. Площадка реализации (на какой инфраструктурной площадке реализуется данная практика).

- Конкурс проводится на площадке школьной библиотеки.

10. Социальные результаты реализации практики.

- Повышение эстетической культуры, формирование художественных навыков, расширение интеллектуального кргозора.

11. Описание типов получаемых участниками практики образовательных результатов: компетенции, пробы, продукты, опыт и т. д.

- Формирование творческих компетенций, навыков публичного чтения, приемов работы с художественным тектом. Учащиеся приобретают опыт публичных выступлений.

12. Чем гарантируется достижение описанных выше результатов?

- Данные результаты гарантируются постоянной практической подготовительной работой, консультациями с опытными преподавателями, мастерами художественного чтения.

13. Как проверяется достижение описанных выше результатов?

- Проверяются и оцениваются результаты на конкурсах художественного чтения.

14. Методические материалы практики (при наличии можно прикрепить файл или указать ссылку на интернет-ресурс).

 

ПРОДВИЖЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫВ ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ СРЕДСТВАМИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Балашова Е.Н.,

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Сегодня произошла некая «инфляция» классической литературы. Вместе с тем классика является центральным компонентом культуры, задает общую систему координат, является универсальным языком, понятным для людей разных эпох. Историки утверждают, что подмена ценностей в нашем обществе, смещение системы координат является результатом проигрыша в «холодной войне», когда опытнейшие специалисты готовили оружие психологической войны, направленное против нашей страны. В классических произведениях сохранилась подлинная система координат русского человека, позволявшая нам выживать в труднейших условиях и противостоять самым различным угрозам (их было в нашей истории более чем достаточно).

Почему современные подростки не читают классику? Они утверждают, что классическая литература малодинамична, описывает другое время, над классикой надо думать, а дети этого не хотят, классика ассоциируется со школой, это школьная обязаловка. Кроме того, классическая художественная литература ориентирована на более взрослого читателя. Специалисты должны учитывать, что при восприятии художественной литературы срабатывает «закон соответствия»: информация, переданная автором через книгу, должна соответствовать опыту и знаниям читателя, иначе текст не будет до конца понят, адекватно оценен. Утверждают, что ребенок школьного возраста не в состоянии понять тех глубочайших мыслей, которые передал через произведение великий автор, много переживший на своем веку. Вместе с тем, педагоги говорят о том, что если ребенок в школе не познакомится с нашей великой русской литературой (которой восхищаются во всем мире), то потом, во взрослой жизни, ему тем более не захочется (и некогда будет) обращаться к ней. «Школьная обязаловка» - это некая «прививка» на будущее, и задача специалистов: педагогов, библиотекарей и т.д., чтобы эта «прививка прижилась».

При рекомендации классической художественной литературы необходимо учитывать особенности ее восприятия, обусловленные многогранностью самого произведения. Выделяются слои художественного текста: слой фактов и слой художественной формы («план содержания» (или «о чем идет речь») и «план выражения» (или «каким языком написано»). Требуется изначально определить, какой тип восприятия у того или иного читателя, прежде чем начинать работу с ним.

Беляева Л.И. предлагает рассматривать следующие типы восприятия художественного произведения:

1. полное, целостное и эстетически адекватное,

2. восприятие «слоя фактов» (когда читатель находится на фактографическом, низшем уровне восприятия и не «видит» слоя «художественной формы» (высшего уровня), в результате может оценить одинаково «Ромео и Джульетту» У.Шекспира и любовный роман низкого качества с аналогичным сюжетом),

3. рассудочное (человек проходит все стадии восприятия, видит «слои» художественного текста, однако не сопереживает героям, которых и в реальности-то не существует. Тип восприятия, более характерный для мужчин. Не считается оптимальным, поскольку настоящее художественное произведение всегда является результатом большого эмоционального подъема автора, поэтому, воспринимая книгу только рассудком, понять ее невозможно, так как читатель говорит с автором фактически «на разных языках»),

4. эмоциональное (человек очень эмоционально воспринимает книгу, но при этом глубоко ее не понимает. Тип восприятия, более характерный для женщин), 5. поверхностное, схематичное и неполное. [1]

 

Разработка критериев полноценного восприятия художественной литературы связана с решением проблемы соотношения гносеологических (информационных) и аксиологических (оценочных) сторон чтения. Художественное произведение способно обогащать читателя как новыми объективными данными о мире, так и новым «вчувствованием» в него, принципиально не переводимым на язык понятий. Нередки случаи, когда художественное произведение довольно банально в гносеологическом, информационном плане. Известно, что в мировой литературе сравнительно небольшое число сюжетов «кочует» из эпохи в эпоху, из страны в страну. Каждое новое поколение людей в общем-то сталкивается с одними и теми же мировоззренческими проблемами, психологическими трудностями, становится перед выбором между страстью и долгом, богатством и честью, добром и злом. И писатели – представители того или иного поколения, той или иной страны, на страницах своих книг по-своему решают эти мучительные вопросы. Поэтому в художественном произведении надо искать не столько новые факты, сколько новую ценностную информацию о мире, способную существенно обогатить его эмоциональное постижение читателем [2].

Серьезная литература требует больших духовных затрат. Чтение классики предполагает необходимость сопереживания: дети постепенно утрачивают способность к сочувствию, привычку к духовной работе. Чтение в России всегда было обращено к душе. А сегодня подростки говорят, что не читают классику, потому что она «грузит». (И в повседневной жизни всё чаще человеку, решившему поделиться с кем-то своей бедой, могут ответить: «Не грузи меня своими проблемами»). Однако, среди наших ребят огромное количество думающих, чувствующих людей, «томимых духовной жаждой». Но надо помнить о том, человек обращается к классике, если у него сформирован интерес к ней – этот интерес сам по себе не возникает. Должен быть человек, который станет проводником в этот мир. Эту роль могут выполнить учитель, родители, библиотекарь.

Большинство библиотек серьезное внимание уделяет привлечению юных читателей к классической литературе, что сегодня особенно актуально на фоне более чем скромного количества часов, отданных изучению классики в учебных программах школ, колледжей, лицеев [3].

Так, Кемеровская областная юношеская библиотека реализовала программу «Чтение с восхищением», в основе которой лежит обращение к литературной классике. В рамках ее выделены 4 блока: «Алые паруса» (учащиеся 8 класса), «Ромео и Джульетта» (9 класс), «Отцы и дети» (10 класс), «Мастер и Маргарита» (11 класс). В Челябинской областной юношеской библиотеке постоянно работала книжно-иллюстративная выставка «Классика стала бестселлером?».

Сотрудниками ЦБС г.Орла в рамках Национальной программы чтения проводились городские праздники, акции, фестивали чтения в учебных заведениях и на площадках города. Например, акция «Читаем Пушкина вместе» проходила возле ЦГБ имени А.С.Пушкина. Были использованы элементы театрализации. Кроме того, все могли попробовать любимые блюда поэта, дегустация которых сопровождалась рассказом о кулинарных пристрастиях А.С.Пушкина.

Кстати, библиотеки при работе с классической литературой достаточно часто используют приемы театрализации, что позволяет, с одной стороны, более ярко и эмоционально раскрыть сюжет произведения, с другой, дает возможность читателям увидеть текст как бы изнутри, примерить его на себя, прочувствовать его.

Сотрудники библиотечно-культурного комплекса Кировского района Санкт-Петербурга устраивают конкурс чтецов «Времена года»: соревнуются школы, дети читают наизусть стихи русских поэтов. В жюри: учителя, библиотекари, режиссеры. Победители награждаются подарками.

В Орловской детской библиотеке организован Театр книги, предназначенный для дошкольников и младших школьников. Театр представляет собой оригинальную форму иллюстрированного рассказа. Он существует в двух вариантах: как настольный и как настенный. Настольный театр организован следующим образом: на столе – макеты домов, вырезанные рисунки, куски бумаги, ткани, солома и т.д. Фигурки делают из пластиковых крышек от шампуней, небольших пластиковых чашек. Декорации изготавливают сами дети с помощью родителей. Играют, когда детей немного, и они сидят вкруговую. По мере устного чтения художественного произведения фигурки героев располагают там, где они должны быть по сюжету. Настенный театр (фланелеграф) представляет собой доску, обтянутую фланелью ворсом наружу. Стоя сбоку, взрослый читает сказку и по ходу действия прикладывает к доске плоские изображения персонажей и оформления, к которым с оборотной стороны также приклеена фланель наружу ворсом.

Сотрудники библиотеки поселка Приобье Тюменской области силами своего читательского актива поставили спектакль по произведению А.П.Чехова «Юбилей». Сами сшили костюмы и декорации. Восторженные отзывы зрители писали прямо на афише. Заведующая библиотекой Нина Алексеевна Баталова в статье, описывающей опыт работы, утверждает, что деятельность библиотеки в этом направлении имеет опережающий, развивающий характер: мировая литература – это всегда «на вырост», значит нужны и библиотечные клубы, и литературные салоны. Особое значение имеет неформальное общение с читателями в камерной обстановке – в маленькой аудитории, с привычными лицами, что позволяет свободнее высказывать свое мнение, дискутировать.

В Краснинская ЦБС Липецкой области (с.Красное) действует литературно-музыкальная гостиная. Особую атмосферу создает уже интерьер: бархатные шторы, пианино со свечами. Формы работы предполагают опять же элементы театрализации. На один из вечеров в гостиную зашел «на огонек» «Тютчев», он читал свои стихи «даме», своей современнице, также присутствовавшей в салоне в этот вечер.

В библиотеке, если нет возможности поставить спектакль или оформить гостиную с бархатными шторами, можно организовывать литературные чтения. Достаточно вспомнить классический опыт учителя Топорова, работавшего в 20-е гг. 20 в. в сельской коммуне «Майское утро» на Алтае, который именно с помощью этого метода смог заинтересовать своих учеников достаточно сложными классическими произведениями, и не просто заинтересовать, а заставить полюбить.

Хороший результат по привлечению юных читателей к классической литературе дает объединение усилий различных учреждений, работающих с детьми. Например, в г.Орле на базе ЦДБ им. И.С.Крылова открыт Центр развивающего чтения. В Центре совместно с учителями русского языка и литературы разработан и активно внедряется цикл уроков внеклассного чтения «Классное внеклассное». На этих занятиях учащиеся младших классов знакомятся с лучшими произведениями как отечественной, так и зарубежной литературы.

Также необходимо помнить, что многие телевизионные передачи стимулируют чтение. Экранизации классических произведений возрождают интерес к книгам-«первоисточникам». Кроме того, активно используется «обиблиотечивание» популярных телешоу, имитация их, превращение в формы массовой работы. Среди мероприятий, имитирующих популярные телепередачи, лидируют разнообразные конкурсы [4].

При работе с классической литературой в молодежной аудитории всегда возникает проблема: конечно, вопросы, поставленные в этих книгах, вечны, понятны любому поколению. Но каким языком донести до сегодняшних подростков сюжет книг, написанных более 100 лет назад. Можно сказать, что произведения наших выдающихся писателей не нуждаются в «переводе». Да, но это касается работы со зрелым читателем, а подростки в плане восприятия классических произведений – еще «младенцы». Поэтому им надо найти слова для того, чтобы раскрыть перед ними сокровища нашей литературы. В этом плане полезным может быть литературный проект «Литературная матрица» [5-8]. Создан учебник, который журналисты сразу назвали альтернативным. В нем о каждом русском классике, включенном в школьную программу по литературе, пишет современный автор. Были приглашены серьезные писатели, чьи произведения входят в шорт- и лонг-листы серьезных литературных премий. Цель создателей книги – перечитать тексты, с помощью которых можно многое понять про нас сегодняшних. В этом издании можно найти неожиданные, часто спорные мысли современных авторов о классиках. Татьяна Москвина, автор статьи об А.Н.Островском: «Как сегодня заставить читать классику? Как ее вписать в наш, другой, яркий, по-другому говорящий мир? И вот выходят 40 человек и говорят хором от имени настоящего о прошлом. В каждой статье дрожит личная нота».

При раскрытии классической художественной литературы хорошо было бы ориентироваться на слова А.Битова: «Важно научить читать, а не проходить литературу. Проходить литературу нельзя. Её проходит каждый внутри себя».

Список использованных источников:

1. Беляева Л.И. К вопросу о типологии читателей: проблемы социологии и психологии чтения / Л.И.Беляева. – Москва, 1975.

2. Бородина В.А. Психология чтения: учеб. пособие /В.А.Бородина. – Санкт-Петербург, 1997. – 78 с.

3. Кашкаров А.П. Воспитатели чтения - библиотека, семья, школа: практ. пособие / А.П. Кашкаров, С.А. Глебова, Е.С. Филиппова. - Москва: Либерея-Бибинформ, 2012. - 160 с. - (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 135).

4. Крылова Н.Б. Художественная классическая литература как библиотечный ресурс личностного роста старшеклассников / Н.Б.Крылова, З.В.Руссак // Вестн. Челябинской государственной академии культуры и искусств. – Челябинск, 2013. - №4 (36).

5. Литературная матрица: учебник, написанный писателями, XX век: [сборник / сост. В. Левенталь, С. Друговейко-Должанская, П. Крусанов; науч. ред. О. Богданова; при участии филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та]. — [2-е изд.]. — Санкт-Петербург; Москва: Лимбус Пресс, 2011. — 790, [1] с.

6. Литературная матрица: учебник, написанный писателями, XIX век сб /сост. В.Левенталь, С.Друговейко-Должанская, П.Крусанов; науч. ред. О.Богданова; при участии филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. — 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург; Москва: Лимбус Пресс, 2011. — 464 с.

7. Литературная матрица. Советская Атлантида: сб. / сост. В.Левенталь, П.Крусанов. – Санкт-Петербург: Издательство К. Тублина. – 528 с.

8. Литературная матрица. Учебник, написанный писателями. Внеклассное чтение: сб. / сост. В. Левенталь, Павел Крусанов. – Санкт-Петербург: Лимбус Пресс, Издательство К. Тублина, 2014. – 576 с.

 

15. Информация о носителях практики: ФИО, образование, место и опыт работы, области профессиональных и научных интересов, информация о профессиональных и научных достижения. Контакты для связи: ФИО, e-mail, тел.

- Хрипков Николай Иванович, образование высшее, Калиновская сельская библиотека, 40 лет работы преподавателем в школе, удостоен наград и дипломов, публиковался в различных образовательных изданиях.

rhripkov.nikolai@yandex.ru/ Тел. 8 913 712 02 73



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: