Логопедический пункт
При общеобразовательной школе №
РЕЧЕВАЯ КАРТА
(ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НА РЕБЕНКА С ОНР)
1. Фамилия, имя, возраст: Петров Ваня, 7 лет
2. Школа № 1 класс 1
3. Дом. адрес____________________
4. Дата зачисления на логопедический пункт 18.09
5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования) Начало уч. года.
6. Жалобы учителей или родителей: Со слов учителя: на уроках малоактивный, стесняется говорить. Со слов матери: говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи.
7. Заключение психиатра (заполняется по мере надобности): из медицинской карты с указанием даты обследования и фамилии врача.
8. Состояние слуха проверяется при необходимости.
9. Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова появились к 2—2,5 годам, фразы — к 4—5 годам. Речь непонятна окружающим.
10.Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность): Строение — N. Подвижность — с трудом удерживает заданную позу и испытывает трудности в переключении с одной артикуляционной позиции на другую.
11.Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельность связных высказываний): В беседе о семье ответы ребенка могут быть следующие: «Ваня», «Мам.у зовут Зойкой», «Не знаю» (отчества), «Папу зовут Петя», «Не знаю» (отчества), «Сестра зовут Люда», «На работе» (про маму), «Касса» (на вопрос — кем работает?), «Не знаю» (про папу).
Словарный запас (количественная и качественная характеристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов (замена по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры.
Словарь ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики: недостаточное количество обобщенных слов и слов, относящихся к прилагательным, глаголам и т.д. Качественная характеристика (ответы на предъявленные задания): абажур (лампа), шланг (вода), графин (бутылка), шофер (вместо машиниста), часовщик, крановщик (не знает), почтавиха (вместо почтальон), стеклещик (стекольщик), машина (вместо слова транспорт), ботинки (вместо обувь) и т.д.; смелый — слабый, лежит — не лежит, ворона — ворота и т.д.
Грамматический строй: типы употребляемых предложений,
наличие аграмматизма. Привести примеры (смотри запись
беседы и связного высказывания):
Карандаш вытащил из-за книга. Мальчик прыгнул лужу.
На деревьев появились первые листочки.
Мн. ч., Им. п. — деревы, глазы, крыли...
Мн. ч., Род. п. — тетрадов, вороткнов, осёл... варенье яб-
лонычный; вода апельсилиновый; медведь плюшеный.
Произношение и различение звуков:
1) произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков Р — увулярное; в потоке речи Л=Р (ралек — ларек); Ш = Ж (нижние); Ш = С; Ж - 3;
2) различение оппозиционных звуков тисовчик (часовщик), голошина (горошина), яселса (ящерица), па-ба-ба (N), та-да-да (N), га-ка-ка (N), за-за-за (жа-жа-за), ча-ча-ча (тя-ча-тя), ча-ча-ча (ча-ща-ча), ра-ра-ра (ра-ла-ра), за-за-за (за-жа-за), тя-тя-тя (тя-ча-тя), ща-ща-ча (ща-ча-ча), ла-ла-ла (ла-ра-ра);
3) воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры): лигуливат (регулирует); тлансп, штампам (транспорт); зеле-зелено... (железнодорожный), мещанел (милиционер), писиный (апельсиновый).
Темп и внятность речи: речь невнятная, замедленного темпа.
Уровень сформированности навыков анализа и синтеза
звукового состава слова плащ: Сколько всего звуков? — «2». 1-й звук? — «П». 2-й звук? — «А». 3-й звук? — «А». Назови последний звук. — «А». Назови 1-й звук. — «Т». Назови 3-й звук. — «А».
13.Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизм и т.д.) в письменных работах учащихся — диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения. (Письменные работы прилагаются к речевой карте.) Варианты; 1) воспроизводит отдельные печатные буквы: А, П, М; 2) печатает отдельные слова типа МАК, МАМА.
14. Чтение:
а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, словами). Варианты:
1) знает отдельные буквы: А, П, М, Т;
2)знает все буквы, но не читает;
3)читает слоги и односложные слова;
4)читает по слогам, медленно, монотонно; пропускает гласные, не дочитывает слова; искажает слоговую структуру слова; путает некоторые буквы;
б) ошибки при чтении: лист (листья) на деревьев (деревьях)
пожелтели и пурели (побурели). Сердитый ветер кужил
(кружил) их... (по) воздуху.
в) понимание прочитанного. Варианты:
1) с трудом понимает прочитанное логопедом, пересказывает только с помощью вопросов;
2) основное содержание рассказа понимает, скрытый смысл понимает с трудом;
3)испытывает некоторые затруднения.
15. Проявление заикания: не заикается.
а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, в которых оно проявляется (ответы у доски и т.п.);
б) сформированность языковых средств;
в) особенности общего и речевого развития (организованность,
общительность, замкнутость, импульсивность);
г) адаптация к условиям общения.
Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту): внимание неустойчивое, пониженная работоспособность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой; низкий уровень самоконтроля и самостоятельности.
Заключение логопеда. Варианты: 1) НВОНР; 2) ОНР II-III ур. (эти заключения отражают уровень сформированности устной формы речи).
Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта).