Знание проблемы и накопление информации к описанию тех или иных слов в словаре еще недостаточно для его составления. Здесь нужна своя особая технология работы со словом.
Выше мы употребляли такие слова, как «термины», «понятия» и собственно «слова». Для начала надо разобраться с тем, как составлялся словник, а это значит, как проводилась операционализация понятий, как они выделялись из слов и терминов.
Операционализация понятий проводится пошагово, начиная с работы со словом.
Шаг первый. Определение круга научных и практических сфер, в рамках которых так или иначе представлена проблема духовно-нравственного становления человека. В качестве таких источников сбора нужных слов мы взяли: педагогику, психологию, философию, социологию, педагогическую антропологию, экологию, культурологию, а также догматическое и нравственное богословие, историю христианства и историю педагогики.
Шаг второй. Определение жанровых источников разработки словаря. Здесь мы решили не ограничивать себя чем бы то ни было и взяли все, что позволяли общественные и личная библиотека: словари, учебники и учебные пособия, научная литература, средства массовой информации, художественная литература, а также обыденное и профессиональное общение и личный опыт. Собственно, мы брали все, что позволяло время и что несло полезную для словаря информацию.
Шаг третий. Чтение и проведение контент-анализа текстов по выделению слов и словосочетаний, так или иначе причастных к раскрытию или характеристике проблемы духовно-нравственного становления человека. Слова, в данном случае, для нас были буквенно-звуковыми символами определенных жизненных значений и смыслов. Таких слов и словосочетаний мы в конечном итоге набрали свыше десяти тысяч. Их мы расположили в алфавитном порядке и составили словник.
|
Шаг четвертый. Из этих слов мы выбрали те, что обладали признаками термина, т.е. имели или могли иметь знаковое значение для педагога, которые могли сыграть какую-то роль в его профессиональной деятельности. Слова-термины наделены педагогической функцией. При такой селекции, естественно, словник сократился более чем вдвое. Из него были выведены слова, не входящие в профессиональное и личностное поле педагога. Особенно много было сокращено философских и религиозных слов.
Шаг пятый. Выделение дефиниций, т.е. значений, которые нес в себе термин. Известно, что многие термины в педагогике полифункциональны. Задача состояла в определении этих функций и сохранении специфически педагогических. Так, «воспитание» и «образование» многозначны. Они используются разными науками. В словаре выделялись лишь их педагогические смыслы и значения. Также мы сокращали описание терминов «двор», «жизнь», «хлеб», «хаос», «судьба» и многих других. Этим мы сокращали многозначность слов и делали словарь более целенаправленным.
Шаг шестой. После дефиницирования терминов необходимо было раскрывать их содержание, развертывать характеристики, т.е. «превращать» в понятия. Делалось это через генетический анализ, т.е. выявление истории слова (этимологии) и истории самого явления, им обозначаемого. Для понятийного описания потребовался и прагматический анализ, т.е. соотношение с реальной практикой. Понятийное описание требует проведения структуризации, выделения состава, признаков. Наконец, оно завершается категориальным синтезом – как обобщением всех характеристик дефиниции и приписывание на этой основе категориального статуса сформированному (раскрытому) понятию.
|
Эта последняя, шестая операция наиболее трудоемкая, осуществляемая применительно к нашему словарю как накопление, сверка и выбор самых всевозможных характеристик системы «слово – термин – дефиниция – понятие» и создание о них банка данных.
Шаг седьмой. Составление словарной статьи. Кроме того, что здесь следовало соблюдать правила определения понятий, необходимо было учитывать специфику словаря и его назначение – педагогу. Отсюда, перед определением были выдвинуты такие требования, как педагогизация непедагогических терминов, где это возможно, и оцерковление нерелигиозных терминов, опять же там, где это возможно. Эта операция позволяла интегрировать фактически три основных источника понимания проблемы: собственно педагогику, православие и русскую народную культуру. Сложность в процессе интегрирования состояла в различии лингвистической культуры словоформирования и словоопределения во всех этих трех источниках. Так, христианским словам свойственен символизм. аллегоризм, духовное начало, чего нет в педагогической научной терминологии. Культурологической терминологии русской народной культуры свойственны природная чувствительность, естественность, эстетичность. Опять же чего нет в педагогике как научном знании.
В результате такой операционализации понятий в словаре остаются термины-понятия, т.е. такие слова-типы, которые удовлетворяют следующим технологическим требованиям: обладают самостоятельным значением и общественным в том числе профессиональным признанием, логически завершены и нерасчленимы по смыслу, способны к самостоятельному существованию вне контекста и переносу из одного контекста в другой, являются опорными для образования других терминов-понятий. При этом, естественно, что они не всегда состоят из одного слова и имеют единую грамматическую форму.
|
Окончательная самоэкспертиза позволила отобрать наиболее актуальные термины-понятия, способствующие обогащению и росту словарной основы поставленной проблемы, соответствующие или, во всяком случае, не противоречащие их научному пониманию.
Правда, в словаре есть исключения. Можно встретить многозначные термины, недостаточно раскрытые, без определения происхождения, явно устаревшие и т. д. На это мы шли сознательно, гипотетически приписывая этим словам либо будущее, либо значимое прошлое.
Принятые сокращения.
В словарных статьях практически нет сокращений, не считая случаев, где определено происхождение слова. И тогда приняты следующие сокращения:
англ. – английский язык,
гр. – греческий язык,
др.-рус. – древнерусский язык,
евр. – еврейский язык,
индоевр. – индоевропейские языки,
лат. – латинский язык,
нем. – немецкий язык,
рус. – русский язык,
санскр. – санскритский язык,
сканд. – скандинавский язык,
ст.-слав. – старославянскй язык,
тат. – татарский язык,
тюрк. – тюркские языки,
фр. – французский язык,
ц.-слав. – церковнославянский язык.
В заключение еще раз о том, зачем нужен этот словарь педагогу. Сверхзадачи я бы определила так: для самопознания, для самовозрождения, для самовоспитания в духе Веры, Надежды, Любви и Мудрости. Делается это погружением в русский язык. Известный писатель Валентин Распутин на вопрос газеты «Завтра», что он чаще всего читал, ответил: «Я читал словари. Я не заставлял себя читать их, я отдавался им с редким удовольствием. Читал и Даля, и областные словари, и древнерусские. Мне кажется, что я напился русским словом только теперь».
Ваша В. Безрукова
А
А – первая буква современного русского алфавита, обозначающая гласный звук. В кириллице она писалась и произносилась как «Азъ». В первославянской философической азбуке эта буква обозначала абсолютную истину, начало всего, первооснову. В русской культуре она также символизировала Могущество, Мудрость, Совершенство, Идеал. Благодаря этим высоким исходным смыслам буква «А» до сих пор наделяется большой душевной и интеллектуальной силой: считается, что ее употребление, будь то устная или письменная форма, побуждает к почитанию, восхищению, уважению того, что с её помощью называется. В речи славян «Азъ» была еще личным местоимением («Азъ есмь то, что Азъ есмь»), с этой функцией она встречается и сейчас в церковных текстах. В то же время в них она означала Троицу в Единстве. Крест святого Андрея Первозванного тоже связан с этой буквой. В XVII в. «Азъ» перешла из церковной литературы в светскую художественную и получила несколько иные значения: «азы» как начала и зады, т.е. небольшие, незначительные знания. Такими азами еще в дореволюционные годы называли алфавит. В настоящее время диалектная речь с акцентом на букву «а» и частой заменой ею буквы «о» называют «аканьем». Буква «А» - одна из любимых букв детей. Числовой значение «А» в церковнославянском языке – 1.
Аборт (лат. – выкидыш) – рождение нежизнеспособного ребенка. Абортивный ребенок – это недоношенный, родившийся прежде времени ребенок. Абортивные средства – это средства, прерывающие развитие процесса беременности женщины. Бывают самопроизвольные аборты, т.е. без вмешательства извне, по причине болезни матери, например. Искусственные аборты вызываются операцией или другими средствами. Они преднамеренно прерывают беременность по медицинским или социальным показателям: при социальной или физиологической незрелости организма женщины, например, при несовершеннолетии, пребывании в местах лишения свободы, лишении прав материнства и др. Искусственный аборт опасен последующим бесплодием женщины. К тому же, совершая его, женщина испытывает чувство вины, греха за убиение младенца. Православная церковь осуждает искусственные аборты как преднамеренное детоубийство. На этой же точке зрения стояла традиционная русская культура.
Абракадабра (лат. – непонятное) – непонятные, лишенные смысла высказывания. В русской дохристианской мифологии это была магическая формула из таинственных слов, употребляемых колдунами и знахарями для заклинания болезней. В среде учащихся это слово используется как жаргонное при осуждении безудержного словоблудия, смысловой бессмыслицы, тарабарщины, бестолковости со стороны кого бы то ни было.
Абсолютное бытие (лат. – безусловное) – понятие теологии, обозначающее сущего Бога, выразившего себя в материи. Сущность человека и чего бы то ни было состоит не в их собственной внутренней природе, а в Божественном присутствии, вложенном в них. В этом смысле человек всем достигнутым им в жизни обязан не себе, а Богу и тому, что в него вложил Он. Это и есть абсолютное бытие человека, самостоятельное и самодействующее, независимое от внешних условий, устойчивое и всеопределяющее. В философии это понятие используется при характеристике свободной, совершенной и конечной действительности, ее наивысших ценностей. В обыденном сознании абсолютное бытие человека – это его сущность, истинное лицо, очищенное от случайного и временного, проявляющееся как духовный стержень, соответствующий высоким нравственным идеалам.
Абстрактный гуманизм (лат. – отвлеченный) – гуманистические идеи и суждения, теоретически и логически верно построенные на категориях гуманизма, но по существу отдаленные от жизни, идеализирующие ее, отвлеченные от специфики ее форм и проявлений. Представители абстрактного гуманизма, вольные и невольные, освобождают себя от ответственности за результаты использования на практике своих мыслительных конструкций и предложений. В народе говорят, что они любят весь мир, но не способны любить и помогать ближнему человеку, нуждающемуся в их помощи. Это гуманизм, отвлеченный от непосредственных переживании человека, удаленный от жизни и чуждый ей. В основе его чаще всего лежит эгоизм его носителя, желающего казаться иным. Такой гуманизм встречается и в школе: некоторые учителя любят, или готовы любить всех детей, но не любят никого конкретно, не оказывают им помощи, не проявляют заботы. Абстрактный гуманизм это пассивный гуманизм бездеятельных людей.
Авансирование доверием (фр. – опережение) – это методвоспитания, являющийся разновидностью метода авансирования личности. Сущность метода состоит в проявлении доверия к словам и объяснениям ребенка, веры в его силы. Проявляется метод преимущественно как поощрение, подбадривание, указание на способности, задатки и прошлые успехи. Данный метод стимулирует улучшение работы воспитанника в ближайшем будущем (зоне ближайшего развития), мотивирует игровую, учебную и трудовую деятельность. Этот метод используется при создании ситуации успеха, при психологической подготовке к деятельности.
Авансирование личности – в педагогике употребляется как метод стимулирования развития человека. Суть его состоит в проявлении педагогом или родителем особой изначальной расположенности к воспитаннику, доброжелательности, веры в его силы и возможности, его изначальную нравственную основу поведения и мысли. Применяется как метод, опережающий его реальные успехи и заслуги: «выдать ученику аванс», «оценить авансом качество ответа на уроке». Также применяется как метод доверия к объяснению ребенком своих поступков. Предварительное авансирование личности располагает воспитанника к самоуважению, caмoуправлению, самовоспитанию, а также, в свою очередь воспитывает доверие к воспитателю, расположенность к нему. Этот метод чаще всего используется при создании ситуаций успеха, при психологической подготовке ребенка к какой-либо деятельности, для стимулирования положительного поведения и духовного саморазвития. Нередко он используется как метод авансирования доверием и совпадает с ним.
Август (лат. - по имени императора Августа Октавиана) – восьмой месяц календарного года, третий месяц лета. Месяц назван в честь внучатого племянника Юлия Цезаря – Августа Октавиана. К тому же, Августу, самому давшему это название месяца, не захотелось иметь его короче, чем июль – месяц самого Цезаря, и он своей волей взял один день от февраля и добавил к августу. Старинные русские названия августа – зорев (от зари или зарницы), жнивень, серпень, густарь. В народе этот месяц называют соберихой да припасихой. По церковному календарю 1 августа –день памяти Преподобного Серафима Саровского и святой Макрины; 2 августа – день Пророка Илии, Ильин день; 6 августа – праздник в честь страстотерпцев князей Бориса и Глеба; 9 августа – день памяти Великомученика целителя Пантелеймона; 14 августа – Медовый Спас; 19 августа – Преображение Господне и Яблочный Спас; 28 августа – Успение Пресвятой Богородицы; 29 августа – день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, день поминовения и Хлебный Спас. В августе начинается Успенский пост. Для всех учащих и учащихся – это последний месяц каникул. У сельского труженика главные заботы – покос, пахота и посев. В августе можно есть все плоды и фрукты. В этот месяц надо особо внимательно относиться к приметам природы: полезны для здоровья росы, но дожди вредны для сена.
Авось (др.рус.) – фразеологическое выражение, употребляемое в русском языке при характеристике действий, поступков. рассчитанных на случайную удачу и возможный эффект. Такие действия, как правило, осуществляются экспромтом, без подготовки, без предварительного планирования. Так нередко «на авось» идет учащийся на урок, не выполнив задания и надеясь, что его не спросят, то есть «пронесет». «На авось» учащиеся и студенты могут идти на экзамен, рассчитывая на удачный (знакомый) билет или милость экзаменатора. Иногда «на авось» действуют и учителя. Принято считать, что поступки подобного типа свойственны русскому человеку и являются особенностью его характера. В русском языке замечено употребление этого слова с XII века.
Авсень (овсень) (др.рус.) – в древнерусском языке так называли первый день весны и начало нового года – 1 марта по старому календарю. В народе этот день издревле широко праздновали, мифологически персонифицируя. Это день торжества Авсения над силами Зимы, когда «заклинали весну», уничтожая чучело, воплощающее Зиму (смерть), пели песни-веснянки. Считалось, что 1 марта снеговая вода обладает целительной силой, отчего ею поили больных и слабых. Позже этот праздник перешел в Святки с колядованием и более широким празднованием. В связи с возрождением народных традиций он празднуется во многих семьях и школах. Он входит в Годовой календарный круг. Своим происхождением «авсень» обязан слову «весна»: когда-то оно звучало как «об-весень», т.е. «пора, близкая к весне».
Автономная семья (гр. – самоорганизованная) – это семья, поведение которой позволяет ей жить без специальной социальной помощи со стороны государства и общественных организаций. Это семья, сумевшая занять в определенном общественно-экономическом и психологическом пространстве свое место и полноценно выполнять свои репродуктивные, экономические, медицинские (оздоровительные), сексуальные, образовательные, психологические, культурно-национальные, духовные, исторические и экологические функции по отношению к своим членам и обществу. Это семья, способная с относительным успехом приспосабливаться к меняющимся условиям жизни посредством перестройки трудовой деятельности и общественной активности, мышления, отношений и оценок.
Авторитаризм (гр. – власть, влияние) – стиль управления обществом и стиль лидерства в общественных объединениях, противоположный демократизму. Он характеризуется жесткой централизацией власти, концентрацией управленческих функций в руках одного человека или группы людей, подавлением свобод и деформацией прав и обязанностей граждан, широким использованием методов контроля, принуждения и наказания, государственно-монополистическим способом организации общественной и государственной жизни. Авторитаризм, проявляемый в государственном масштабе, именуется политическим режимом. На таком режиме основаны тоталитарные государства, религиозные секты. Советская педагогика, сформировавшаяся в Советском Союзе как тоталитарном государстве, нередко оценивалась как авторитарная, способствующая построению системы авторитарного воспитания.
Авторитарная педагогика – это система теоретического и методического знания о целях и путях воспитания человека в слепом и беспрекословном подчинении властным структурам, старшим по возрасту и положению людям, идеологическим концепциям. Основные методы воспитания послушного исполнителя: авторитет власти, отдельного лица («культ личности») или идеи (авторитет подавления), требование, приказ, назидание, нотация, наказание, осуждение, авторитет подкупа. Авторитарная педагогика игнорирует факт развития личности, способности человека к саморегуляции, права детей. Такая педагогика расцветает в тоталитарных государствах, при авторитарном стиле управления образованием. Низкая эффективность авторитарного воспитания в современных условиях очевидна. Прогрессивная педагогика отвергает авторитарную как проповедующую насилие над человеком, игнорирующую права человека, в том числе и ребенка, лишающую его условий свободного развития.
Авторитарная религиозная организация – религиозное объединение (группа, организация, вероучение, культ), характеризующееся жесткими методами управления своими членами, тотальным контролем за их сознанием и поведением, высокой централизацией власти в руках лидеров (адептов). Авторитарность является одним из существенных признаков сектантства. Авторитарные религиозные организации очень опасны для общества, они относятся к числу деструктивных сообществ, членство в которых приносит значительный вред развитию личности и ее здоровью. Такие организации раскалывают единство веры людей, размывают национальные культуры, уводят человека от насущных социальных проблем, ибо они внеисторичны и не имеют своих культурных основ.
Авторитарная семья – это семья, основанная на жестком и непререкаемом авторитете родителей. Как правило, авторитарными бывают патриархальные и мониматриальные семьи. В противовес этим семьям существуют эгалитарные семьи. В основе отношений членов авторитарной семьи лежит жесткий авторитаризм, в ней складывается система авторитарного воспитания, используются принципы и методы авторитарной педагогики. В случае возникновения противоречий между авторитаризмом семейного воспитания и демократическим стилем общественных отношений, первое терпит крах, вызывает протест у подавляемых членов семьи, ведет к распаду семейных отношений.
Авторитарное воспитание – это система педагогических мероприятий, цель и основные методы которых направлены на подчинение воспитанника какой-либо идеологической и политической идее, воле воспитателя или тому и другому одновременно. В авторитарном воспитании воспитанник, ученик или студент, всегда выступают в роли объекта воспитательного воздействия. В этой системе много насилия, ложной патетики, излишне много требований, контроля и гипертрофирована роль внешней оценки.
Авторитет (лат. – власть, значение) – это социально-педагогическая и психологическая категория, посредством которой характеризуются отношения между людьми в процессе их жизнедеятельности, а также ценностные ориентации на те или иные моральные категории или материальные блага. Авторитет есть признание достоинств отдельного человека, организации, ученика, идеи или моральной нормы, значимых для успешности деятельности. Авторитет может быть естественным, передаваться из поколения в поколение как традиция, а может быть и искусственно создаваемым, внушаемым насильственно и даже зомбированием. Авторитеты делаются ориентиром в жизнедеятельности людей и потому в системе образования используются как метод воспитания. Различают разные виды авторитетов: авторитет возраста, авторитет сердца, авторитет дежурных, авторитет коллектива, авторитет родителей, авторитет руководителя, учителя. В то же время есть авторитет денег, авторитет подавления, авторитет подкупа и т.д. Авторитет – явление неустойчивое. Он возводится и свергается под влиянием множества факторов: исторических, социальных, экономических, политических, психологических, возрастных и др. Авторитет лежит в основе лидерства, определяет имидж и престиж человека в коллективе и обществе. В 90-е годы в период перестройки общественно-экономического уклада России, термин «авторитет» закрепился за лицом, возглавляющим криминальное объединение. В русский язык «авторитет» вошел с начала XVIII в.
Авторитет возраста – это авторитет старшего перед младшими, существующий как система естественных прав и обязанностей, выполняемых по отношению друг к другу на разных ступенях своего возрастного развития. Так, младшие по возрасту обязаны руководствоваться определенными этическими правилами при взаимоотношениях со старшими – слушаться их, уступать место, первыми приветствовать и т.д. Старшие, в свою очередь, несут большую ответственность за младших – воспитывают, обучают, защищают, помогают, в том числе и материально, передают традиции и обычаи, подают личный пример и т.д. Авторитет возраста – это традиция многих народов мира; степень их проявления, в каждом конкретном случае, зависит от национальных особенностей, уклада жизни семьи, правовых норм, принятых государством. Как традиция, авторитет возраста у русского народа поддерживается обрядом крестин, родительским благословением, институтом главы семьи, этическими правилами. Эта народная традиция обеспечивает социально-психологическую связь членов семьи, общины, любого сообщества и общества в целом. Она проявляется как добровольное признание возрастной иерархии отношений, где бы они ни возникали. Благодаря им сохраняется социальная, моральная, культурная и даже экономическая устойчивость в обществе. Ослабление этой традиции ведет к разрушению связей поколений, к конфликту «отцов и детей», к «дедовщине». Построение высоко нравственных отношений в обществе и выстраивание их в учебном заведении должно непременно базироваться на традициях народа, в том числе авторитете возраста.
Авторитет коллектива – один из важнейших методов воспитания детей, особенно в подростковом возрасте. С помощью и посредством его можно эффективно влиять на поведение подростка, его ценностные ориентации, на успешность учебной и другой деятельности. Авторитет коллектива – это добровольное признание подростком сложившегося в коллективе общественного мнения, ценностных ориентаций, отношений, оценок и интересов. Подросток жаждет соответствовать требованиям коллектива, а потому часто и охотно в соответствии с ними корректирует свое поведение и отношения, осуществляет самовоспитание. Поскольку коллектив является мощным средством развития личности, потому и авторитет его в глазах ребенка просто необходим. Педагогу остается корректировать силу влияния авторитета коллектива на личность ребенка. Всякое превышение силы авторитета коллектива над личностью может привести к воспитанию конформизма, к подавлению личностной автономии, к усреднению личностных качеств и даже к комплексу неполноценности.
Авторитет матери – особая форма семейного авторитета, основанного на признании за женщиной изначальных первоправ в устройстве мира, дома и семьи. За женщиной признается способность с помощью интуиции более глубоко воспринимать и понимать не только видимый, но и невидимый мир, ее умение решать сложные проблемы иррационально, с помощью трансцендентального бессловесного мышления и чувств. Женщина в русской традиции признается ядром семьи и дома. Любящее сердце матери (жены, дочери, сестры, невесты) вдохновляет на труды, подвиги, смягчает отношения, ведет к совершенствованию. За женщиной признаются возможности и способности в короткие сроки менять мировоззрение своих близких, изгонять из дома все разлагающее, тлетворное, безнравственное и привносить в жизнь правду, добро, культуру, чувство единого дома, самопожертвование. Авторитет матери – это авторитет женского начала в семье.
Авторитет подавления – особое состояние личности или коллектива, характеризующееся добровольным признанием физической силы – силы власти, имени или знаний, на основе чего возникает сознательное умаление собственного достоинства, отказ от самостоятельных суждений, желаний и форм поведения. Авторитет подавления проявляется в личности как метод волевого самоподавления каких-либо мотивов деятельности, желаний, интересов, форм деятельности, сознательного отвергаемых ею. Нередко авторитет подавления связан с конформизмом личности и ее конъюнктурным поведением. Им нередко пользуются «трудные» подростки в общении, а также учителя и родители, не находящие педагогически целесообразных способов управления развитием ребенка. Авторитет подавления часто приводит к появлению комплекса неполноценности, особенно у детей, подпавших под него.
Авторитет подкупа – особое состояние личности или коллектива, характеризующееся добровольным и сознательным признанием силы и полезности подкупа в общении с людьми, в управлении ими, в воспитании и обучении. Под «подкупом», при этом, понимаются подарки, ласки, лесть или деньги, приносимые с целью достижения какой-либо цели, уступки, помощи от одариваемого лица. Такие пoдapки во взрослой жизни называются взяткой. Авторитет подкупа возникает там, где общественное мнение допускает его применение, где нет юридических норм, ограничивающих его существование. Им нередко пользуются родители, которые мало занимаются детьми, в целях компенсации своего невнимания или привлечения детей на свою сторону в семейных спорах. Иногда используют учителя и даже дети, когда хотят получить выгоду от кого-то, добиться послушания и подчинения.
Авторитет родителей – это признание детьми высокой значимости достоинств каждого из родителей и семьи в своей собственной жизнедеятельности. На этом строится семейное воспитание и успешность родительского влияния. Авторитетным в родителях дети считают их возраст (авторитет возраста) или умения «вести дом», создавать в нем благоприятный моральный климат, материальный достаток, а также способность родителей иметь высокое общественное лицо, занимаясь общественно полезной деятельностью и т. д. Авторитет родителей для детей может основываться и на безнравственных ценностях: умении добывать материальные средства любым, в том числе и незаконным путем, умении подчинять детей своей физической силой или силой ремня, запугивания и др. Некоторые родители, как правило, асоциального поведения, стремятся к созданию авторитета личной власти, ведущей к подавлению воли ребенка (авторитет подавления, авторитет подкупа). Отсутствие авторитета родителей в семье ведет к отчуждению детей, к рождению семейных конфликтов, к появлению неразрешимой проблемы «отцов и детей».
Авторитет сердца – понятие, выражающее высокую степень доверия к «голосу сердца». Сердце является более совершенным человеческим органом, чем мозг. Оно более постоянно и верно, оно не ошибается и не обманывает, оно «знает» все и способно дать ответ на любой, трудный даже для ума вопрос. Сердце – это носитель чувств, ощущений, интуиции. «Сердце вздрогнет первое, сердце затрепещет первое, сердце узнает много прежде, нежели рассудок мозга дерзнет помыслить». Все, что доходит до сознания человека, должно проходить «цензуру сердца». «Голос сердца» может быть единственным верным советником, нравственным судьей, бесспорным авторитетом. Авторитет сердца есть метод самовоспитания, самоконтроля, саморегуляции человека.
Авторитет учителя – это признание учащимися достоинств учителя, результатом чего является доверие, признание и поддержка его идей и действий. В системе образования авторитет учителя используется как метод воспитания. Для учащихся, как правило, авторитетным является тот учитель, личностные достоинства которого не противоречат ценностным ориентирам самих учащихся. Учитель и учащиеся сознательно используют свои авторитеты, влияя именно ими друг на друга. В школьной и вузовской практике складывается подчас мало объяснимая система авторитетов: учитель, авторитетный для детей одного возраста, может не восприниматься детьми другого, авторитетный в одном виде деятельности педагог может игнорироваться в другом и т.д. Учителю приходится упорно трудиться на свой авторитет и еще больше сил тратить на его постоянное подтверждение и поддержание. Авторитет входит составной частью в имидж учителя. Авторитет учителя может сделать его лидером и в педагогическом коллективе, он есть важный показатель качества работы педагога и учитывается при аттестации.
Агиография (гр. – святой, пишу) – наука, занимающаяся изучением житий святых, богословскими, культурологическими, психологическими, социальными и историко-церковными аспектами святости. Жития святых изучаются для того, чтобы воссоздать представление о явлении святости, спасении души, обожении человека и т.д. Жития используются как источник знаний по истории церкви и гражданского общества, о характере духовности общества. Они также рассматриваются как литературные произведения, ибо пишутся по определенным литературным канонам, имеют свою типологию, структуру, свою проблематику. Известны такие жанры житий святых, как: похвала святому, акты мучеников, биография святого и др. Иногда вместо термина «агиография» может использоваться «агиология» для обозначения самих исследований, технологии их проведения, но чаще как синоним.
Агнец Божий (ц.-слав. – ягненок Бога) – иносказательный оборот, характеризующий человека непорочного, смиренного, незлобивого, кроткого, сохраняющего детскую невинность и чистоту помыслов, чувств и поступков. В христианстве так называют Иисуса Христа, «непорочного во плоти», принесшего Себя в жертву за грехи человеческие. Иногда в быту используется с негативным оттенком – при характеристике инфантильности человека. В практике православного богослужения «агнецом» называют литургический хлеб, приготовляемый священником из просфоры и используемый для совершения таинства евхаристии, т.е. причащения.
Агни Йога (санскр. – Живая Этика) – это религиозно-оккультное учение о Человеке как части Космоса, делающее заявку как на учение об основах всех мировых религий и философий. Учение, именуемое еще Божественной этикой, трактует человека и его миссию на Земле с внеземных космических ступеней эволюционного развития. Предмет изучения Агни Йоги – скрытые тайные силы в человеке и их развитие. «Йога», при этом, понимается как высшая связь человека с космическими энергиями. Цель учения – преображение внутреннего мира человека, формирование космического мышления (эфиризация сознания) и «чистого» сознания, ориентация на космические законы. Возникло в начале ХХ века, в период глубокого духовного кризиса Российского общества. Объектом религиозного отношения выступает «огонь», «дух», «абсолют», «энергии», «стихии». Это дало основание относить учение к числу неоязыческих пантеистических. Православная церковь считает, что это новая религиозная, а не светская доктрина, носящая антихристианский сектантский характер, отрицающая существование единого Бога, стремящаяся заменить собой все другие религии.
Агональный дух (гр. – борьба) – это свойство личности, выражающееся в ее готовности и способности продолжительное время находиться в воинственном состоянии, состоянии борьбы, противодействия, соревновательности в любой жизненной сфере – семье, на работе, в дружбе, в общественной жизни. Агональный дух, агональность, агонизм – это слова-синонимы. Явления, обозначаемые посредством этих слов, лежат в основе агрессии, агрессивности, агрессивной семьи, агрессивного учителя. Это тяжелое и трудно преодолимое состояние связано с особенностями нервной системы, воспитанием, а также с неприятием человеком своего социального положения. От агонального духа следует освобождаться, он лишает человека жизненных радостей, держит его в состоянии уныния и осуждения других людей, мешает обращаться. Он – основа нигилизма, байронизма, базаровщины.
Агрессивная семья – это тип семьи, большинство членов которой имеют агрессивность как качество личности и поведения. Члены такой семьи, при взаимной поддержке и поощрении, наносят вред или ущерб людям и прежде всего соседям, чужому имуществу, окружающей среде. Грубость, драки, оскорбления, разрушительные действия – вот приемы поведения членов такой семьи. В основе их поведения часто лежит агональный дух, выражающийся затем как зависть, зло, невоспитанность, разрушительная неадекватная психика. Агрессивная семья может действовать под влиянием физиологического аффекта. Агрессивность семьи может повышаться и снижаться под влиянием ее отношений со средой, ее места в обществе. Потенциально эта семья есть источник правонарушений и даже преступлений, осуждаемых законом. Члены такой семьи, как правило, материалистически мыслящие люди, неверующие в Господа Бога, далекие от соблюдения Законов Божиих.
Агрессивность (лат. – нападение) – качество личности, выражающее ее склонность к насильственным действиям, злым и недобрым суждениям, незаконным желаниям. В основе агрессивности лежит агональный дух, отсутствие тормозных механизмов и плохое воспитание. Агрессивный человек может не знать, что причиняет боль другому, а может, наоборот, мстить за боль, причиненную ему в детстве. У него нет совести, чувства стыда и потому стыдить его бесполезно. Агрессивность из эпизодического состояния может перейти в черту характера, показывающую мировоззренческую позицию человека, негативное отношение к каким-то определенным людям, сообществам, обществу в целом. Реализируется она в таких словах и поступках, которые порождают ссоры, конфликты, драки и даже правонарушения и преступления. В детском возрасте агрессивность выражается в форме грубости, задиристости, драчливости, озлобленности, недоброжелательности. Снимается она любовью и доверием окружающих, целенаправленным воспитанием, психотренингами, самовоспитанием души и верой в Бога.