Валентина Сергеевна Безрукова




Основы духовной культуры

(энциклопедический словарь педагога)

Основы религиозных культур и светской этики

Екатеринбург-2000

 

Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В. С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 523 с.

 

 

Дому моему: мужу и другу Константину Ивановичу, дочери Татьяне, внукам Юрию и Константину, их детям и детям детей их с любовью и смирением посвящаю.

 

 

«Потомство мое, прошу брать мой пример – до издыхания быть верным Отечеству».

Александр Суворов

 

«Христианство должно остаться навсегда в русском народе самой главной и жизненной основой просвещения его».

Ф. Достоевский

 

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье драгоценней самой вещи».

Н. Гоголь

 

«Да не поколеблют державы российской инородцы, и иноверные и инославные!»

И. Кронштадтский

 

«Педагогика без связи с религиозными истинами бессмысленна».

К.Д. Ушинский

 

«…знания без воспитания – вещь в руках сумасшедшего».

Д. Менделеев

 

«Слово есть высший подарок Бога человеку».

Н. Гоголь

 

«Ключевая задача сегодня состоит в том, чтобы в философии просвещения вновь вдохнуть дух нашей Святой Веры, опирающейся на глубину народного опыта, превратить эту философию в мощный двигатель национальной энергии, направленной на духовное и экономическое Возрождение».

А. Мигунов

 

«Человек с помощью понятий и идей входит в понимание духовного мира».

С. Прокофьев

 

«Отваживаясь на необходимое участие в формировании человека, педагог берет на себя ношу Творца. И, независимо от нашего мировоззрения, мы не можем не почувствовать вселенской ответственности».

Л. Сурова

 

«… великий народный педагог – родное слово!»

К.Д. Ушинский

 

«Слово – наш важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменить».

В.А. Сухомлинский

 

«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».

Л.Н. Толстой.

 

«В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, - словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове».

К.Д. Ушинский

 

«Если ты оказался в темноте и видишь хотя бы самый слабый луч света, ты должен идти к нему, вместо того, чтобы рассуждать, имеет смысл это делать или нет. Может, это действительно не имеет смысла. Но просто сидеть в темноте не имеет смысла в любом случае».

В. Пелевин

 

«Жадный пустит в ход все средства, продажный все продаст. Человек, в коем Бога нет, превратит жизнь в тайное и явное преступление».

И. Ильин

 

«Нравственность есть правда».

В. Шукшин

 

«Если отобрать у человечества веру в бессмертие, не только любовь, но всякая живая сила, питающая мир, тут же иссякнет».

Ф. Достоевский

 

 

«Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их… Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей или служит вражде и ненависти…»

Л. Толстой

 

«Народ без истории, как ребенок без родителей, начинает все сначала, и из него лепят, что угодно».

А. Касьянов

 

«Жизнь всякого народа, всякого человеческого сообщества зиждется на единстве мировоззрения, определяющего моральные, этические и религиозно-нравственные нормы поведения. Жизнь личная и семейная, общественная и государственная в равной степени зависят от того, что признается людьми допустимым, а что нет, что почитается за благо, а что за зло, какой смысл полагается в человеческом бытии и какова его высшая, вечная, непреходящая цель».

о. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

 

«Народ не сломлен до тех пор, пока не сломлен его дух».

Народная мудрость

 

«Дар слова есть единственное и неоценимое средство проникать внутрь человека гораздо глубже, чем посредством одних внешних чувств».

Н. Пирогов

 

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

А. Куприн.

 

«Не в силе Бог, а в правде!»

А. Невский

 

«Разве не знаете, что вы – Храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»

Св. апостол Павел

 

«Один только Бог может составить совершенный словарь»

П. Буаст

 

О замысле.

Этот словарь, без преувеличения, делало время. Для него нужны были свобода и переустройство собственного миропонимания. И то, и другое происходило в десять последних нелегких лет, на подходе к новому тысячелетию. Было время, когда мы наивно верили в то, что «бытие определяет сознание». Мы не понимали, что материализм не исчерпывает объяснение мира и человека в нем, что, опираясь только на него, не справиться со шквалом проблем школы и семьи по воспитанию хорошего нового поколения и своей смены.

Никогда в такой внешней свободе не приходилось писать. Но внутри и при ней оставался страх – он строго судил взятое на себя право говорить о духовном и нравственном. Временами страх брал верх и в доли секунд делал весь труд бессмысленным. Но откуда-то брались силы – вновь приходила Вера, Надежда и Любовь, и ты становился добровольным галерным рабом этой книги: «Возможно, что другие лучше выполнили бы это дело, но этих других приходится ждать…» (А. Богданов).

Весь мой жизненный и научный опыт убедили меня в том, что «слова имеют силу», что существует «понятийное поведение», что «лучший воспитатель – слово». Мудрость веков сфокусирована в главном библейском выражении: «В начале было СЛОВО, и СЛОВО было у БОГА, и СЛОВО было БОГ». Коснуться Слова – это постичь мир смыслов и форм, мыслей и чувств, прошлого и настоящего, видимого и невидимого, возвышенного горнего и земного дольнего. Это – безбрежное море звуков, красок и запахов. Это – воля и покой. Слова сбываются, помогают, раскрывают мир, приближают к Истине. Ах, если бы мы захотели подняться в своей духовности, мы в первую очередь обогатили бы свою речь новыми словами и смыслами – они бы помогли нам на этом тернистом пути: нельзя в старые мехи вливать новое вино…

Так рождался замысел:

помочь учителю обогатить свой лексикон в той части своей жизнедеятельности, что именуется духовно-нравственным началом человека;

раскрыть красоту, благозвучие и исключительную «порядочность» русской речи как «кровеносной системы» русской национальной культуры.

Духовно-нравственная культура русского народа – наше несметное самобытное природное богатство, дающее надежду на Возрождение. Сегодня есть все основания утверждать это. Вникните в факт: из более чем 700 описанных в нашем словаре нравственных качеств личности и поведения человека свыше 600 (!) терминов-понятий, их выражающих, имеют наше, славяно-русское, родное происхождение. Я уж не говорю о культурологических терминах. Гены духовности нашими предками закладывались так основательно и широко, что они не мутируют до сих пор. Даже при потере памяти на многие «нравственные» слова мы не заменили их иноземными, не вытеснили новоязом и сейчас можем возрождать из прошлого теми же чистыми, звонкими, «честными», какими они были тогда.

Прошу Вас, вчитайтесь в слова этого словаря, проникните и переживите их смыслы… Вы сразу войдете в другой мир – более чистый и совершенный. Вы увидите наше далекое прошлое и, хочется верить, недалекое будущее, вы узнаете себя, происхождение и качества своего характера, увидите свои поступки, свои радости и слезы, успехи и неуспехи. Вчитайтесь и вдумайтесь, вы почувствуете себя человеком с глубокими историческими корнями, укорененными в Земле Русской. Вы, вслед за В. Распутиным, услышите «гул подземной Руси».

 

Состав словаря.

Словарь содержит более 2500 словарных статей. Основой для них стал словник – перечень терминов, составляющих понятийное поле проблемы духовно-нравственного становления человека в условиях русской православной культуры. В итоге длительного собирательства, отбора и систематизации в словарь вошли четыре основные группы слов.

Первую группу составили слова, выражающие философско-мировоззренческие учения, идеи, теории, течения, движения, с помощью которых человек пытался научно, рационально (или иррационально) объяснить свою сущность и миссию на Земле. Прежде всего раскрываются такие базисные понятия, как Бог, абсолютное бытие, абсолют, бытие человека, жизнь, логос, личность и др. А далее идут те, что характеризуют глобальные мировоззренческие системы (космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм). Эту группу также представляют локальные мировоззренческие течения (гуманизм, материализм, нигилизм, идеализм и др.), частные мировоззренческие идеи, повлиявшие на понимание сущности человека (витализм, дуализм, интуитивизм и др.), социальные концепции (анархизм, социализм, коммунизм, фашизм и др.). В целом первая группа понятий немногочисленна – всего около 6% от состава словаря.

Вторая группа – собственно педагогические термины, те, что выполняют прямую профессиональную функцию и системообразующую роль. Это самая многочисленная группа слов (более 30% от состава словаря), в которую вошли:

формы и методы, используемые в целях духовно-нравственного воспитания человека (авансирование доверием, авторитет учителя, игра, беседа, военно-поисковое движение, день знаний, день славянской письменности и культуры и др.);

характеристики семьи и семейного воспитания (автономная семья, материнство, отцовство, домашнее воспитание, частная жизнь и др.);

виды и типы детского поведения (послушание, беспрекословное подчинение, адаптивное поведение, девиантное поведение, понятийное поведение и др.;

виды, типы воспитательно-образовательных систем и направлений, призванных осуществлять духовно-нравственное воспитание детей и молодежи (базовое образование, гражданское воспитание, антиалкогольное воспитание, воспитывающее обучение и др.);

методы изучения воспитанника (анамнез, генетический метод, наблюдение, эксперимент и др.);

виды и типы современных образовательных учреждений и детских организаций (дворовая компания, детская организация, детский приют, лагерь, лицей, гимназия и др.);

отрасли и ветви педагогического знания, причастные к решению проблемы духовно-нравственного воспитания человека (этнопедагогика, экологическая педагогика, гуманистическая педагогика. народная педагогика и др.), а также науки, Способствующие решению педагогических задач (экология, генетическая инженерия, гигиена, гуманистическая психология др.).

Эти и другие малочисленные подгруппы слов представляют в словаре современную педагогику, так или иначе касающуюся духовно-нравственных проблем.

Третья группа – это слова, несущие прямой религиозный смысл, представляющие некоторую систему православной веры в ее философско-мировоззренческом и деятельностном аспектах. Сюда вошли слова:

раскрывающие сущность православного христианства, его основные догматы (Бог, Евангелие догмат о Боговоплощении, догмат об искуплении, христианство, православие и др.);

дающие общее представление о строении Царства Божия на небе (тот свет, Царство Божие, чистилище, Ад, Рай, ангел, серафимы, херувимы и др.);

именующие богословские науки (нравственное богословие, религиоведение, патристика, христианская антропология и др.);

описывающие построение Русской Православной Церкви и ее клира (Церковь, храм, алтарь, звонница, иконостас, архимандрит, священник, епископ и др.);

характеризующие состав и виды церковной службы (литургия, молебен, соборование, крещение, исповедь, венчание и др.);

именующие православные праздники и события годового церковного круга (Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы, Пасха, Татьянин день, пост, родительские субботы и др.);

обозначающие дорелигиозные и религиозные конфессии, секты, веры (язычество, огнепоклонство, католицизм, Свидетели Иеговы, мормоны, муниты и др.);

характеризующие исторические события, символизирующие развитие христианства (Тайная вечеря, Распятие, Вознесение Господне, Воздвижение Креста Господня, канонизация, миссионерство и др.);

Кроме этих подгрупп в словаре представлены другие, но менее числом. Так, здесь даются описания лишь нескольких представителей зарождения и толкования веры – Иисуса Христа, Богородицы, Иуды Искариота. Даны небольшие описания одежд священнослужителя и т. д. Задача данного класса терминов состояла лишь в ознакомлении педагогов с основными понятиями широкого спектра описания православия, в восстановлении для них утраченных значений и смыслов. Не более. Задач катехизации словарь не ставит Это дело церкви.

Четвертую группу терминов составляют те, что характеризуют русскую культуру в ее народном культурологическом аспекте. Эта группа занимает около 19% объема словаря. В нее включены:

буквы современного русского алфавита, описанные как явления культуры (А, Б, В, Г, Д и т.д.);

времена года, месяцы, дни недели, время дня (лето, зима, август, сентябрь, понедельник, вторник, час, минута, день, полдень и др.);

названия русских народных праздников согласно народному календарю (Акулина-гречишница, елка, осенины, хоровод, тезоименатство, Спиридон-солнцеворот и др.);

образные выражения, характеризующие оценочные отношения народа к своим людям (аника-воин, бедовая головушка, белая ворона, богатырь, краснобай, лада и др.);

названия народов, составляющих славянский и теории их развития (арийцы, белороссы, малороссы, великороссы, русские, святая Русь, славянофильсво, западничество, евразийство. славяне и др.);

названия всех возможных родственников и родственных отношений (бабушка, батя, брат, вдова, внук, деверь, золовка, падчерица и др.);

сказочные образы, как выразители тайных смыслов истории славян и русского народа (Баба-Яга, барабашка, дрема, Жар-птица, Змей-Горыныч, Иван-да-Марья, Кикимора и др.;

русские традиции и празднования (бабье лето, багренье, баня, «барыня», берегиня, братчина, братское кладбище; все виды свадеб: бриллиантовая, деревянная и др., веснянки, гадание, годовой календарный круг, гулянье, званый обед, колыбельная песня, медовый месяц и др.).

Есть и другие термины-понятия: элементы русских обычаев и традиций, русского рукоделания, цвета радуги в трактовке русской культуры и т. д.

Наконец, пятая группа слов – это наименования качеств личности преимущественно нравственного направления. По представительству она занимает второе место (за группой педагогических понятий) и составляет примерно 28% от состава словаря. Замечено, что в русском языке есть разные лексические формы для обозначения личностных качеств человека. Наиболее значительная подгруппа слов образована от исходного существительного с помощью суффикса: честь – честность, вера – верность, ответ – ответственность и т. д. Другая часть «нравственных» слов создана от исходного глагола с помощью приставки и суффикса. Например: непоседа, заводила, забияка и др. Есть сложно-составные существительные: миролюбие, своеволие, добротолюбие, себялюбие, самонадеянность, малодушие др. Есть также слова, через которые выражается мировоззренческая сторона человеческой нравственности, образующиеся с помощью «всяких измов», т.е. суффикса «изм». Как привило, это слова иностранного происхождения: патриотизм, педантизм, мессионизм, интернационализм и др.

Все нравственные качества личности условно подразделяются на три подгруппы: положительные, отрицательные, нейтральные, т.е. проявляющие себя, свою «нравственность» в зависимости от ситуации. Нравственная дихотомия в системе «добро – зло» есть поле нравственного выбора личности в условиях свободы. Так, полярными являются такие пары качества, как «жалость – безжалостность», «нравственность – безнравственность», «верность – неверность», «бережливость – расточительность» и др. А вот «доверчивость», «гордость», «душевность» не в любых ситуациях могут проявляться как однозначно положительные качества.

Кроме терминов, которые являются либо научными, либо стали предметом современной науки, в словарь включены некоторые устаревшие слова, некогда украшающие русскую речь, а сегодня позволяющие заглянуть вглубь веков и почувствовать то далекое время. Мы не удержались от соблазна и описали абракадабру, азы, какографию, авось, благочестие, хлебосольство, столпописание, багренье, багряница, байка, балагур, барышня, баю-баюшки-баю, забава, ижица, лада и многие другие. В русском языке, по данным В.И. Даля, существовали слова с приставкой «како», обозначающей плохо, неверно, дурно. Это «какология», «какофония», «какография» - все они указывают на плохо выполненную работу: «какая это логика?», «разве это писание?» Такой же смысловой эффект дают слова от русского междометия «ба», означающего восторг, радость, изумление: баба, бабушка, багренье, багряницы, байка, балагур, баня, барыня, барышня, басня, баян. Действительно, какие мягкие, благозвучные, добрые слова, усмиряющие нрав и страсти человеческие.

Что касается происхождения слов, составляющих словарь, то не у всех нам удалось узнать их прошлое, некоторые, можно сказать, имеют «двойное гражданство». И все-таки приближенно можно сказать, что около 55% слов имеют славянско-русские корни, 20% – греческие, 18% – латинские, 2,5 – французские, 0,7% – немецкие, 1,0% – еврейские, 0,3% – татарские.

Нередко определить происхождение слов без глубокого специального исследования невозможно. Словари дают противоречивые данные. Так, слово «мораль» французского происхождения и обозначает «нравственность». Но тогда как понимать данные В.И. Даля, который зафиксировал употребление в русском языке слова «маральный» от слова «марать», т.е. пачкать? То же со словом «мародер», которое, согласно словарю, являет французское происхождение. В.И. Даль дает это слово, как произошедшее от русского же «миродер». По данным М. Фасмера изменения произошли после 1812 года, когда французское «мародер» выместило русское, хотя их значения и смыслы не совпадали: «мародер» – это грабитель, а «миродер» – чиновник или управляющий, обирающий подвластных людей. Во время работы над словарем мне невольно приходила мысль о том, что надо вернуть некоторым словам их истинное славяно-русское происхождение, возродить их историю. И в то же время навязчиво думалось, что славянские языки, греческий и латинский имеют один корень, одну основу и потому о заимствованиях нельзя говорить однозначно. Многие русские слова с инопроисхождением я бы к таковым не отнесла. Письменность – еще недостаточное доказательство такого феномена.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: